Jan. 23rd, 2008

morreth: (Default)
Итак, проблемы с богообщением.
По поводу проблем с богообщением у невротиков я расскажу старый-старый анекдот. У верблюда спрашивают: "Верблюд, а чего у тебя такая кривая шея?" - "А что у меня прямое?" - отвечает тот.

В смысле, да, у невротика проблемы в общении с Богом. А вы мне скажите на милость, с кем невротик общается без проблем?

Фишка в том, что невротик общается с людьми посредством своих "стратегий". С людьми это работает, их можно обмануть видимостью (не всех, не всегда - но многих и часто). С Богом не канает, Боженька не фраер, всю правду видит.

Не будем забывать: невротик постоянно испытывает базальную тревогу. То есть, не ждет от мира и людей ничего хорошего, не может им доверять и отношения строит как военную операцию, а война, как учит нас тов. Сун Цзы, есть путь обмана, дело, противное добродетели. Поэтому невротику при помощи своих стратегий удается строить отношения только до поры до времени. Потом эти стратегии начинают отношения разрушать.

С Богом проще: они не строятся с самого начала. Как их можно построить, если на передний план невротик выдвигает идеальное "Я", на кой Богу иметь дело с этим фантомом?

Проблема в том, что сам факт наличия базальной тревоги невротиком вытесняется так сильно, что до него доковыряться можно с большим трудом даже при помощи аналитика. А посему невротику очень трудно отдать себе отчет в том, что от Бога он, как и от людей, ничего, кроме подлянки, не ждет.

Но это не значит, что не хочет. Невротик до фига и много хочет. Причем от нормального хотения - все люди в жизни чего-то хотят, верно? - невротическое отличается именно нереальностью требований и нежеланием их как-то с реальностью согласовывать.

Ну, например, утешение "я не сто рублей, чтобы всем нравиться", лично в моем случае не работает, потому что я именно что хочу всем нравиться. Это и есть невротическая защита от базальной тревоги: если я очарую людей, они не захотят причинить мне зло. А поскольку защититься надо от всех, то и нравиться нужно всем. Вуаля.

Есть другие варианты - например, избрать мерой такой защиты свою правоту. Или со всеми соглашаться. Ну, короче, в выборе стратегий невротик не ограничен и не обязательно останавливаться на одной - я, например, с успехом (если данное слово тут подходит) чередую очарование, агрессию и изоляцию.

Столь же нереальные требования невротик предъявляет и к Богу. Звучит смешно в применении к Всемогущему, но мы должны помнить, что всемогущество никоим образом не подразумевает способность делать бессмысленное осмысленным. Невротик хочет от Бога не просто невозможных - бессмысленных вещей. Например, принимать его таким, какой он есть - и при этом считать "тем, какой он есть" идеальное Я. Совершенно точно описал невротическую молитву Св. Августин: "Господи, сделай меня целомудренным... только не сегодня". Понятное дело, что такой молитвенник на самом деле не хочет быть целомудренным - он хочет, чтобы целомудренным было его идеальное Я, с которым он воссоединится... когда-нибудь. В сверкающей перспективе. Но это идеальное Я и без того целомудренно, если невротику нужно от него именно целомудрия - оно надалено теми добродетелями, какими хочет наделить его творец. Но если ты Творец, говорит Бог - то мне нечего делать в твоей вселенной, парень: для двоих Творцов она тесновата.

Диалог с Богом затруднен еще по одной причине: невротик часто-густо создает себе не только идеальное "я", но и идеального Бога. Вообще, чем глубже заходит невроз, тем больше навротик имеет дело с проекциями себя, а не с реальными людьми. Поэтически это очень точно выразил Илья Кормильцев в "Чужой земле": "Я вижу только себя, везде встречаю свой взгляд".

Попробуем рассмотреть невротическую религиозность в аспекте создания идеального Бога на конкретном примере. На некоем христианском форуме мэйнтенер, увлекшись модными богословскими идеями, провозгласил, что Бог есть любовь, Бог никого не судит и не наказывает. Звучало это очень мило, но почему-то на всех несогласных тут же посыпались модератории и баны в количествах; более того - их клеймили загадочным определением "иудо-католики". Как-то это очень не вязалось с призыывами к любви. В чем же тут было дело?

Приходя в Церковь, невротик, как и все добрые люди, оказывается лицом к лицу с фактом собственной греховности. По образу идеального Я это лупит, конечно, со страшной силой - но кто думает, что невротик тут же отбросит идеальное Я и будет строить отношения с Богом напрямую, тот сильно ошибается. Бастион идеального Я большинство невротиков готово отстаивать до конца, в том числе и перед самим Господом. Собственно, идеальный Бог затем и нужен, чтобы защитить идеальное Я от реального Бога.

Какой механизм защиты невротик избирает - зависит от его личных предпочтений. В данном случае имела место быть попытка СДЕЛКИ. До ут дес. Я Тебе, Боже - исполнение заповедей, Ты мне - спасение души (это вслух; на самом деле - успокоение моей базальной тревоги).

Но проходит время, и человек обнаруживает, что сделка несколько пробуксовывает. Что-то бизнес не идет, а еле тащится, как сказал бы капитан Рейнольдс. С одной стороны, имеет место быть провал в области исполнения заповедей. С другой - хрен с маком вместо успокоения базальной тревоги (так выпьем же за точность формулировки!). Человек начинает осознавать, что по итогам его деятельности на ниве исполнения заповедей дело не выгорит. И тут ему приходит на помощь хомяковско-осиповский идеальный Бог, модель Т-300, улучшенная. И он начинает прославлять этого бога, бога Любви, который никого не наказывает (а просто посылает нахрен всех "необоженных").

Но форум кишит занудами которые не устают талдычить о том, что этот образ идеального Бога - липовый. А наш герой - администратор форума. Секете пафос? Короче, следующим шагом после построения идеального себя и идеального Бога становится созидание идеального форума. Проще говоря, удаление всех несогласных. Как это согласуется с "любовью и только любовью"? Лёгко. Невротик попросту игнорирует противоречие.

Поскольку проблема трудностей в богообщении стоит ребром для меня самой, я просто опишу это дело так, как оно есть, а вы уже делайте выводы.

Моя трудность в богообщении состтоит и состояла в том, что с Богом я общаться не хочу и, оглядываясь назад, вижу, что никогда не хотела. Если говорить о моих невротических требованиях, то это было требование чуда и Радости. Мне хотелось, чтобы мои проблемы были разрешены свыше, чудесным образом, без моих усилий в этом направлении. И чтобы я при этом продолжала испытывать переживание, которое Льюис назвал Радостью.

Общаться ради этого с Богом - я рассматривала данный процесс как необходимую издержку. Вроде необходимости общаться со скучным стариком ради того, чтобы выцыганить у него почитать интересную книжку. Тебе нужны эти пятьдесят "авемарий" - ладно; покончим с делом побыстрее.

Конечно же, кризис должен был назреть, потому что ожидаемого чуда не произошло; я не стала ни великим апологетом, ни локальной святой, творящей маленькие чудеса (о, исключительно во славу Божию, конечно!). Бог не выполнял условий сделки, а когда мои желания сбывались (например, между мной и Причастием перестал торчать Брилев), они сбывались так, что выигрыш казался мне совершенно не сообразующимся с потерями. Утратить хоть паршивого, но настоящего плотского мужчину и выиграть еженедельную порцию пресного хлеба, потребление которого не сопровождается никакими переживаниями... воля ваша, а это фиговатый бизнес. Да, я выполняла условия сделки нерегулярно - но с другой стороны, мне-то это сложней, чем Всемогущему, которому вообще все чохом. Короче, я Им была сильно недовольна.

Вообще, отдача себе отчета в своих невротических требованикях и их нереальности - полдела. Вторые полдела - это отдать себе отчет в том, чего ты хочешь.

Дальше под катом - анализ ситуации, который может показаться кое-кому крамольным.
Read more... )
morreth: (Default)
http://www.insultmonger.com/swearing/mandarin.htm

Команде будет полезно знать иногда, что именно сказал ее пилот :)
morreth: (Default)
Тут где-то пробегал текст про НАДОвцев. Очень это трогательно совпало с прочтением мной 3-й главы "Невроза и личностного роста" К. Хорни, которая так и называется - "ТИРАНИЯ "НАДО"".

Теперь мы обсудим тот аспект самоидеализации (кратко упомянутый в первой главе), в котором фокусом является его внутренний мир. В противоположность Пигмалиону, который пытался в свое, соответствующее его канонам красоты, творение превратить другого, невротик берется за работу по переплавке в высшее существо самого себя. Он ставит свою душу перед своим же образом совершенства и бессознательно говорит себе: "Забудь о том никудышном существе, которым ты являешься; вот каким тебе Надо быть, и быть таким идеальным – вот все, что имеет значение. Ты должен быть в состоянии вытерпеть все, понять все, нравиться всем, быть всегда продуктивным". Это лишь немногие из внутренних предписаний. Они безжалостны и непреклонны, и я назову их "тиранией Надо".
(...)
Ему Надо быть пределом честности, щедрости, внимательности, справедливости, достоинства, храбрости, заботливости. Ему Надо быть совершенным любовником, мужем, учителем. Он Должен вынести все, угодить всем, любить своих родителей, жену и страну; или же, напротив, ему Нельзя привязываться ни к чему и ни к кому, ничто Не Должно иметь для него значения, он Не Должен чувствовать обиду, а Должен быть всегда спокойным и умиротворенным. Он Должен всегда получать наслаждение от жизни, или же, он Должен быть выше забав и развлечений. Он Должен быть непосредственным, он Должен всегда сдерживать свои чувства. Ему Надо знать, понимать и предвидеть все. Он Обязан не сходя с места разрешить любую проблему, свою или чужую. Он Должен преодолеть любые трудности, как только они появятся. Ему Нельзя уставать или болеть. Он всегда Должен суметь устроится на работу. Все, что можно сделать не меньше, чем за два-три часа, он Должен делать за час.


"Надо" играет большую роль и в невротической религиозности. Речь тут не идет о таких вещах, как, скажем, исполнение церковных заповедей. Тирания НАДО в духовной жизни невротика простирается гораздо дальше и сопряжена с такой же нереальностью ожиданий и требований, как и в отношених с внешним миром. Невротик находится во власти НАДО, которые зачастую противоречат друг другу - например, он обязывает себя заниматься и созерцательной молитвой, и благотворительностью столько времени, что в 24-часовые сутки это просто не может уместиться. Или включает в свои НАДО эмоции и отношения, над которыми просто не властен. Одно из самых убийственных НАДО в этом смысле - необходимость любить Бога и ближнего. Предоставляю слово опять К. Хорни, у нее есть вполне живой пример такого невротического отношения к любви:

У меня была пациентка, для которой фигура епископа Мириеля (Гюго, "Отверженные") стала важным символом. Она считала, что должна походить на него. Но у нее не было ни одной установки или качества, которые давали епископу силу вести себя с преступником так, как это описано в романе. Она могла иногда заниматься благотворительностью, поскольку считала, что ей Надо быть сострадательной, но она не испытывала сострадания. На самом деле она не испытывала особо теплых чувств ни к кому. Она вечно боялась, как бы кто-нибудь не извлек из нее выгоду. Всякий раз, когда она не могла найти свою вещь, она думала, что ее украли. Хотя она и не отдавала себе в том отчета, но невроз сделал ее эгоцентричной, сосредоточенной на собственной выгоде, что прикрывалось компульсивными смирением и добротой. Хотелось ли ей в тот период видеть в себе такое и работать над этим? Конечно нет. И здесь тоже в ход шли слепые приказы, которые могли привести только к самообману или к несправедливой самокритике.

Ситуация осложняется, если отягощенный неврозом верующий нарывается на невротичного пастыря и находит в его лице человека, который за него формулирует невротические завышенные требования. Всем нам знакомый иеромонах с его проповедью самопожертвования в случае внематочной беременности - это готовая свечка для мотыльков, сиречь невротично-религиозных девушек.

Засада с этими требованиями к себе состоит в том, что они очень легко маскируются под реальные заповеди Господни. Если у человека есть компульсивная тяга к уничижению - нужно совсем небольшое усилие в области самообмана, чтобы выдать ее за искреннее покаяние и смирение. Потому что гораздо проще сказать, что ты еси грязь, прах, пес смердящий и свиния в калу, нежели честно подойти к вопросу испытания совести. То же можно сказать и о скрупулезном выполнении обрядовых требований - нужно честно отдать себе отчет в том, не является ли это погружение в "надо" уходом от своих реальных проблем.

Очень хорошую картину невротического "надо" оставил по себе Лютер. Вот что пишет биограф Роланд Бейнтон:

"Он постился - иногда трое суток подряд. Посты утешали его больше, нежели праздники. Великий пост умиротворял Лютера лучше, чем Пасха. Он возлагал на себя бдения и молитвы помимо тех, что были установлены правилами. Он отказался от полагавшихся ему одеял и чуть не простудился насмерть. Временами он гордился своей святостью, говоря: "Сегодня я не сделал ничего дурного". Затем наступали сомнения: "Достаточно ли ты постился? Достаточно ли ты беден?" Он отказался от всего, оставив лишь ту одежду, которая позволяла сохранять благопристойность. Позднее Лютер говорил, что, по его убеждению, подобным аскетизмом он нанес непоправимый ущерб своему пищеварению.
"Я был добрым монахом, соблюдая установления моего ордена так строго, что могу сказать, что коли мог бы монах попасть на небеса через свое монашество, то это был бы я. Вся знавшая меня монастырская братия согласится с этим. Продолжай я и далее подобным образом, я бы изнурил себя бдениями, молитвами, чтением и другой работой".

Но самые суровые ограничения и самодисциплина не приносили внутреннего покоя. Цель борьбы заключалась в том, чтобы преодолеть свои грехи, но никогда у Лютера не возникало ощущения близости к успеху.
(...)
Проблема же заключалась в том, что Бога он удовлетворить не мог никак. Позднее в комментарии к Нагорной проповеди Лютер ярко описал свое разочарование. Говоря о наставлениях Иисуса, он отметил:

"Слово это слишком высокое и тяжелое, чтобы кто-то сумел исполнить его. Это доказывается не просто словом нашего Господа, но также и нашими собственными переживаниями и ощущениями. Возьмите любого добродетельного человека. Он прекрасно ладит с теми, кто не противоречит ему, но, встретив самое незначительное возражение, вспыхнет гневом... если не против друзей, так против врагов. Плоть и кровь не могут подняться над этим".


Мы знаем, куда это привело Лютера - к расколу. Невротическая религиозность, в каких бы благочестивых, на первый взгляд, формах она ни выражалась, в конечном счете уводит от Бога.

Надо сказать, что диктатура "надо" нередко обращается полной апатией. Осознавая невыполнимость требований к себе, невротик не пытается пересмотреть их и редуцировать до какого-то реалистичного уровня - нет, он либо хочет выполнять все скопом, олибо отказывается от всех сразу. "Все или ничего" - его девиз. Антрекот очень любит говорить в таких случаях: "если не 0, то 100". По меткому слову Хорни, различным Надо недостает нравственной серьезности искренних идеалов. Попавшие в их тиски не стремятся, например, стать честнее, а желают достичь абсолютной честности; а до нее – рукой подать, или она уже достигнута в воображении.

Но апатия - это на самом деле лучший из возможных выходов. Есть еще такой дивный вариант как соматические функциональные расстройства - одышка, головокружения, нарушения сна, учащенное сердцебиение, гастриты и поджидающие в конце пути инфаркты и инсульты.

May 2020

M T W T F S S
    123
45678 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 4th, 2025 01:45 pm
Powered by Dreamwidth Studios