Mar. 28th, 2006

morreth: (Default)
Кое-какие вещи увидела по-новому.

В частности, мордование работников торговли в системах супермаркетов до недавнего времени представлялось мне чисто местным скотством и я никак не связывала его с мытарствами Яны в поисках работы. А оказывается, это грани одного, тыкскыть, Великого, матива, Кристалла.

Производство УХОДИТ с запада. Особенно быстро оно уходит в таких сферах, как легкая и пищевая промышленность - производственные мощности стоят недорого и окупаются быстро. Уходит оно в страны "третьего мира", наперебой предлагающие работодателям дешевый труд. Настолько дешевый, что у меня волосы дыбом стали: ребята, модная одежда нынче приносит сверхприбыли, сопоставимые со сверхприбылями от продажи наркотиков. Какой-нибудь свитерок, который на нашем базаре стоит 10 долларов, китайская или вьетнамскаая работница шьет за 20 центов в час. Это еще просто прибыль - когда на такой же свитерок привешивают лейблу "Бенеттон", он поднимается в цене до 30 долларов, и вот тут можно вести речь о сверхприбылях. Но это лишь одна часть, из которой складываются сверхприбыли корпораций: вторая часть (там, конечно, уже не сверх-, а просто доход) - это столь же бессовестная эксплуатация людей в сфере торговли.

В большинстве западных стран в сфере обслуживания, даже если не включать туда розничную торговлю, занято больше людей, чем в сфре производства. Если включать - то соотношение в среднем получится 2:1 - по двое обслуживающих на одного производящего.

Строгие законы о труде, сильные профсоюзы и гражданское общество много сделали в этих странах, чтобы исключить потогонную систему из сферы производства. Но в сфере торговли она процветает. За счет чего? "Частичной занятости" и "неполного рабочего дня". Например, если ты работаешь не 40 оговоренных законом, а 39 часов в неделю - тебе платят за неполный рабочий день. Этот неполный день складывается из того, что каждый день ты работаешь не 8 часов, а 7 часов 45 минут - эти свободных 15 минут ничего не прибавляют е твоей жизни, за них нельзя ни как следует отдохнуть, ни даже как следует поесть - но они дают работодателю возможность платить тебе как неполноценому сотруднику.

Даже в тех компаниях, где полной считается рабочя неделя из 37 часов, а то и 28 часов, от 30 до 80% сотрудников работают временно и сдельно. Особенно прославился этим "Макдональдс" - слово "Мак-труд" даже вошло в оксфордский словарь.

Временные и сдельные работники не вступают в профсоюзы - во-первых, есть психологический блок: я здесь не на всю жизнь, зачем мне бороться за улучшение условий труда? Во-вторых, таким корпорациям как Макдональдс или Старбакс ничего не стоит заблокировать любую свою точку, буде на ней начнется акция протеста, и держать ее закрытой столько, сколько потребуется, чтобы рассчитать весь прежний штат (в котором зачастую только менеджер ресторана является штатным работником) и нанять новый. В-третьих, на рынке труда в сфере услуг предложение превышает спрос настолько, что люди боятся потерять и ту работу, что есть.

То, что происходит на Украине а сфере обслуивания и ррозничной торговли, отичается лишь бОльшим цинизмом: у нас нет нужды притворяться, что работник трудится 39 часов в неделю и меньше, его можно припахать на все 48, на три напряженные дневные и одну мучительную ночную смену. Это работа по контрактам: каждые три месяца с работником заключают новый, постоянными сотрудниками является только менеджерский персонал универмагов, продавцы, грузчики и уборщики - все временные.

На западе это продается как "подработка для студентов" - типа, мы просто даем людям возможность подхалтурить в свободное от учебы время, поэтому и платим такие символические деньги. Реально студенты и школьники в меньшинстве - большую часть составляют дипломированные специалисты, которые не могут найти себе работу по специальности. Многие застревают на этой "временной" работе на десятилетия.

Постоянная текучка программирует и отношение к персоналу по принципу "один попугай сдох, другого купим" - и ответное отношение персонала к своей работе и клиенту. Она же объясняет тотальную некомпетентность, на которую жаловалась Яна - людям просто некогда приобретать квалификацию, да и стимул отсутствует: это же просто халтура, так?

Отдельным способом циничного нагребывания трудящихся является практика "испытательных сроков" - которую я по наивности оже приняла за чисто местное скотство и которая, как оказалось, повсеместна в Европе и Штатах: человек два-три месяца работает за сущие гроши, а то и восе бесплатно. Особенно это процветает в таких сферах как реклама и газетное дело. Выпускники журналистских и рекламных факультетов направляются в "шефскую" газету или рекламную компанию проходить практику. Как правило, это молодые люди, очарованные самим фактом, что будут какое-то время работать на "Бильд" или там "Саатчи и Саатчи". Их держат как ослов морковкой на веревочке перспективой дать им в конечном счете работу. Они еще и приплачивать готовы какое-то время - и результат их труда беззастенчиво присваивается медиакомпаниями. Особенно прославилась в этом МТВ.

А причина все та же: уходит производство.
morreth: (Default)
Который здесь,

http://cathay-stray.livejournal.com/55324.html

и за который, кстати, большое спасибо

Несколько комментариев

***
Еще в процессе регистрации фирмы, за полгода до открытия завода, я чуть не купил машину у одного мусульманина. Пока торговались, он мне многое нарассказывал. Мусульманин сам из Малайзии, представитель богатого семейства, владеющего многими компаниями самых разных типов. В Китае они присутствовали 18 лет, это очень долгий срок. Среди прочих их дел, они выпускали бытовую технику, если кому попадалась, марки Thakral - я видел ее в продаже, но никогда не имел в пользовании, так что не знаю, гут или шляхт. И шмотками занимались, торговали итальянской одежей на Ванфудзине в трех собственных салонах, и имели несколько фабрик.


Кроме китайских призводственных площадок, они имели фабрики в Таиланде и где-то еще. Продукция этих фабрик - fine ladies'garment - поставлялась не абы куда, а в Harrods, среди прочего. Так вот, если фабрика, расположенная под пальмами в живописной деревне на берегу реки в Таиланде, где народ жил в хижинах на сваях над рекой и не умел расписаться за зарплату, выдавала в смену, условно говоря (реальных цифр не помню) 100 единиц женских блузок высочайшего качества, то аналогичная фабрика в окрестностях Zhengzhou или Shijiazhuang выдавала 40, из которых чуть не половина шла в отвал и продавалась где попало, только не в тех местах, куда блузки предназначались***.

Немедленно встает вопрос - что ж он, бедный, так долго парился - аж 18 лет - с негодными китайскими работницами?

Есть у меня версия, что не всегда китайские работницы были такими уж негодными. В конце 80-х Китай начал открывать т. н. "свободные экономические зоны", или ЗЭП (зоны экспотртного производства) в которых делались дикие налоговые скидки тем, кто открывал там предприятия. Работали на этих предприятиях в основном женщины, вчерашние крестьянки, которые были счастливы поначалу страшно счастливы были выбраться из своей деревни Хуй-Нань или как-то там еще, ни черта не знали ни об истинной стоимости своего труда, ни о своих правах, и которых можно было стричь как овечек. Наоми Кляйн в своей книге приводит данные за 2000 год - самая высокая зарплата равна 32 цента в час. Но даже с 2000 года времена изменились. Рабочие теперь больше знают о своих правах. У мудрого мусульманина задымилась пова под ногами.

И, положа руку на сердце - многие ли из вас проникнутся культурой труда, вламывая 14 часов в день и получая за это 0,32 доллара в час?

***Эти примеры можно отнести на счет моей придирчивости, но на самом деле они очень ярко иллюстрируют отношение населения Китая к работе: по хуй. Тотальная небрежность и абсолютная уверенность, что и так сойдет владеют головами не соврать бы девяноста процентов участников трудовых отношений
(...)
За месяц их через нас прошло почти четыре сотни. Этим единицам населения не объяснить, что курить в цеху нельзя. И что нельзя жрать ланч из пенопластовых коробок тут же, при станках, и что надо мыть руки на выходе из сортира и после жратвы. И что сморкаться в щепоть или на пол тоже нельзя. Это было просто вне пределов их понимания. Мне это было знакомо. Мой пес тоже не понимает, в чем разница между белым плащом и грязным бушлатом. Поэтому он радостно кидается лапами на грудь при любой погоде. Можно, конечно, у него отбить эту привычку вообще, но я не хочу лишать его этой радости. Пес для меня важнее плаща. Но рабочие - не пес, и завод - не плащ. Нет, они этого не понимают...
***

Возникает еще один интересный вопрос - а почему эта фирма открыла завод не в России? Где работяги не вытирают сопли о станки? Но это вопрос скорее риторический. Нериторический вот какой момент: большинство предприятий, работающих в ЗЭП, плюют на то, курят ли в цеху, оют ли руки на выходе из сортира и сморкаются ли на пол. Главное требование - не отходи от станка. Во время срочных заказов многие так и спят под этим станком, потому что из цеха не выпускают никуда, а на многих предприятиях скрупулезно ведут учет времени, потраченного на сортир. Эту "корпоративную культуру" в китайских ЗЭП воспитывали с конца 80-х. Автору ЖЖ не повезло: он вскочил уже на тонущий корабль. Экспортное произаодство уходит из Китая во Вьетнам и Тайланд, к "невыебывающимся" рабочим.

Вообще, с точки зрения мирового менеджмента фирма автора сделала ужасную ошибку: она ОТКРЫЛА в КИТАЕ ПРОИЗВОДСТВО вместо того, чтобы РАЗМЕСТИТЬ ТАМ ПОДРЯД.

Потому что в отношении тех, кто размещает там подряд, дела обстоят именнно так, как пишет автор:

***Просто потому, что иностранцы вынуждены соблюдать законы, на которые китайские работодатели плюют. Просто потому, что мы - на виду, нас контролируют гораздо жестче, и взятки с нас куда выше. Так, например, весьма немногие из даже более-менее приличных китайских фирм оплачивают страховки своим сотрудникам. Видов же страховок немало, и часть из них обязательные. Хрен кто из китайских фирмачей выплачивает за своих работников в пенсионные фонды. Конечно, государство это прекрасно знает и закрывает на это глаза совершенно сознательно (и соглашусь, это на самом деле оправдано): таким образом правительство дает возможность своим фирмам и их хозяевам накопить жира, отожраться с голодухи предыдущих лет. Все понимают, что рано или поздно прижмут, но пока что не прижимают. Иностранцев же жмут по самому максимуму***

Люди добрые, но ведь отсутствие этих социальных выплат и формирует то, что зовется китайской дешевой рабочей силой. В комментах к посту ниже я сказала Яне: забудь о вывозе капитала в страны третьего мира. НЕМА ДУРНЫХ ВЫВОЗИТЬ КАПИТАЛ. В ЗЭП строят фабрики КИТАЙЦЫ, и соки из работяг выжимают КИТАЙЦЫ. ИЛи мусульмане вроде мудрого друга, о котором шла речь в начале - бангладешцы, индусы и пакистанцы. Но и они предпочитают гнуть работяг руками китайцев же. Фирмы типа Найк или Харродс не вкладывают в это производство ни копейки. Они просто спускают сверху дизайн и покупают у подрядчика произведенный товар. На который потом пришивают "свуш" или другую фирменную блямбу. ВСЁ.

Ясный пень, автору статьи китайская рабочая сила встала дорого. Он ведь попытался ее _купить_, а не _арендовать_.

АПДЕЙТ. При чтении рассказа возникло ощущение "дежа вю" - и вот я вспомнила, откуда оно взялось.

Теми же практически словами восемь лет назад мне изливал душу один чех, попытавшийся открыть производство в России.

May 2020

M T W T F S S
    123
45678 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 1st, 2025 08:24 am
Powered by Dreamwidth Studios