Feb. 4th, 2011

morreth: (Default)
Я запала на одного. Он умен, ироничен, велик как полководец, он, конечно же, герцог, про него написан целый книжный сериал и я его а-ба-жа-ю. Угадайте, кто он?

Веллингтон! Герцог Веллингтон, сэр Артур Уэлсли!

Да, в сериале про Шарпа он, конечно же, выступает не как главный персонаж, но он заметен и весом в каждом романе, он добрый гений Шарпа - не потому что Шарп спас ему жизнь в Индии (этот долг давно уплачен), а просто так сложилось. Сначала Веллингттон удивляется, что выдвинутый им из сержантов лейтенант не спился, как обычно спиваются выслужившиеся из нижних чинов. Потом он с удивлением открывает в Шарпе прекрасного боевого офицера. И наконец, он начинает воспринимать Шарпа как нечто вроде своего личного талисмана. Он даже не дает Шарпу вести на штурм бреши при Бадахосе команду "Оставь надежду" - дескать, это почти верная смерть, а без Шарпа в армии станет совсем скучно. Впрочем, это не помешало Шарпу пойти-таки на приступ и стяжать славу.

Но песня-то сейчас не о Шарпе, а о Веллингтоне. Бадахос (роман "Рота Шарпа") стал просто последней каплей, переполнившей чашу восхищения. По-моему, Веллингтон в исполнении Корнуэлла - один из лучших образов полководца в литературе. Очень часто писатели (и Танака не исключение, хотя я его очень люблю) уделяют основное внимание сверкающим моментам битвы, победы и славы - опуская то, как эта победа куется. Я уж не говорю о книжных полководцах, которые воюют словно бы компьютерными юнитами, у которых не бывает поноса, чесотки, разбитых ног, отсыревшего пороха и прочих неизбежных прелестей войны.

Все это в изобилии Корнуэлл являет нам при осаде Бадахоса.
Кто глянет на карту - увидит, что Бадахос находится чуть ли не на самой границе с Португалией и контролирует важнейшую транспортную артерию. Во времена Наполеона это была мощная крепость, защищенная с двух сторон рекой, для верности французы перекрыли реку дамбой и с третьей стороны разлилась искусственная запруда, дамбу защищал крепкий бастион. Четвертая стена была огорожена насыпью и рвом, глубоким широким рвом, глубиной почти равным высоте стен. Несколько бастионов позволяли вести кинжальный огонь по штурмующим, как из мушкетов, так и из пушек. Словом, это была "настоящая крепость-убийца", как сказал Шарпу его друг, военный инженер Хоган.

Плюс ко всему этому, англичане подошли к ней весной, когда шли проливные дожди. Окопы мгновенно заполнялись жидкой грязью, невозможно было сформировать насыпи для прикрытия батарей, засыпанная в корзины земля в кратчайшие сроки вымывалась дождем. Плюс к этому в лагере не было ни единой сухой нитки, трудно было приготовить нормальную горячую еду, люди болели и умирали. Попытка взорвать дамбу окончилась неудачей - а Бадахос надо было брать как можно скорее, пока французы не очухались и не привели под его стены армию.

Нет, ребята, до боевой козлерии Веллингтон не додумался. Не потому что полководческого гения ему не хватало, а потому что его противники - не идиоты и никому не дали бы приблизиться к воротам - ни козлам, ни чертям.

Так сто осадные пушки Веллингтона день за днем бьют в стены Бадахоса, ведут артиллерийскую дуэль с защитниками крепости. И вот стены начинают разрушаться. Сначала по кирпичику, потом снаряды выбивают из них здоровые куски, это все валится в ров, формируя насыпь... Ночами французы заделывают бреши и набрасывают в ров всякой горючей пакости, чтобы поджечь, когда англичане пойдут на штурм. Те, в свою очередь все упорней и упорней долбят в стены, расширяя бреши, и вот наконец наступает момент, когда инженеры говорят Веллингтону: все, дальше расширить и опустить бреши в разумные сроки мы уже не можем. Дайте неделю - может, нам удастся опустить брешь еще на десять футов. А Веллингтон говорит: нет, за неделю армия окончательно утратит боевой дух, а десять футов нам ничего уже не дадут. Идем на штурм.

И ночью они идут на штурм и берут Бадахос. А наутро Веллингтон плачет, увидев трупы во рву - и матюкается, узнав, что в городе солдатня вышла из-под контроля и ознаменовала победу резней.

Надо сказать, что кадры у Веллингтона далеко не идеальные. Он не зря ругал своих солдат "отбросами мира" - это действительно были в большинстве своем либо криминальные элементы, либо люди, по тем или иным причинам потерявшие свое место в жизни - разорившиеся ирландские фермеры, спивающиеся клерки, потерявшие работу из-за механизации ткачи и прядильщики... И из этого сброда Веллингтон делает лучших солдат Европы. Ему плевать на шагистику и парадный вид - "Заботясь о том, чтобы мы выводили своих солдат в поле надежно снаряженными, с шестьюдесятью зарядами доброй амуниции, он никогда не обращал внимания на то, какого цвета у них были штаны - черные, синие или серые", писал командир 88-но Коннахтского полка.

Веллингтон - стратег. Парламент так долго заставлял его воевать ничтожными силами, что он привык думать на четыре хода вперед. Он упорен. Он делает иногда ошибки - но не повторяет их. Он проделывает номер "соберем армию из кучи мусора" дважды на бис: с португальской и испанской армиями.

С Шарпом они образуют очень интересную пару. Веллингтон, офицер и джентльмен до мозга костей, не в восторге от самого Шарпа, его манер (точней, их отсутствия) и его неумения уживаться с начальством. Но он молчаливо признает в Шарпе отличного тактика, и всегда задействует его там, где нужно воевать на свой страх и риск, часто неконвенционными методами. Шарп, в свою очередь, доверяет ему полностью, почти слепо. Веллингтон говорит "Привези мне золото, хоть бы там что" - и Шарп привозит, хоть бы пришлось для этого взорвать арсенал Алмейды. Веллингтон говорит: "Выбей мне дезертиров из форта Адрадос" - и Шарп идет выбивать. Одна из лучших черт Веллингтона - это умение подбирать людей и доверять им.

И - несмотря на синеглазость, армейцы не зовут Веллингтона иначе как Носатый. Нос у него и в самом деле был выдающийся.
morreth: (Default)
Originally posted by [livejournal.com profile] ibigdan at "Чтоб вы, дети войны - бляди, быстрее сдохли!"
Такими словами встретили в приемной Харьковской областной государственной администрации двух жителей Купянского района, которые приехали к Михаилу Добкину на личный прием.

Как рассказала председатель ветеранской организации Купянска Нина Антонович, сегодня утром она сопровождала в Харьков на личный прием к председателю облгосадминистрации жителя с. Сельниково Купянского района Ивана Кулика. Иван Степанович инвалид первой группы Великой Отечественной войны, имеет 13 ранений, свой фронтовой путь завершил в Берлине.



По словам Нины Антонович, на прием к Михаилу Добкину они не могут попасть уже порядка трех месяцев. Не исключением стал и сегодняшний день – четверг, 3 февраля 2011 года, когда вопреки графику личного приема, размещенному на официальном сайте администрации, Михаил Добкин на прием граждан не явился.

В тоже время, по словам Нины Антонович, работник приемной Харьковской облгосадминистрации, представившийся ветеранам главным специалистом Владимиром Ляхиным, неадекватно отреагировал на возмущение ветеранов.

"Чтоб вы, дети войны – бляди, быстрее сдохли!" - дословно процитировала фразу Ляхина харьковским журналистам Нина Ивановна.

По словам Ивана Кулика и Нины Антонович, на помощь главному специалисту приемной Харьковской облгосадминистрации пришел и дежуривший там милиционер, который попытался как можно быстрее выпроводить ветеранов Великой Отечественной войны на улицу.

источник

Походу очередной "сержант Швец" нарисовался?


May 2020

M T W T F S S
    123
45678 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 18th, 2025 04:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios