Когда-то давно смотрела фильм. Не помню, как назывался. Еще в детстве - но впечатление произвел.
Про какую-то американскую аферистку поневоле. В своем маленьком зачуханном городке она с кем-то согрешила и вынуждена была бежать от дурной славы. По дороге встретилась с каким-то жуликом, он почувствовал в ней артистическую жилку, научил ее, как подделываются документы, как подбирается антуражный костюм, какие манеры приняты в каких слоях общества - словом, сделал из нее напарницу. Я не помню, что они там разыгрывали в первый раз - но ей не повезло: афера обломалась. Обоих посадили в тюрьму, но, поскольку это было ее первое дело, ей дали какой-то совсем символический срок. Она вышла и попыталась начать "честную жизнь" - то есть, пошла на фабрику. А это, я забыла сказать, 19-й век. Значит, фабрика такая с благотворительным оттенком, туда берут бывших "отсиденток", типа дают "путевку в жизнь". Жизнь же выглядит так: 12 часов ишачьего труда за ткацким станком, после чего какая-то еда и сон и опять какая-то еда и снова 12-часовая пахота. И вот, значит, девушки пашут, а по фабрике рассекают дамы-благотворительницы, и интервьюируют их на предмет - благодарны ли они за великое благодеяние? "Да, миссис", - отвечают девушки, скромно потупив глазки. Когда очередь доходит до нашей героини, она уже кипит - и на вопрос благотворительницы, как ей тут живется, отвечает: а вы поторчите за станком, узнаете.
Мегера тут же способствует тому, чтобы девушку выставили на улицу - и она, пока ее волокут охранники, успевает высказать все, что думает, и даме-благотворительнице, и директору фабрики, и охранникам, и подружкам, которые стоят, как бараны, пока кого-то лишаюют куска хлеба за то лишь, что он осмелился сказать правду.
Дальше она возвращается к прежнему ремеслу и ее жизнь идет по такой схеме: она сшибает где-то бабки, потом с ними куда-то приезжает, выдавая себя за другую, пытается начать жизнь сначала - но обязатетельно находится кто-нибудь, кто ее узнает и говорит: это вон та, она сидела. Раз за разом она встревает во все более криминальные аферы - и в конце концов оказывается в тюрьме.
Я была маленькая, но мне было жалко ее до слез. Человек всего лишь хотел выбраться из беспростветного фабричного городка. Кто-то ведь родился в этом высшем свете, гулял с боннами, танцевал на балах и не брал в руки ничего тяжелее книжки. Какова их заслуга? "Дали себе труд родиться?" (с) Бомарше. Почему она лишь за то, что родилась в другом социальном слое, обязана смотреть на дам-благотворительниц снизу вверх?
Ее ведь в этих аферах интересовала даже не нажива. Ей нравились ее новые личности. Возможность жить "хрустальной жизнью". Кто-то же живет, почему нельзя ей?
Это была преамбула. А теперь будет амбула.
( Read more... )