morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2016-01-19 11:21 am

Когда мне говорят: "Ты же писатель, вот сядь и напиши роман...

...про офигенных эмпауэрнутых субъектных женщин... Давай, ять, создая язык доминирования для женщин, чоты..."

Мне хочется ответить: сядь и напиши рассказ по-японски. Не надо роман. Напиши рассказик, маленький. На сто иероглифов. Драбблик-стонарик. Я тебе все словари дам, грамматику дам, сядь и напиши. Нетрудно же, чоты.

Не отвечаю, потому что не дойдет.

[identity profile] niklaus-1978.livejournal.com 2016-01-19 10:07 am (UTC)(link)
Читали "Колдовской мир" Эндрю Нортон, а точнее одно из его продолжений - где рассказывается про жизнь в женской деревне фальконеров?
Там как раз попытка показать мир женщин и даже специальный "женский" язык - в русской передаче это выглядит как обозначения типа "он-курица" вместо "петух" и именование всего возможного в женском роде (например, человек, пол которого неизвестен/неважен - по умолчанию "она", а не "он").

[identity profile] virago-ghost.livejournal.com 2016-01-19 03:27 pm (UTC)(link)
не знаю, как с мужской точки зрения выглядит, а с женской вышел в этом смысле жидковатый киселик, такая штучная замена мало что поменяла для сути, тогда уж надо "Левую руку тьмы" брать и The Female Man

[identity profile] niklaus-1978.livejournal.com 2016-01-20 09:11 am (UTC)(link)
Ну не забываем, что это не сейчас писалось - а как бы не в 60-е :)

Поищу то, что Вы указали - спасибо. а авторы кто?

[identity profile] virago-ghost.livejournal.com 2016-01-21 02:01 am (UTC)(link)
Ле Гуин и Joanna Russ
второе только на английском
кстати, тоже написаны сильно не сейчас
Edited 2016-01-21 02:02 (UTC)

[identity profile] keytaro-kun.livejournal.com 2016-01-19 03:02 pm (UTC)(link)
Что касается сложности — да. Пожалуй, даже проще выучить японский и написать рассказик. Но что касается выхода... это ж, действительно, может получиться нечто ценное, даже революционное. Сверхзадача. Я бы хотел хотя бы попробовать, но в моем случае "роман про офигенных эмпауэрнутых субъектных женщин" уж точно будет сферический конь в вакууме. Да и пишу я... не слишком выразительно. И то... безудержно хочется попробовать.

А рассказик... кто его вообще прочитает?

[identity profile] gorgulenok.livejournal.com 2016-01-19 09:26 pm (UTC)(link)
Прошу прощения, а можно я глупый вопрос задам?
А что такое "субъектная"?
Когда речь о персонаже — что показатель его субъектности, субъектна ли например Джен Эйр, или Скарлетт, или Алиса Селезнева (в книге и в фильме)? Есть ли какие-нибудь примеры персонажей-мужчин, которые субъектностью не обладают?

[identity profile] morreth.livejournal.com 2016-01-19 09:48 pm (UTC)(link)
Джен Эйр, Скарлетт, Алиса - да, субъектны.
Субъектность персонажа - это наличие собственной субъектной перспективы. Взгляда, точки зрения, не сводимой к голой сюжетной функции типа "поддержка", "жертва", "приз".
Примеров персонажей-мужчин, которые субъектностью не обладают, милион - это, например, "краснорубашечники", масса, предназначенная на убой. Эпизодические персонажи. Всякие там "третьи лебеди в пятом ряду" :)

[identity profile] gorgulenok.livejournal.com 2016-01-19 10:16 pm (UTC)(link)
Ага, спасибо большое :)
То есть, в принципе, субъектная женщина в произведении — это не то же самое, что независимая, осознающая себя и свои интересы, и т.д. и т.п. Это характеристика не ее самой, а ее роли в произведении.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2016-01-19 10:18 pm (UTC)(link)
Да.

Тоже не блещущий умом вопрос

[identity profile] biakov.livejournal.com 2016-01-20 03:10 am (UTC)(link)
Насколько может быть связана субъектность с авторскими/исполнительскими удачами и фейлами, в смысле как считать персонажа который субъектную перспективу вроде как имеет(типа главный герой) но при этом выполнен ходячей табуреткой?
red_2: (Ra)

RE: Тоже не блещущий умом вопрос

[personal profile] red_2 2016-01-21 12:20 pm (UTC)(link)
Субъектность персонажа в нарративе проявляется, когда в нарративе так или иначе показаны самостоятельные чувства, мысли, потребности, интересы, планы и намерения персонажа.

Если они показаны, но плохо, неубедительно, скучно - в субъектность поверить будет сложнее.

Характерный пример - Чорный Властелин, который Замышляет И Делает Злое.
Если плохо прописано, зачем и почему он замышляет это злое, он будет выглядеть картонным - в аккурат потому, что его субъектность заявлена (он никому не подчиняется, это его намерения, его решения и поступки, его никто не вынуждает), но слита (решения и действия дурацкие, а намерения необоснованные).

[identity profile] celicia-a.livejournal.com 2016-01-20 11:11 am (UTC)(link)
А Пенелопа в "Говорящем свертке" субъектна или все-таки "поддержка"?

[identity profile] celicia-a.livejournal.com 2016-01-20 11:42 am (UTC)(link)
Я подозревала :)
Это сказка Джеральда Даррелла, почему-то у нас малоизвестная, хотя и издавалась в русском переводе.
Большая часть женских персонажей там - обнять и плакать, но Пенелопа заметно среди них выделяется.

[identity profile] reorn.livejournal.com 2016-01-19 11:38 pm (UTC)(link)
"Садиться и писать роман" в данном случае необязательно
Достаточно дать ссылку на произведения других авторов (если они есть).
Я бы, например, затруднился с выбором.

Именно потому, что восприятие "офигенных эмпауэрнутых субъектных женщин" - всегда субъективно.
Кто-то видет в Гермионе выдающегося персонажа первого плана, а для кого-то её роль сводится к "голой сюжетной функции типа "поддержка".

Но без предмета для обсуждения это уж совсем получается "сферическим конем в вакууме".

[identity profile] morreth.livejournal.com 2016-01-19 11:41 pm (UTC)(link)
Именно потому, что восприятие "офигенных эмпауэрнутых субъектных женщин" - всегда субъективно.
Кто-то видет в Гермионе выдающегося персонажа первого плана, а для кого-то её роль сводится к "голой сюжетной функции типа "поддержка".


Контрольный вопрос: обладает ли Гермиона собственной, не связанной с Гарри и Роном, целью в этом деле?

[identity profile] reorn.livejournal.com 2016-01-19 11:45 pm (UTC)(link)
Нет.
Как раз этот вопрос стал предметом обсуждения в одной из предыдущих веток дискуссии.

Процитирую здесь коммент red_2:

"Ну да, мы очень мало видим в книжке её собственные устремления и интересы, её склонность к учёбе либо принижается, либо хорошо-поскольку-полезно-для-дорогого-Гарри. Обслужи интересы мальчика, будь полезной, будь няшкой.
Её собственный серьёзный проект Роулинг обстёбывает, как будто умная девочка не способна понять, что у неё получилась аббревиатура, означающая "рвота", и так далее, и так далее.
Это называется "саппорт", "группа поддержки". ну или "спутница главгероя", да.
Саппорт может быть и очень могущественным - как джинн или голем на службе у чародея. Это не делает его главгероем.
Серия книг про Гарри - это, натурально, история Гарри, а не Гермионы."

[identity profile] morreth.livejournal.com 2016-01-19 11:47 pm (UTC)(link)
Ну так Рейнджер говорит о вещах, которые ОБЪЕКТИВНО присутстуют в тексте. Они легко обнаруживаются при помощи простейшего текстового анализа.

[identity profile] reorn.livejournal.com 2016-01-19 11:52 pm (UTC)(link)
А вот это как раз не очевидно.
Объективно Гермиона там всё время носится с какими-то гениальными идеями, активно претендуя на роль героини первого плана. Саппортом её делает отсутствие собственных интересов.
Что вроде как не заметно на фоне её бурной деятельности.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2016-01-19 11:57 pm (UTC)(link)
Что вроде как не заметно на фоне её бурной деятельности.

Не заметно только если не хотеть замечать.
(deleted comment)

[identity profile] anarilote.livejournal.com 2016-01-20 03:55 am (UTC)(link)
Ну, положим, с какого-то времени Роулинг в этом плане прокачалась и сделала деятельность Гермионы более серьёзной, более интересной, и больше стало ситуаций, когда Гермиона делала много того, до чего остальные просто не додумались ))

[identity profile] mareicheva.livejournal.com 2016-01-20 08:54 am (UTC)(link)
Ой, я не туда комментарий запостила!
red_2: (Ra)

[personal profile] red_2 2016-01-20 06:07 am (UTC)(link)
Контрольный вопрос. Гермиона любит и умеет учиться, узнавать новое, собирать и анализировать информацию.
Назовите, пожалуйста (лучше не глядя в книжку, но если совсем никак, то загляните, ладно) предметы, на которые она ходит без Гарри и Рона. Что у неё за год было там интересного? Какие работы, доклады, исследования она по ним делала? Что у неё не получалось, а потом получилось? Какие у неё отношения с учителями, преподающими эти предметы?

[identity profile] mareicheva.livejournal.com 2016-01-20 08:54 am (UTC)(link)
Ну вот она проявила свои интересы, создала Ассоциацию борьбы за независимость домовых эльфов. Вы не помните, как эту организацию назвала Роулинг? S.P.E.W. Отношение автора к проектам Гермионы, которые не связаны с Гарри, уже из названия понятно.
А ведь это действительно дикость, использовать расу разумных существ как рабов, да еще и промыть им мозги настолько, что они как черт ладана боятся свободы. Ну вот, пожалуйста, отличный шанс сделать Гермиону самостоятельным персонажем, а не просто костылем для главгероя. Но нет - S.P.E.W. Ой как смешно, она одежду раскидывает и значки продает. Ну ладно, хочет наша девочка поиграть, вступим мы в ее ассоциацию, но делать ничего не будем, пусть сама развлекается.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2016-01-21 09:09 am (UTC)(link)
Да, я все время вспоминаю этот стрип.
Edited 2016-01-21 09:10 (UTC)