Господа, это все не просто так, с целью похвастаться. Мне хотелось бы, чтобы кто-то из вас, если видит какие-то глюки и баги, отловил их на стадии замысла.
***Т.е. руководствуясь чем мэ определяет, что деяние А справедливо, а деяние Б - нет?***
Попой чувствует :). Это почти не шутка - мэ в области телоретической этики мало что способны сформулировать, но определенного рода ситуации на подведомственной территории вызывают физический дискомфорт, когда их накапливается критическая масса.
***Есть какой-то свод законов от Уммэя или каждое мэ само решает на месте, как и что?***
Есть, конечно, аналог Декалога, золотое правило этики - и более того, поскольку соблюдение этических норм в этом мире так важно, изучением и разработкой этики занимаются многие великие умы, этику изучают в школах и лицеях. Мэ не высказываются, как правило, напрямую - младшие мэ вообще не владеют даром речи. Но прецедентное право есть - если мэ болел, и в такой ситуации поступили так-то, после чего мэ выздоровел - то, скорее всего, поступят по прецеденту.
***Мэ раздражает только несправедливость власти или любое несправедливое деяние?***
Любое.
***Т.е. вдруг в провинции живет неуловимый маньяк-убийца и убивает одного за другим жителей или как-то иначе гадит. Как бы получается, что это явная несправедливость, но если властям не удается его вовремя поймать и обезвредить, то вдобавок к его собственным гадостям он может еще и мэ изгнать?!***
Ну, мэ высокого уровня (провинции, скажем) ему изгнать слабо, а вот домовых-полевых-колодезных мэ - вполне. Поэтому когда в округе объявляется вор или убийца, граждане не просто надеялись на то, что власти это дело пресекут - но и сами способствовали поимке гада изо всей силы.
"но определенного рода ситуации на подведомственной территории вызывают физический дискомфорт, когда их накапливается критическая масса."
Вот, кстати, интересный момент. Исправить совершенную несправедливость можно только смертью жреца или ее как-то можно скомпенсировать офигенной справедливостью в течении какого-то времени? Например правитель сдуру или по злобе похватал кучу народа и казнил. Мэ может от этого и не умрет, но ему поплохеет. Правителя тут же, например, сняли, но несправедливость-то уже совершилась. Ее последствия уже убрать нельзя? Потому что если нельзя, то получается, что жертвы жрецов время от времени неизбежны, ведь совсем избегать несправедливостей невозможно и тогда получается "дерево демократии" придется время от времени поливать "кровью патриотов", нет?
"Но прецедентное право есть - если мэ болел, и в такой ситуации поступили так-то, после чего мэ выздоровел - то, скорее всего, поступят по прецеденту"
Так вот и вопрос - мнения мэ всегда совпадают? Если не всегда - то как разрешаются противоречия? Если всегда - то зачем их нужно так много, хватило бы и одного.
"Поэтому когда в округе объявляется вор или убийца, граждане не просто надеялись на то, что власти это дело пресекут - но и сами способствовали поимке гада изо всей силы"
Ну это конечно здорово воспитание гражданского общества должно подстегивать, но на мой вкус как-то несправедливо. Получается, что невинные всегда платят по делам виновного. Например, если я - умный и хладнокровный подлец, ненавидящий людей, то мне ничего не стоит уморить целую провинцию, гадя исподтишка, сталкивая людей, интригуя и вообще всячески пакостя. И мэ в этом случае станут моими союзниками, я фактически буду ими манипулировать.
***Исправить совершенную несправедливость можно только смертью жреца или ее как-то можно скомпенсировать офигенной справедливостью в течении какого-то времени?***
Эээ... я же вроде писалда об этом - приоритетным является, конечно же, восстановление справедливости - это сто пуд лучше, чем смерть жреца.
***Например правитель сдуру или по злобе похватал кучу народа и казнил. Мэ может от этого и не умрет, но ему поплохеет. Правителя тут же, например, сняли, но несправедливость-то уже совершилась***
Если правителя сняли, всем членам семей несправедливо казненных выдали компенсацию и обратились с покаянной молитвой к Уммэю - то жертва жреца не нужна, мэ выживет. Но вот если правителя в силу каких-то причин снять нельзя, либо репрессии продолжаются - без жертвы жреца не обойтись.
В общем, я буду развивать именно эту тему в первых главах произведения :).
***Так вот и вопрос - мнения мэ всегда совпадают?***
Мэ не высказывают мнений в формате "сделайте то-то и то-то, и мне полегчает". У людей есть "Закон и пророки" - Семь Слов Уммэя и толкования жрецов и пророков вперемежку с хрониками прецедентов Люди должны принять решение сами.
***Получается, что невинные всегда платят по делам виновного. Например, если я - умный и хладнокровный подлец, ненавидящий людей, то мне ничего не стоит уморить целую провинцию, гадя исподтишка, сталкивая людей, интригуя и вообще всячески пакостя. И мэ в этом случае станут моими союзниками, я фактически буду ими манипулировать***
Да, такое возможно - но есть подстраховочный механизм: внехрамовые пророки, которым дается дар прозрения непосредственно от Уммэя. Они появляются, ведомые Провидением, именно там, где нужны.
По поводу мэ более-менее ясно, я просто слишком примитивно представлял общение с ними. А вот последний момент все-таки вызывает у меня сомнение.
"Да, такое возможно - но есть подстраховочный механизм: внехрамовые пророки, которым дается дар прозрения непосредственно от Уммэя. Они появляются, ведомые Провидением, именно там, где нужны."
Подстраховочный механизм - это конечно хорошо. Но я говорю о сути. Получается, что мэ выступают в роли слепой силы, которая в случае опасности для себя начинает лупить куда ни попадя, причем виновный запросто может и не пострадать, например наделать гадостей и уехать из провинции, а платить по счетам придется местным жителям. Это и в самом деле напоминает японских духов, как в «Принцессе Мононокэ» например, где раненый дух несется и убивает всех подряд – неважно правых или виноватых. Впрочем, очевидно, так и задумывалось изначально
Я тут подумал – а не станет ли воздействие на мэ важнее нравственных норм? Когда люди будут думать не в терминах – «хорошо я поступаю или плохо?», а - «как это скажется на мэ?» Такая коллективная совесть – не приведет ли к атрофии совести индивидуальной? Я лет пять назад читал роман одного отечественного фантаста – не помню уже как назывался и чей. Там была планеты с такой вот коллективной совестью. Если человек совершал проступок или преступление – его начинали мучить духи того, против кого он провинился. Могли даже с ума свести. В результате большинство людей на планете вели себя как ангелы, но исключительно из страха. Не получится ли что-то похожее и в Пятицарствии? И еще один момент. Предположим человек совершил несправедливый поступок. Не обрушится ли на него тяжесть общественного осуждения, несопоставимая с тяжестью проступка? Ведь каждый будет со страхом думать, что этот проступок может ударить и по ним. Конечно наказать сверх меры провинившегося будет нельзя – это также будет несправедливо. Но можно создать для него такие условия жизни, так к нему относиться, что он сам сойдет с ума или сбежит.
Да нет, они не лупят. Мэ - существа сугубо созидательные, никакая разрушительная деятельность им недоступна - мэ-разрушитель становится хоммэ. Но проблема в том, что люди своей деятельностью - в том числе и созидательной - приносят разрушение неизбежно. Построили дом - срубили деревья. Мэ нужны, чтобы компенсировать эти разрушения, понимаете?
Так вот, когда разрушительная человеческая деятельность _сильно_ превалирует над созидательной, мэ просто не успевают латать дыры и умирают от истощения. Вот и все. Карать мэ _вообще_ не умеют.
***Я тут подумал – а не станет ли воздействие на мэ важнее нравственных норм? Когда люди будут думать не в терминах – «хорошо я поступаю или плохо?», а - «как это скажется на мэ?» Такая коллективная совесть – не приведет ли к атрофии совести индивидуальной? ***
Великолепно! Это и есть один из ключевых вопросов книги, как хорошо, что вы его увидели уже сейчас, на стадии планирования! Да, в ряде случаев так и будет происходить.
***Не обрушится ли на него тяжесть общественного осуждения, несопоставимая с тяжестью проступка?***
Тоже архиверный вопрос, который я обязательно в книге затрону.
>>. Получается, что невинные всегда платят по делам виновного Ну, именно такое имеет место быть в нашем мире: если я разобью окно, холодно станет всем.
Не совсем так. В случае с мэ, дух-хранитель будет в разбитое окно еще и поддувать холодным воздухом, играя в сущности на руку тому, кто это окно разбил.
А, ну это совсем другое дело. Тогда не совсем ясно - а от чего мэ закрывает людей, что в результате гибнет сам? Что призывает в мир совершенная несправедливость?
Хаос, разложение, энтропию - и хоммэ, демонов-разрушителей. Там ведь мир доведен предыдущей войной до такого состояния, что сам по себе не может устоять - только волей Божьей и созидательными усилиями людей и мэ.
no subject
Попой чувствует :). Это почти не шутка - мэ в области телоретической этики мало что способны сформулировать, но определенного рода ситуации на подведомственной территории вызывают физический дискомфорт, когда их накапливается критическая масса.
***Есть какой-то свод законов от Уммэя или каждое мэ само решает на месте, как и что?***
Есть, конечно, аналог Декалога, золотое правило этики - и более того, поскольку соблюдение этических норм в этом мире так важно, изучением и разработкой этики занимаются многие великие умы, этику изучают в школах и лицеях.
Мэ не высказываются, как правило, напрямую - младшие мэ вообще не владеют даром речи. Но прецедентное право есть - если мэ болел, и в такой ситуации поступили так-то, после чего мэ выздоровел - то, скорее всего, поступят по прецеденту.
***Мэ раздражает только несправедливость власти или любое несправедливое деяние?***
Любое.
***Т.е. вдруг в провинции живет неуловимый маньяк-убийца и убивает одного за другим жителей или как-то иначе гадит. Как бы получается, что это явная несправедливость, но если властям не удается его вовремя поймать и обезвредить, то вдобавок к его собственным гадостям он может еще и мэ изгнать?!***
Ну, мэ высокого уровня (провинции, скажем) ему изгнать слабо, а вот домовых-полевых-колодезных мэ - вполне.
Поэтому когда в округе объявляется вор или убийца, граждане не просто надеялись на то, что власти это дело пресекут - но и сами способствовали поимке гада изо всей силы.
no subject
Вот, кстати, интересный момент. Исправить совершенную несправедливость можно только смертью жреца или ее как-то можно скомпенсировать офигенной справедливостью в течении какого-то времени? Например правитель сдуру или по злобе похватал кучу народа и казнил. Мэ может от этого и не умрет, но ему поплохеет. Правителя тут же, например, сняли, но несправедливость-то уже совершилась. Ее последствия уже убрать нельзя? Потому что если нельзя, то получается, что жертвы жрецов время от времени неизбежны, ведь совсем избегать несправедливостей невозможно и тогда получается "дерево демократии" придется время от времени поливать "кровью патриотов", нет?
"Но прецедентное право есть - если мэ болел, и в такой ситуации поступили так-то, после чего мэ выздоровел - то, скорее всего, поступят по прецеденту"
Так вот и вопрос - мнения мэ всегда совпадают? Если не всегда - то как разрешаются противоречия? Если всегда - то зачем их нужно так много, хватило бы и одного.
"Поэтому когда в округе объявляется вор или убийца, граждане не просто надеялись на то, что власти это дело пресекут - но и сами способствовали поимке гада изо всей силы"
Ну это конечно здорово воспитание гражданского общества должно подстегивать, но на мой вкус как-то несправедливо. Получается, что невинные всегда платят по делам виновного. Например, если я - умный и хладнокровный подлец, ненавидящий людей, то мне ничего не стоит уморить целую провинцию, гадя исподтишка, сталкивая людей, интригуя и вообще всячески пакостя. И мэ в этом случае станут моими союзниками, я фактически буду ими манипулировать.
no subject
Эээ... я же вроде писалда об этом - приоритетным является, конечно же, восстановление справедливости - это сто пуд лучше, чем смерть жреца.
***Например правитель сдуру или по злобе похватал кучу народа и казнил. Мэ может от этого и не умрет, но ему поплохеет. Правителя тут же, например, сняли, но несправедливость-то уже совершилась***
Если правителя сняли, всем членам семей несправедливо казненных выдали компенсацию и обратились с покаянной молитвой к Уммэю - то жертва жреца не нужна, мэ выживет. Но вот если правителя в силу каких-то причин снять нельзя, либо репрессии продолжаются - без жертвы жреца не обойтись.
В общем, я буду развивать именно эту тему в первых главах произведения :).
***Так вот и вопрос - мнения мэ всегда совпадают?***
Мэ не высказывают мнений в формате "сделайте то-то и то-то, и мне полегчает". У людей есть "Закон и пророки" - Семь Слов Уммэя и толкования жрецов и пророков вперемежку с хрониками прецедентов Люди должны принять решение сами.
***Получается, что невинные всегда платят по делам виновного. Например, если я - умный и хладнокровный подлец, ненавидящий людей, то мне ничего не стоит уморить целую провинцию, гадя исподтишка, сталкивая людей, интригуя и вообще всячески пакостя. И мэ в этом случае станут моими союзниками, я фактически буду ими манипулировать***
Да, такое возможно - но есть подстраховочный механизм: внехрамовые пророки, которым дается дар прозрения непосредственно от Уммэя. Они появляются, ведомые Провидением, именно там, где нужны.
no subject
"Да, такое возможно - но есть подстраховочный механизм: внехрамовые пророки, которым дается дар прозрения непосредственно от Уммэя. Они появляются, ведомые Провидением, именно там, где нужны."
Подстраховочный механизм - это конечно хорошо. Но я говорю о сути. Получается, что мэ выступают в роли слепой силы, которая в случае опасности для себя начинает лупить куда ни попадя, причем виновный запросто может и не пострадать, например наделать гадостей и уехать из провинции, а платить по счетам придется местным жителям. Это и в самом деле напоминает японских духов, как в «Принцессе Мононокэ» например, где раненый дух несется и убивает всех подряд – неважно правых или виноватых. Впрочем, очевидно, так и задумывалось изначально
Я тут подумал – а не станет ли воздействие на мэ важнее нравственных норм? Когда люди будут думать не в терминах – «хорошо я поступаю или плохо?», а - «как это скажется на мэ?» Такая коллективная совесть – не приведет ли к атрофии совести индивидуальной? Я лет пять назад читал роман одного отечественного фантаста – не помню уже как назывался и чей. Там была планеты с такой вот коллективной совестью. Если человек совершал проступок или преступление – его начинали мучить духи того, против кого он провинился. Могли даже с ума свести. В результате большинство людей на планете вели себя как ангелы, но исключительно из страха. Не получится ли что-то похожее и в Пятицарствии?
И еще один момент. Предположим человек совершил несправедливый поступок. Не обрушится ли на него тяжесть общественного осуждения, несопоставимая с тяжестью проступка? Ведь каждый будет со страхом думать, что этот проступок может ударить и по ним. Конечно наказать сверх меры провинившегося будет нельзя – это также будет несправедливо. Но можно создать для него такие условия жизни, так к нему относиться, что он сам сойдет с ума или сбежит.
no subject
Так вот, когда разрушительная человеческая деятельность _сильно_ превалирует над созидательной, мэ просто не успевают латать дыры и умирают от истощения. Вот и все. Карать мэ _вообще_ не умеют.
***Я тут подумал – а не станет ли воздействие на мэ важнее нравственных норм? Когда люди будут думать не в терминах – «хорошо я поступаю или плохо?», а - «как это скажется на мэ?» Такая коллективная совесть – не приведет ли к атрофии совести индивидуальной? ***
Великолепно! Это и есть один из ключевых вопросов книги, как хорошо, что вы его увидели уже сейчас, на стадии планирования!
Да, в ряде случаев так и будет происходить.
***Не обрушится ли на него тяжесть общественного осуждения, несопоставимая с тяжестью проступка?***
Тоже архиверный вопрос, который я обязательно в книге затрону.
no subject
Ну, именно такое имеет место быть в нашем мире: если я разобью окно, холодно станет всем.
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject