Mar. 13th, 2010

morreth: (Default)
http://sadcrixivan.livejournal.com/94422.html#cutid1

А вот ответ на "убойный", как многим кажется, аргумент "А в армии не хотите послужить, товарищи женщины?"
Хотим, хуле.

http://sadcrixivan.livejournal.com/93256.html#cutid1
morreth: (Default)
Вместо эпиграфа

— Где вы раньше были, ребята, — с тоской сказал священник. — Год назад — где вы были? Меня только рукоположили, я был такой правильный попик, и голова у меня была полна правильных слов…

(Из "Луны").

В последнее время я заметила, что сообщения "Католического вестника" в своей френдленте проматываю, не читая. Я подписалась на ЖЖ-версию газеты, потому что ее делает моя подруга. Я проматываю, не читая, потому что скучно.

Большинство религиозных изданий до зевоты скучны, безотносительно конфессиональной принадлежности. Там очень много "правильного" - соответственно очень мало спорного и очень, очень мало полезного.

Полезного мало потому, что мы в большинстве своем "неправильные" люди, и пребываем в разных "неправильных" ситуациях. Поэтому, когда нам в ответ на наш "неправильный" запрос выдают набор "правильных" фраз, у нас бывает некоторая фрустрация от того, что этот ключ е подходит к нашему разъему.

Отчего так происходит, думаю я, наблюдая, как один человек поднимает болезненные по-настоящему вопросы, а второй отделывается общими фразами:

http://sergeyhudiev.livejournal.com/662391.html?thread=10820983#t10820983

Я всегда считала Сергея прекрасным апологетом потому, что он обладает гораздо большим, нежели я, запасом терпения и доброжелательства, но что особенно важно - не практикует усредненного подхода ко всем. А в последнее время я все чаще вижу, что наступает сбой, что где-то там уже существует банк стандартных ответов, откуда Сережа копипастом достает то, что нужно. Нет, в ряде случаев так и надо. Когда к тебе подваливает очередной Остап Бендер с очередной речевкой о замученном Галилее, не стоит тратить на него цветы своей селезенки. Копипаста тут довольно, и даже более чем. Но Наташа - не Остап Бендер, она спрашивает о настоящих вещах, о которые люди по-настоящему ломают себе жизни. "А в ответ ему - жбан рассола".

Примерно та же фигня со всей церковной прессой. Когда человек из года в год вынужден писать какие-то правильные вещи, он хочет или не хочет, а начнет, во-первых, писать скучно, а во-вторых, на определенном этапе разминется с действительностью. По себе знаю. КОгда я писала для "Католического вестника", я писала скучно.

Иногда мне кажется, что в церковной прессе существует определенный заговор молчания, причем его предметом являются, не побоюсь этого слова, духовные проблемы абсолютного большинства верующих. Я это обнаружила, когда робко, под замком, попробовала написать о своем духовном кризисе - и вдруг получила кучу комментариев от воцерковленных людей: ой, и у меня... и у меня... и у меня тоже!

Сейчас попробую объяснить это дело через сравнение, скажем, с музыкой. Вот есть такой огромный мир - музыка. С множеством направлений, стилей, течений... Миллионы людей, которые ее играют, миллиарды, которые слушают.

Это как бы мы, вся Церковь, все деноминации и расколы (ведь по поводу многих музыкальных направлений тоже приходится репку чесать - а музыка ли это вообще? Ну вот и в Церкви то же самое).

Есть музыканты мирового класса, несомненный уровень исполнительского мастерства, жизнь отданная искусству. Это, в церковной реальности, святые.

Есть множество людей, организующих концертную деятельность, профессионально играющих и поющих, профессионально обучающих музыке, профессионально изучающих музыку - это в нашем мире клир (опять-таки оставим за бортом вопрос о том, кого считать клиром), монашествующие и богословы.

Есть, скажем так, профессионалы "второго уровня" - люди, которые понимают, что по уровню способностей им не подняться выше преподавателя пения в школе или ресторанного лабуха. И они просто сидят на своем месте и делают свою работу. Это прочно воцерковленные миряне, чтецы, активисты приходов, старосты и т. д.

И наконец, есть миллиардная армия любителей, которая в лучшем случае бренчит на гитаре, а в основном - поет по утрам в клозете, а по вечерам - в душе.

Так вот, эта армия, эта, самая многочисленная прослойка верующих - она как будто реально не существует. Мы - большинство, но мы... как бы и не нужны, что ли. Взоры апологетов прикованы к невоцерковленной массе - жатвы много, делателей мало, я понимаю... Но неприятно, что скрипач не нужен. Зачем же нас так звали сюда? Нет, многие из нас пришли сами, пришли, чтобы утолить определенный голод... Ну вот, мы его утолили, и обнаружили, что этим наши потребности не исчерпываются, да и способности тоже. Но о них пресса уже ни гугу. Она расскажет, как поститься, как молиться, как воспитывать детей по-христиански и как по-христиански сделать так, чтобы их не было, если вы их не хотите... Но она не расскажет, что делать, если твое христианство - не более чем убеждение и привычка. И не потому, что эти люди утаивают от нас страшные секреты - а потому что они находятся уже на другом уровне. А те, кто на нашем - не пишут. Об этом писать неловко, стыдно, неприятно. Как женская аноргазмия - пока не скажешь, никто и не узнает, а скажешь - признаешься в своей как бы неполноценности.

С другой стороны, находясь на этом уровне, я все время вижу перед собой живых людей с их живыми проблемами - и мучительно понимаю, что все мои старые правильные мысли, из которых на треть состоит книга "Христианство: трудные вопросы" - бесполезны, как прошлогодний календарь. И если я хочу быть людям в чем-то полезной, то лучше мне не возвращаться в апологеты, а оставаться так, между духовным сном и духовным голодом, как это самое большинство.

Опять вышел сумбур вместо музыки, ну да ладно.

May 2020

M T W T F S S
    123
45678 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 30th, 2025 01:28 am
Powered by Dreamwidth Studios