В следующей главе у Достоевского появляется мимолетно упомянутый Разумихин – единственный нормальный человек во всей этой гоп-компании.
Тут я сделаю некоторый скачок в сторону и отвлекусь на символику имен у Достоевского.
Достоевский часто дает героям имена «говорящие», но не напрямую, типа Сквозник-Дмухановский или Кнуров, а с подвыподвертом. Например, Раскольников — фамилия вроде бы и дворянская, но при этом прекрасно указывающая на нонконформизм и фанатизм.
С Разумихиным интереснее. Фамилия вроде бы и говорящая — персонаж и в самом деле представляет в романе глас рассудка. Но при это он не Разумовский, не Розумов, не Разумников, а именно Разумихин. То есть, основоположницей фамилии была женщина — некая Разумиха. Дама, несомненно, выдающихся достоинств, если поколения спустя потомков именуют по ней, а не по ее мужу, некоему Разуму или Розуму.
Вот этот вот легкий оттенок женственности подчеркивает сострадательность и «мягкость» Разумихина в сравнении с жестким и нелюдимым Раскольниковым.
Но у Федормихалыча вышла еще одна коннотация, которую он никак не имел в виду и которой я ни разу не встречала в русской критике — по всей видимости, русская критика ее попросту не заметила.
( Read more... )