Oct. 24th, 2015

morreth: (Default)
Originally posted by [livejournal.com profile] eregwen at Маска, я вас знаю!
В книге Лаврентьевой, посвящённой этикету пушкинской поры, приводится забавная история. Насколько я понимаю, дело происходило в 1839 или 1840.

«В прошедший вторник (23 генваря) был в московском Дворянском собрании маскарад. В числе замаскированных был один черный домино. Прелестная талия, маленькая ножка, шелковистые волосы и признаки женщины comme il faut, прекрасные перчатки и тонкий батистовый платок облегали молоденькую и, судя по этим данным, хорошенькую женщину/ Толпа молодых людей ходила за завлекательной незнакомкой; никто не осмеливался подойти к ней; наконец она встретила одного молодого человека, взяла его за руку и пошла с ним ходить. Молодой счастливец был в восхищении. После долгого разговора он спрашивает, одна ли она? Смущенный голос отвечает: "За мной хотел приехать брат, но его нет". – "Позвольте же мне найти вашу карету и довезти вас домой". Молодая женщина молчит и, кажется, соглашается. "Куда вы должны ехать?" – "На Т..." – отвечает робко. "Я ваш сосед, эта встреча вдвое приятна мне..." Несколько минут молчания. Молодой счастливец несколько раз осмеливается пожать пухленькую ручку. Через несколько мгновений ему кажется, что ему отвечают тем же; тогда он начинает надеяться; он говорит об любви, о наслаждении, о тайном предчувствии блаженства, которое тревожило его в этот вечер; оно сбывается так прекрасно, так неожиданно...
Во время этого селадонического напевания карета останавливается, он живет в том же доме; удивительно, как он до сих пор не знал ее; такое близкое соседство, и он не разгадал его. Он никак не мог надеяться на такое счастие.
При последней фразе молодого человека дама входит на крыльцо, лакей выходит со свечой; дама снимает маску...  )

Какую гамму чувств пережил, должно быть, молодой человек! :)
morreth: (Default)
Да ну вас в пень, нет никакой исламской угрозы.
Или там русской.
Или там донецкой.
Есть тысячелетние стратегии выживания в традиционном обществе, которые перестали работать.
Ну как перестали - их носители стали проигрывать носителям модерных стратегий везде и на всех фронтах. То есть, сами по себе они работают, а в условиях конкуренции - уже нет.
А кому нравится проигрывать? Покажите мне таких людей!
Да, они до чертиков инвазивны. Потому что это традиционное общество, там без этого никак, там нет автономии у людей, нет четких границ между "я" и "мы". Только между "мы" и "они". Причем "они" - враги, сволочи и зла желают по определению. Потому что это не мы.
Все, все через это прошли. Россия с Китаем проходят дольше всех, потому что их тупо до хрена. Потому что Китай только сегодня перевалил за отметку "50% населения страны живут в городах", а СССР - два поколения назад.
Почти половина страны проживает в ментальной деревне. Вот и все.
(Да, дорогие украинцы, и вас это тоже касается)
Жители тысячелетней ментальной деревни люто, бешено инвазивны - и в других подозревают такую же самую инвазивность, потому что другого опыта поведения с ближним у них нет. Если я хочу, чтобы соседская девка Машка носила юбку в пол и не смела при мне курить - то, понятное дело, что и Машка хочет меня заставить носить юбку до пупа и сунуть мне сигарету в рот. А если Машка лесбиянка, то мне вообще хана.
В голове нет кластера, занятого тактикой выживания в качестве автономного "я" среди других автономных "я". Нет четкого навыка налаживания связей в этом качестве, взаимодействия с людьми в этом качестве. И тут мусульмане совершенно не отличаются от христиан, ну аж никак.
Как произошли все эти исламские революции? Да очень просто: с развитием производства в города кинулись миллионные массы деревенских, совершенно косеющих при виде женщины без никаба. Стали простым большинством и сделали себе исламскую революцию.
То есть, главный исторический парадокс заключается в том, что без промышленной революции, без движения страны к модерну, вся эта деревня сидела бы себе в деревне и не пыталась диктовать городу свои правила. Но развитие производства ртебует рабочих рук, взять их негдеЮ кроме как в деревне - а приезжая из деревни массами, эти руки привозят деревню с собой.
В этом,собственно, и состоит трагедия догоняющей модернизации. Трагедия России, если вам нужен пафос. Хотя с фига ли только России - А Индию куда? Китай? Иран?
ИГИЛ - это деревня, только вооруженная и ебанувшаяся от соприкосновения с городом. То есть наоборот - сначала ебанувшаяся, потом вооружившаяся.
Донбасс - в принципе то же самое.
Трудно вывезти деревню из девушки. Особенно если девушка исчисляется миллионами населения.
morreth: (Default)
Ура! Закотрупили Архидемона!
Не с первого раза, не без потерь, но закотрупили.
morreth: (Default)
У деревни всего мира есть черта, которая действует на моск сильней, чем любая религия, ай гаранти.
Это тотальная прозрачность жизни в ней. Кто чем занимается, у кого в доме беда, у кого веселье, у кого муж и к кому гуляет - все все знают.
И в значительной степени этому посвящен досуг.
Поэтому главным регулятором общественных отношений выступает не совесть, а стыд. Ну и мальца страх, что поймают за воротами и поколотят, или петуха пустят. Но в основном стыд. Каждый считает твою жизнь своим достоянием и не преминет тебе высказать, если ты не соответствуешь его представлениям о прекрасном.
В результате у большинства селян внутренняя этическая машинка, называемая совестью, не развивается. А зачем? Во-первых, стыд - достаточно эффективный регулятор, а во-вторых, человек с развитой совестью перестает быть конформистом, а значит, становится неудобен в управлении.
Соесть необходима горожанину, чья общественная жизнь протекает за пределами круга в сто-двести человек, где все всех знают. То есть, в детстве и горожанина, и селянина воспитывают одинаково на тему, скажем, "ельзя любить гусей", скажем, но мотивируют по-разному: селянин говорит, что будешь любить гусей, тебя быстро попалят, потому что все всех знают, и вломят красной звезды так, что неделю не встанешь, да еще и на все село прославишься как гуселюб, и тебя будут называть гуселюбом всю жизнь, и дети твои будут Гуселюбовы, и прижить их ты сможешь только в соседнем селе, потому что тут за гуселюба никто не пойдет.

НО! Если в этой деревне по каким-то причинам принято любить гусей (ну, традишн такой сложился за века), то селюку уже толком не объяснишь, почему это плохо. Максимум, на что он способен - это принцип "попал в Рим, делай как римлянин". Вот я попал в город, а тут никто не любит гусей и о гуселюбах говорят с нескрываемым отвращением - все, я закрываю рот на замок и притворяюсь, что я не любил гусей вообще и никогда, и даже на пять метров не подхожу к этим скверным птицам.

С городским же человеком малость сложнее - городские родители даже в первом поколении понимают, что дитя довольно скоро начнет тусоваться среди людей чужих и незнакомых, и придумывают более возвышенные мотивации: гуселюбство недостойно человека и неугодно Богу, оно негигиеничо и несимпатично, жестоко по отношению к гусям, гуселюбы заболевают противными болезнями и плохо пахнут. Не потому что родители сами по себе возвышенные и нравственные люди, а потому что им нужен эффективный механизм поведенческой регуляции дитяти, который пребудет и после того, как дитя покинет отчий кров и пороть его станет уже невозможно.

Поэтому городской человек дает преимущество закону над обычаем. В т. ч. и нравственому закону.

Когда селюк попадает в город всерьез и надолго, он в какой-то момент осознает, что тут можно за всю жизнь ни разу не попалиться на гуселюбстве. Дальше все зависит от того, насколько сильно в нем развит конформизм и насколько сильно он вожделеет гусей. Если конформизм побеждает, человек начинает "делать как римлянин", сливается с фоном и не вякает.

Если же побеждает вожделение к гусям, то ситуацию, в которой отсутствует "неусыпное наблюдение каждого за всеми" чел начинает воспринимать как "ура, можно любить гусей!". И пускается во все тяжкие.

(как вариант: он видит, что в городе можно ходить в коротких штанах, с длинными волосами, без паранджи - словом, что тут нет множества неписаных сельских конвенций - а значит, тут точно можно любить гусей, и если горожане не делают этого на улицах, то лишь потому, что у себя в туалете удобнее)

Еще хуже, если в селе было принято любить гусей, а в город на работы перетаскивается половина села. Человек оказывается среди своих, со своими конвенциями в голове, без стимула "делай как римляне", но при этом и без сельского общественного контроля. Гуляй, рванина. Отсюда дикие инциденты вроде группового изнасилования правозащитницы и ее дочери в лагере для сирийских беженцев.

Почему в обществах догоняющей модернизации, например, так неистребима коррупция? Потому что в сознании селянина это нормальная форма оплаты труда, и он дает чиновнику за подписаную бумажку точно так же, как дал бы плотнику за починенную крышу. И сам чиновник, вчерашний поселянин, относится к вопросу точно так же. Продвигась по лестнице вверх, он сильнее убеждатеся, что все так делают и от этого растут только размеры взяток, а совести при воспитании не положили, и умения мыслить дальней перспективой тоже.

Я не думаю, что тут можно что-то сделать волевым усилием. Да, хорошо бы завести торжество закона, да вот беда - служители закона сами селюки, в лучшем случае - во втором поколении. Со всеми вытекающими.
morreth: (Default)
Я одна с самого начала игры поняла, что Кайлан долбоеб и погубит армию? Или нас таких много?
morreth: (Default)
Я не понимаю, как можно не дать бутылку младенцу, который орет-надрывается в одном с тобой помещении.
Я понимаю, как его можно, например, придушить, устав от этого ора. Или выбросить в окно. Но сидеть и часами слушать, как орет - это какая прокачанная терпелка должна быть.
Вот это удивляет. Жестокость и подлость уже не удивляют. Совсем.
morreth: (Default)
Москва 1976 года у Булычева в "100 лет тому вперед" фантастическая уже хотя бы потому, что Юля после аппендицита и Алиса с сотрясением мозга лежат в одной палате. Хотя одна должна лежать в хирургии, а другая - в неврологии.

(если что, это шутка, в которой есть доля шутки)

АПД: Алиса ничего не ответила, а пошла с девчатами в душ.

Ааааа! Душ! В средней школе! После физкультуры!
Нет, у нас в раздевалке тоже был уголок с крантиками. Заваренными наглухо.
morreth: (Default)


Как жаль, что в этом году я не смогла играть! 14 место. Молодцы!
morreth: (Default)
Подтверждение:

http://pora-valit.livejournal.com/3882194.html

У меня, впрочем, другие прогнозы, нежели у автора статьи: Европа это переварит. Три миллиона русских переварила после революции, и это переварит.

May 2020

M T W T F S S
    123
45678 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 14th, 2025 10:18 am
Powered by Dreamwidth Studios