morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2006-04-08 10:50 am

Развивая тему...

...начатую вот тут:

http://grey-koala.livejournal.com/11715.html

Знаешь, Коала, пелагианство оно только в теории такое оптимистичное. На практике оно выливается в постоянные тычки и понукания - "если ты от природы хороший, то хули ты такой плохой?". Ведь по сути дела, советская система воспитания была пелагианской: какое там было кодовое слово? РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ. Шлифовать себя, оттачивая и закаляя до зеркального совершенства лезвие самурайской катаны. Попутно подшлифовывая и тех, которых рядом. И хорошо, если ты быстро разбирался, что к чему и переквалифицировывался в забивантосы. Потому что НАСТОЯЩИЕ самошлифовальщики и работники-над-собой - сколько они своей и чужой крови портят...

[identity profile] estera.livejournal.com 2006-04-08 08:18 am (UTC)(link)
Если у человека перфекционистский зуд, он себе везде найдет, о чем переживать. А если нет, то и нет.

[identity profile] sergeyhudiev.livejournal.com 2006-04-08 09:07 am (UTC)(link)
Отношение к св.Августину - один из парадоксов христианской веры вообще. Надежду обретают те, кто ее потеряли; утешаются плачушие; Бог возносит смиренных; Суд оправдывает тех, кто признает себя виновными; силу обретают те, кто осознает свое бессилие.

А вот в Августине (если забыть о его духовной траектории) оптимизма таки очень мало - все эти бесконечные причитания насчет того, что человек природный прах и тлен и фу, и сплошняком царство неподобия (Августин так активно дрался с пелагианами, что таки решил, что в природном человеке до крещения благодати нету, - ужасная идея, не находишь?).

Это, напротив, безудержный оптимизм. Потому, что Августин верит в благодать Божию. Кстати, предопределение - это один из аспектов благодати. Но для начала приведу пример. (Где-то у Паскаля есть похожий, но дословно не помню) Представьте себе человека, который лежит с переломанными ногами. Он себе думает - ну, стукнулся я, конечно, как следует, но ничего, сейчас встану и пойду. Является ему Пелагианин, и говорит - "о да, сейчас ты встанешь, и пойдешь, и придешь куда надо, и вообще ты крутой ходок!" Человек пытается встать и тут обнаруживает, что не может. Ноги сломаны - и это объективный такой факт. А пелагианин продолжает взывать - "Вперед! С песнею веселой! Бодрым шагом!" Тут человек, осердясь, прогоняет Пелагианина, и является Полупелагианин. Полупелагиан говорит - "да, стукнулся ты крепко, и должен смиренно признать, что сильно хромаешь - и только Великий Врач может тебя исцелить. Пойдем же к Великому Врачу, он тут недалеко". Тут человек обнаруживает, что он и хромать не может - а лежит как бревно, ноги-то сломаны. А Полупелагианин продолжает призывать - "что спиши и ленишься? Пойдем, станем, придем, обретем помощь!" Человек, подергавшись и покряхтев, убеждается, что и хромать тоже не может. Полупелагианин, видя такое упорное греховное невставание, удаляется. Тут является Августинист, и тащит с собой носилки, полагает на них раненного и уносит в больницу. Кто был ближний человеку с поломанными ногами кто внушает больший оптимизм?
sirmal: (Default)

[personal profile] sirmal 2006-04-08 11:02 am (UTC)(link)
офф. Оль, я нашла за диваном экземпляр твоего договора с издательством. На "Сердце меча".

[identity profile] grey-koala.livejournal.com 2006-04-08 11:12 am (UTC)(link)
Я сказала у себя и повторю здесь: бесконечное самошлифование, на мой взгляд, не имеет отношения к духовности, оно имеет отношение к неврозу перфекционизма. Который может прекрасно маскироваться под любыми репрезентациями, в том числе и религиозными.
Советскую систему воспитания я бы не назвала пелагианской, потому что там отсутствует ключевой для пелагианства (которое все ж таки функционирует единственно внутри христианской системы взглядов) момент - уверование и спасение:). Советская система воспитания, на мой взгляд, это секулярный гуманизм в чистом виде. То, о чем ты говоришь, - общая засада всех его разновидностей: человек - это звучит гордо и вообще он добр по природе (бедные "просветители", они еще не знали, что такое гильотина, мда), ну или на худой конец, способен жить хорошо и щастливо сам по себе, и туточки человек - хренакс, и выступает во всей красе в якобинском перевороте или, к примеру, в Освенциме.