morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2015-07-21 09:33 am

Что не так с "Дорогой ярости"

Тяжело это писать. Фильм успел полюбиться все-таки, и хочется назвать его безупречным. Очень хочется. А придется включить критика.

Во-первых, сама реакция на фильм показывает, насколько все херово в современном кинематографе с презентацией женщины. Я сама готова воспринимать Миллера как нового кино-Мессию всго лишь потому, что он ввел в сюжет женщин с сильной субъектной перспективой и превратил их из "средств развития сюжета" в основной двигатель сюжета. Нучо, молодца. Однако это, по большому счету, должно быть нормой, а не сверкающим исключением. А это исключение даже среди самого Джорджа Миллера: вспомните первых трех "Максов". В первом фильме женщине отводится исключительно роль жертвы, во втором значимые две женщины в кадре - это "дева в беде", которую хочет увезти Гиро-Пилот, и амазонка, гибнущая в бою. Есть еще одна, опять-таки безымянная жертва. Третий фильм - у женщины наконец-то роли с субъектной перспективой и словами, но одна из них злодейка, а вторая - бестолковая девчонка, которая не хочет слушать умного Макса и попадает из-за этого в беду. И лишь к четвертому фильму Миллер дозрел до женщины-полноценной протагонистки. Ах, спасибо, награди тебя Аллах.

И знаете, что самое обидное? Если бы Миллер сделал Фуриозу саппортом Макса, но оставил все стрелялки, гонялки и тонны ПАФОСА - мы бы все равно смотрели и облизывались. Меа МАКСима кульпа.

Во-вторых, внутри самого фильма с презентацией женщин тоже не все гладко. Фуриоза, конечно, прекрасна, как утренняя заря над барханами, кто бы возражал. Жены Джо в другом фильме были бы ходячим Макгаффином, а тут обладают каждая лица необщим выраженьем: заводила и идеолог Ангхарад, язвительная Тост, сострадательная Кейпебл, мечтательная Чидо... Ну и вувалини, да. Конечно же, вувалини...

Но есть нюанс. У женщин по-прежнему нет своего места в мире. Хранительнице семян негде их сажать, секете трагический пафос этого символа? Была Земля Тысячи Матерей, была да сплыла. Осталась только память об утраченном рае. Возможно, матриархальное общество было хорошо. Во всяком случае, боевые бабки, его осколки, хороши. Но они ПРОИГРАЛИ.

Из комиксов и из предыдущих фильмов франшизы мы знаем, что созидатели и строители в мире БМ неуклонно проигрывают. Нет больше красивой тихой фермы, где Макс с семьей пытались скрыться от Пальцереза. Разрушен город нефтяников. Печальная судьба ждет оазис Потерянных Детей рядом с Бартертауном. И сам Бартертаун тот еще образчик созидательности. Да, в эпилогах нам рассказали, что нефтедобытчики и Саванна в конце концов нашли землю обетованную. Но это уже за кадром, а в кадре царит разрушение.

Что сделал Джо, когда оказался перед невеселой перспективой провести всю жизнь в качестве начальника кочевой орды? Захватил Цитадель. Что сделали вувалини, когда их земли погибли? Предпочли тихо, гордо умирать.

На это можно сказать, что, будь вувалини похожи на Джо, зритель бы не мог им сочувствовать. Но два месяца участия в беседах о Максе на Правдорубчике показали, что у Джо - ненулевое число поклонниц! Покрытый язвами мономаньяк одним махом превратился в героя-любовника. А уж его черно-белые мальчики! Вы много видели фанарта про Вувалини? А варбоев облизывают со всех сторон! То есть, я понимаю, что тут уже никакой вины Миллера нет, он не виноват, что зрительницы (в массе своей это именно зрительницы) развели в голове тараканов. Но факт остается фактом: Миллер показал безумную империю Джо как нечто crazy awesome. При виде армады боевых машин, Кома Дуфа с его безумной гитарой и тонны ПАФОСА зритель быстро теряет изначальное впечатление о людях Джо как об отвратительных белесых червях, копошащихся в кишках горы (а в сцене погони за Максом они производят именно это впечатление). Выкатившись на оперативный простор, они приобретают вид героев.

Да, Миллер все сделал, чтобы показать фальшь и омерзительность этого надувного героизма. Они идиоты с промытыми мозгами и посеребренными ебалами. Под слоем побелки - язвы и опухоли. Ходячие повапленные гробы. Тонны громыхающего пафоса - но несколько женщин и двое мужчин, которые сравнялись в отваге с женщинами, обувают эту орду дважды, а в конце захватывают Цитадель. Я прекрасно улавливаю месседж Миллера, когда он противопоставляет безумной идеологии Цитадели молчаливую решимость Фуриозы и идущих за ней женщин: Миллер как бы говорит нам, что подлинный героизм не нуждается в знаменах, барабанах и трубах. Хранительница семян шмаляет из своего мультука, пока не умирает, а когда умирает, семена берет себе Кейпебл, чтобы вырастить их в Цитадели. Это прекрасный посыл. Но он слишком тонок!

У женщин Миллера нет идеологии. Сестринство без знамен. Джо обещает своим идиотам Валгаллу, в которой им дадут колу и чибургеры. Фуриоза обещает свободу. Но свобода - это бесконечный труд без гарантии успеха. Это не зрелищно, это опять-таки остаетс за кадром. Символ ЗРЕЛИЩНОЙ победы в кадре - это искалеченные люди на подъемнике и тонны воды, которую льет вниз освобожденная "дойная" женщина. Эй, я одна вижу в этом кадре жестокую иронию: она всего лишь повторяет жест Джо, размашистый, но бессмысленный? Куда более осмысленным было бы мене пафосное выведение наружу распределительных труб или прокопка небольшого арыка. Но все осмысленные действия неизбежно теряют в зрелищности. Валькирия не прыгает на врага с воплем "Узри меня!" Она просто стреляет, пока не погибает.

Проблема в том, что люди нуждаются в идеологии. С тех пор как голые прямоходящие обезьяны научились говорить, они научились объединяться в сообщества более крупные, чем родовое племя, на основании разделяемых ценностей и общих целей. Какие общие ценности и цели объединяют женщин в "Максе"? Выживание? Но это не идеология, а биология. "Мы не вещи" - это здорово. Но это негатив, это отрицание, а где утверждение? Кто же мы, когда не вещи? Люди? Но это слишком общо. Что значит быть человеком?

Да, идеология Несмертного насквозь фальшива. Но противопоставить ей нечего, и поэтому она выигрывает в глазах зрителя. Поэтому фанатки рисуют варбоев, которых ласково называют "воробьями", и не рисуют бойцовых бабок.

Я сказал. Хау.

[identity profile] audiart.livejournal.com 2015-07-21 07:44 am (UTC)(link)
Судя по комиксу "Фуриоза" (точнее, по рецензиям, сам комикс я в итоге читать не стала), все, что вышло удачно с представлением женщин в фильме - заслуга консультантки, а Миллера - постольку, поскольку он придумал её пригласить. Над комиксом она не работала, и получился полный дизастер.

[identity profile] arashi-opera.livejournal.com 2015-07-21 07:48 am (UTC)(link)
Над комиксом и Миллер не работал.

(no subject)

[identity profile] audiart.livejournal.com - 2015-07-21 22:10 (UTC) - Expand

[identity profile] arashi-opera.livejournal.com 2015-07-21 07:48 am (UTC)(link)
Бойцовых бабок тоже рисуют. Возможно, меньше. Но для зрителей, у кого всё в порядке с мозгами, герои - это всё-таки Фуриоза, девки и бабки. А не орда с посеребрёнными ебалами. Кто не разглядел тонкого и умного посыла, в том Миллер не виноват. Он за зрителей-идиотов не в ответе.

А безмозглые деффачки везде найдут, на что подрочить, само произведение к этому отношения не имеет.
Edited 2015-07-21 07:50 (UTC)

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-07-21 08:24 am (UTC)(link)
Сказала человек, которая сама фтыкала на Кома-Дуфа :)

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 08:37 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 08:53 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 09:14 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 13:52 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 16:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] undamaris.livejournal.com - 2015-07-22 01:38 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-22 03:51 (UTC) - Expand

[identity profile] maryxmas.livejournal.com 2015-07-21 01:03 pm (UTC)(link)
безмозглые деффачки -- мізогінія much?

(no subject)

[identity profile] maryxmas.livejournal.com - 2015-07-21 13:10 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] maryxmas.livejournal.com - 2015-07-21 13:25 (UTC) - Expand

[identity profile] russell-d-jones.livejournal.com 2015-07-21 07:56 am (UTC)(link)
Идеология нужна людям, чтобы не включать голову.
Думание головой с идеологией несовместимо.
Рациональная цель, без потери личности, всегда будет менее эффектна, чем громкие красивые идеи.
…Один из примеров этого вы должны знать лучше меня, атеиста. История про выбор между чудесами и свободой воли как методом привлечения сторонников. Чувак выбрал свободу воли со всеми последствиями оной для себя лично. Не стоит уподобляться тому, кто предлагал ему более надёжную концепцию)))

[identity profile] arashi-opera.livejournal.com 2015-07-21 08:13 am (UTC)(link)
Идеология нужна людям, чтобы не включать голову.
Думание головой с идеологией несовместимо.


Вот +100500.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-07-21 08:20 am (UTC)(link)
Обращу ваше внимание на один факт: патриархат со своей идеологией ПОБЕДИЛ.

Практически по всей земле.

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 08:56 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rotten-k.livejournal.com - 2015-07-21 08:58 (UTC) - Expand

[identity profile] rotten-k.livejournal.com 2015-07-21 09:01 am (UTC)(link)
Думание головой с идеологией несовместимо.

"Совесть задает идеалы, разум ищет к ним дороги." (с) Так что более чем совместимо.

(no subject)

[identity profile] biakov.livejournal.com - 2015-07-21 10:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rotten-k.livejournal.com - 2015-07-21 13:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] biakov.livejournal.com - 2015-07-21 22:41 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rotten-k.livejournal.com - 2015-07-21 15:19 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rotten-k.livejournal.com - 2015-07-21 19:48 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 20:06 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rotten-k.livejournal.com - 2015-07-21 20:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rotten-k.livejournal.com - 2015-07-21 21:57 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-22 05:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-22 06:56 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-22 07:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 21:00 (UTC) - Expand

[identity profile] heugwen.livejournal.com 2015-07-21 08:20 am (UTC)(link)
и всё таки, это лучше, чем если бы Фуриоза противопоставила бы фальшивой идеологии Джо тоже фальшивую идеологию.

мне кажется, вы слишком строги к фильму:)))
да, боевые старушки не решили вот так сходу захватить цитадель или еще какое заманчивое место, но почему же сразу "предпочли тихо, гордо умирать"? А может быть они боролись за свой дом с подступающими болотами и ушли лишь тогда, когда не осталось надежды "вылечить" свою землю? По крайней мере, я не помню в фильме ничего, что противоречило бы моей версии (предыдущие части не смотрела).

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-07-21 08:26 am (UTC)(link)
А как насчет дать настоящую идеологию? Что-то, что действительно объединяло бы женщин?

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 08:40 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 09:11 (UTC) - Expand

(no subject)

[personal profile] red_2 - 2015-07-21 09:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] heugwen.livejournal.com - 2015-07-21 10:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] heugwen.livejournal.com - 2015-07-22 17:40 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] heugwen.livejournal.com - 2015-07-21 08:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] heugwen.livejournal.com - 2015-07-21 09:01 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 09:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] heugwen.livejournal.com - 2015-07-21 09:44 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 15:26 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 16:38 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-22 03:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-22 05:10 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-22 06:59 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] irmingard.livejournal.com - 2015-07-22 08:07 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] irmingard.livejournal.com - 2015-07-22 08:48 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] irmingard.livejournal.com - 2015-07-22 10:21 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] irmingard.livejournal.com - 2015-07-22 11:23 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] irmingard.livejournal.com - 2015-07-22 12:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] irmingard.livejournal.com - 2015-07-22 12:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] irmingard.livejournal.com - 2015-07-23 12:07 (UTC) - Expand

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-07-21 08:41 am (UTC)(link)
Комментарий - говно. Не стала даже расскринивать.

[identity profile] katherine-kinn.livejournal.com 2015-07-21 09:15 am (UTC)(link)
Так у "светлых" нет идеологии и драйва. Потому что они работают на эффективность, а не на эффект.
То есть круто, конечно, забубенить полный грузовик усилков и динамиков и выставить перед ним чувака с электрогитарой, и под этот сольник переть с пеной на губах. Или всей толпой битьв щиты, трясти копьями и орать речитативом - как урукхаи у Джексона. А крепость в ответ - молчит. И все. Где драйв, где идея?

Добро индивидуально, зло сбивает людей в толпу.
Фродо спасает Средиземье и теряет все.

Так что все правильно.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-07-21 09:17 am (UTC)(link)
А почему Толкиен сумел выписать "светлым" вагон драйва?
Тут решает только сам художник, кому выписвать драйва, а кому нет.

(no subject)

[identity profile] b0gu3.livejournal.com - 2015-07-21 09:43 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 13:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[personal profile] red_2 - 2015-07-21 09:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[personal profile] red_2 - 2015-07-21 13:14 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 13:59 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ermenegilda.livejournal.com - 2015-07-24 05:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[personal profile] red_2 - 2015-07-22 08:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-23 13:10 (UTC) - Expand

(no subject)

[personal profile] red_2 - 2015-07-23 13:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 14:01 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 16:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] roveindusk.livejournal.com - 2015-07-21 16:52 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 17:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 17:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 17:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 18:31 (UTC) - Expand

(no subject)

[personal profile] red_2 - 2015-07-21 17:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-22 03:48 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-22 05:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-22 05:59 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] irmingard.livejournal.com - 2015-07-22 08:22 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] silhiriel.livejournal.com - 2015-07-23 12:14 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] irmingard.livejournal.com - 2015-07-23 12:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-23 13:54 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] silhiriel.livejournal.com - 2015-07-23 14:26 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-23 14:31 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] silhiriel.livejournal.com - 2015-07-23 14:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-23 14:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rotten-k.livejournal.com - 2015-07-21 09:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rotten-k.livejournal.com - 2015-07-21 14:38 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rotten-k.livejournal.com - 2015-07-21 16:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rotten-k.livejournal.com - 2015-07-21 18:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ermenegilda.livejournal.com - 2015-07-24 06:00 (UTC) - Expand

[identity profile] luche-chuchhe.livejournal.com 2015-07-21 09:44 am (UTC)(link)
Будь-яка ідеологія у виконанні жінок, яка не є копіюванням звичної чоловічої, викликає надзвичайний батхерт в першу чергу серед жінок.
Феміністки тут не виключення.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-07-21 02:02 pm (UTC)(link)
Я окремим постінгом.

[identity profile] vasily vasilev (from livejournal.com) 2015-07-21 10:00 am (UTC)(link)
Вы много видели фанарта про Вувалини? А варбоев облизывают со всех сторон!...
Поэтому фанатки рисуют варбоев, которых ласково называют "воробьями", и не рисуют бойцовых бабок.__________________(с)
ИМХО, одна из существенных причин в слове "бабки". Варбои все же молодые и бодрые, а язвы у них показаны не особо отвратно и вообще закрашены. А облизывать бабку (даже фигурально выражаясь)....как-то не слишком вдохновляюще звучит, не так ли? Были бы варбои старцами со всеми сопутствующими атрибутами (морщины и т.п.) -- варбоевский фанарт упал бы вниз стремительным домкратом.

[identity profile] russell-d-jones.livejournal.com 2015-07-21 10:03 am (UTC)(link)
Возвращаясь к сабжу: в большими шансами в условиях мира МэдМакса в идеологию превратят то, что было для Фуриозы жизненным опытом, и следующая Победительница Джо будет обязательно без руки и бритая наголо. И обязательным условием воцарения станет проделать тот же путь, что и она. Новый Хадж.
Так и создаётся идеология: из мёртвого опыта предшествующих героев. И чем непрактичнее опыт (и дальше во времени жили герои), тем он красочнее и эффектнее.

Фуриоза следовала не идеологии, а плану, корректируя его в зависимости от изменения окружающей реальности. Цель — выжить в наилучших условиях, а методы достижения этого зависит от окружающего мира. Причём в условия входит вся пирамида Маслоу, а не только нижний уровень.
А это невозможно сохранить как «программу», то бишь сакрализировать и превратить в подходящую для любых ситуаций идеологию. Потому что у каждого свои ценности, и условия меняются.
Многие будут пытаться. Именно для них Джо и выкатил свою идеологию. Именно таких он и воспитывал. Но нет никакой идеологии, которая бы превратила их в думающих, осознающих себя, самодостаточных личностей.

Смысл жизни каждый даёт себе сам, исходя из личных запросов, предпочтений, вкусов и фантазий.
Запрос «дайте мне смысл жизни» / «в какой книге вычитать» / «какая идеология мне его назначит» свидетельствует о неспособности к самостоятельному формированию этого смысла. Полноценной личности ещё нет, неоткуда черпать смыслы.
Едва феминистическая идеология начинает указывать женщинам, каким им быть, как они обязаны себя чувствовать, что им должно нравиться, она перестаёт отличаться от патриархата.

Фуриоза всегда будет отличаться от Джо. Иначе она станет им.
И она будет слабее. Потому что она живая.

[identity profile] katherine-kinn.livejournal.com 2015-07-21 01:16 pm (UTC)(link)
+тыща.

(no subject)

[identity profile] rotten-k.livejournal.com - 2015-07-21 13:57 (UTC) - Expand

[identity profile] virago-ghost.livejournal.com 2015-07-21 10:20 am (UTC)(link)
Сдается мне, ты тут не об идеологии говоришь, а сугубо о пропаганде, вернее даже, только о рекламе, и даже визуальной рекламе. О визуальных образах, которые заводят и с которыми самоотождествляешься в ритме. Рекламный клипчик

[identity profile] luche-chuchhe.livejournal.com 2015-07-21 10:51 am (UTC)(link)
так, при цьому образи мають бути такими, як в чоловіків, мовляв - жінки це такі чоловіки, можуть все те саме, виглядають майже так само, дивіться, які класні

[identity profile] pargentum.livejournal.com 2015-07-21 10:31 am (UTC)(link)
Вообще-то вувалини именно что захватили Цитадель. Как только узнали о возможности сделать это. И мне, честно говоря, не очень-то радостно за жителей Цитадели, когда я представляю, какие они там заведут порядки.

И нельзя сказать, что они тихо умирали в пустыне - если вы вспомните обстоятельства их встречи с Максом, у них был весьма агрессивный по отношению к окружающим промысел.

[identity profile] wowhawk.livejournal.com 2015-07-21 10:54 am (UTC)(link)
По-моему, Миллер и показал на пальцах уродство гипермаскулинности. Когда, например, Джо мотает мертвой Ангхарад из стороны в сторону, а Риктус ревет и пускает пулеметные очереди в небо. Уебищная картина. Вряд ли кому-нибудь, кроме недоразвитых, мужчины тут покажутся awesome. Для дебила-то подвзорвать что-нить всегда будет более awesome, чем сажать помидоры и растить детей, раз в патриархальной системе деструктивность - залог успеха и вызывает сопутствующие эмоции уважения, восхищения, эйфории. Но я рада, что Миллер рассчитывал не на дебилов в процессе работы.
Конечно, история для женщин очень безрадостная по большей части - но это соответствует реальности, как иначе? Сначала Фуриосе в Цитадели надо было выжить и играть по мужским правилам - это правда жизни, the only way we are going to win is if we beat them at their own game. И сотни женщин страдали и погибли в борьбе и без - это тоже правда. Если бы Фуриоса установила свои правила и поборола всех опрессоров мизинцем, это была бы неправдоподобная ботва. И если бы феминной Фуриосе, мягкой, длинноволосой, способной рожать детей, патриархальный вождь Джо дал водить боевую фуру - это тоже была бы неправдоподобная ботва. Может, Аниту Саркисян она вдохновила бы больше, конечно, но мне это кажется несколько странным. Это примерно как заявлять "это антифеминистичный фильм, потому что там показан ультрапатриархат". А если бы не был показан, это было бы My little pony.

[identity profile] maryxmas.livejournal.com 2015-07-21 01:05 pm (UTC)(link)
цей фільм заслуговує на місце у феміністському кінозали хоча б завдяки фразі
one man - one bullet.
і як я вичитала в одній реценції на нього -- patriarchy is prettiest when on fire.

треба буде собі футболочку замовити з цими написами.

[identity profile] maryxmas.livejournal.com 2015-07-21 01:28 pm (UTC)(link)
от, до речі, зауважила, що дійні жінки -- вони коли вперше в кадрі, всі з дітьми -- тобто вони нікуди не втекли, бо в них є обов"язок. і мені видалося дуже символічним, що саме вони випустили воду на волю для всіх. щоб люди бачили, що водна тиранія Несмертена закінчилася.

зі.
але цистерна жіночого молока -- це страшно. я тут стопочку націдити не можу...

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-07-21 13:51 (UTC) - Expand

[identity profile] madmundt.livejournal.com 2015-07-21 04:34 pm (UTC)(link)
Вот блин разворошил я осиное гнездо. Ну окей, пора разгребать.

В целом моя точка зрения несколько проще. Анита писала, что фильм уникален только в том что в отличии от остальных боевиков он позволяет женщинам учавствовать в оргии насилия и убийств наравне с мужчинами. И в целом это то, в чем я с ней совершенно не согласен в плане феминизма. Она не верит в sexual empowerment, не верит в third wave of femenism. Но для меня это и есть феминизм. Равенство. Это значит что женщина имеет право быть крутым протагонистом боевика не меньше мужчины. Что она имеет право драться за то, что считает правильным и никакие ханжеские нормы ей не могут указать что она должна делать.

А по-поводу crazy awesome, это не только с Джо. Злодеи всегда самые интересные персонажи в любом фильме. Зло просто проще, и оно в целом веселее. В фильмах про Бонда самые интересные персонажи- его злодеи. В Звездных Воинах все помнят штурмовиков и Дарта Вейдера. И даже в Властелине Колец пускай да, там есть awesome моменты у героев. Да, там есть Гимли с Леголасом, Гендальф. Но у Мордора есть Саруман, Саурон, Лурц, Грима, тролли, урукхаи и так далее. И даже если не боевые эпосы брать: Дениел из "И Будет Кровь", почти любой Шекспировский злодей, самые гадкие персонажи Игры Престолов (пускай и мерзкие, но запоминающиеся). Рисовать и придумывать монстров и уродов проще, веселее. Добрые людишки скучнее, разве что в костюмы Спейс-маринов их запихни (и то Орки все равно в той вселенной симпотнее).

То, что у Фуриосы с тетками своих crazy-awesome моментов нет, по моему лишь помогает показать какой стоический у них характер. Легче симпатизировать таким вот простым героям, которым казалось бы победить почти невозможно. Я вот недавно в Бетмене разочаровался после Arkham Knight, потому что у него было слишком много crazy-awesome гаджетов вроде танков-бетмобилей. Трудно, блин, сопереживать герою который на бой с самой большой базукой пришел, потому что у него деньги на нее есть.

Это прекрасный посыл. Но он слишком тонок!
Он настолько тонок, что по второму трейлеру море маскульных придурков сказали что не пойдут на фильм, ибо это "феминистическая пропаганда" которая испортила им очередной guy-flick. Немного жаль идиотов, но я все же рад. Я рад что эти придурки заволновались, я рад что они в страхе за свои яйца схватились. Я пессимистичен насчет почти всего, но я уверен что это только к добру что у женщин все больше прав появляется.

В завершение хочется привести отличный эпизод на тему из "Настоящего детектива":
Главные герои, Раст и Марти разговаривают ночью на улице перед больницей, где сейчас Раст лечится, покуривая. Раст весь в слезах от грустных воспоминаний о дочери, а Марти пытается его подбодрить:
- Эй, а помнишь ты мне говорил что на Аляске в детстве часто валялся смотря ночью на ночное небо, выдумывая всякие истории про звезды. Можешь мне рассказать какую-то?
Раст смотрит грустными глазами на небо и говорит:
- Да тут одна история везде. Вечная борьба света и тьмы.
Марти рассматривает небо, и саркастически замечает:
- Ну, вроде расклад сил не в пользу света. Ну, давай-ка я тебя к машине отведу.
Они потихоньку уходят из кадра, и Раст вдруг говорит:
- Ты неправильно все понял. Когда-то была везде сплошная тьма. Сейчас свет побеждает.

[identity profile] zlatovlaska-1.livejournal.com 2015-07-21 07:39 pm (UTC)(link)
Классный отрывок про "свет побеждает")).

Про крутого протагониста-женщину. Вы правы, согласна.
Грустно, что борьбу за себя и ближних - т.е. феминизм - называют антифеминизмом.
Ну и где в природе живое существо будет смиренно складывать лапки, не драться, не кусаться - не бороться за жизнь - по половому признаку? Опять социальные конструкты.

Боюсь, в РИ, а потом и в СССР слишком крепко вбивали в голову, что хорошесть - это непротивление злу. А для женщин допустим лишь один вариант - быть вечной идеальной жертвой: "тепло, морозушко".

И поэтому всякая защита женщиной своей жизни, здоровья и свободы, требующая активности и агрессии, не совпадает с полоролевыми стандартами. У многих женщин сохранился жуткий перегиб: ты - либо покорная жертва, либо жуткая маньячка в "оргиях крови и жестокости". Ангел/демонесса, мадонна/блудница, ага))

Что можно женщине защищать себя, не впадая в раж, не уподобляясь мучителям - нет, такой точки просто нет на карте в масс-культе.

И про ханжество я согласна - слишком много его. Еще и в менталитете постсовка крепко прописано, что человек с оружием - твой враг, даже если он тебя спасает-защищает. Слишком часто внутренние войска применялись против мирных граждан, слишком часто полиция-милиция оказывалась оборотнями в погонах.
"Это же убийство!" - говорят ханжествующие. Хотя любой желающий мог бы нагуглить про неточность перевода "не убий" и "не совершай убийства" - разница выходит огромная. Но нет, усвоенное на подкорку - сильнее оказывается.

Это деление на хороший/плохой по признаку свой/чужой, а признак "своей" женщины - отсутствие прямой агрессии с ее стороны. Пассивное принятие "женской доли" или там остановление меча голой рукой - не более того. Так сейчас модно и популярно думать, это считается "духовными традиционными ценностями".

Надеюсь, я увижу, как однажды это изменится.
Edited 2015-07-21 19:45 (UTC)

(no subject)

[identity profile] irmingard.livejournal.com - 2015-07-22 00:54 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] madmundt.livejournal.com - 2015-07-22 03:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] irmingard.livejournal.com - 2015-07-22 08:01 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] madmundt.livejournal.com - 2015-08-01 19:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] irmingard.livejournal.com - 2015-08-04 14:34 (UTC) - Expand

[identity profile] volchik-lamyra.livejournal.com 2015-07-22 03:03 am (UTC)(link)
Идеология, в которой женщины круты, но по-своему, не как мужики, навскидку думается только одна, завязанныя на культ плодородия и образ Великой Матери. Эдакая медведица или рысь, за-детенышей-всех-порву!

[identity profile] virago-ghost.livejournal.com 2015-07-22 04:24 am (UTC)(link)
это не идеология; идеология должна звать вперед и обещать плюшки или хотя бы величие на том свете

[identity profile] renfry.livejournal.com 2015-07-22 03:12 am (UTC)(link)
Мне не близка идея о том, что агрессия и борьба за выживание (не с природой, а друг с другом) исключительно мужская фишечка. А если бы остались только женщины, то был бы мир, прогресс и сплошной бальзам на раны. Я думаю, что агрессия и склонность подраться за что-то ценное (в любой форме) свойственна женщинам тоже, просто очень хорошо подавляется воспитанием. То есть я вижу, что в целом (скажем, в рабочих конфликтах) женщины ведут себя осторожнее, мягче и более корпоративно, чем мужчины. Но является ли это результатом "женской природы" (эх, не люблю я это словосочетание) или воспитания?

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-07-22 05:00 am (UTC)(link)
Я думаю, что агрессия и склонность подраться за что-то ценное (в любой форме) свойственна женщинам тоже, просто очень хорошо подавляется воспитанием. То есть я вижу, что в целом (скажем, в рабочих конфликтах) женщины ведут себя осторожнее, мягче и более корпоративно, чем мужчины. Но является ли это результатом "женской природы" (эх, не люблю я это словосочетание) или воспитания?

Антропологи склоняются к мысли, что фифти-фифти. У большинства двуполых видов женская агрессия ниже мужской. Те же тропические рыбки: самцы дерутся всегда, самки - никогда. У видов посложнее самка проявляет агрессию только в случае самозащиты и защиты детенышей, но у этой агрессии нет тормозящих механизмов: самка дерется насмерть.

(no subject)

[identity profile] siriana-i.livejournal.com - 2015-07-24 09:09 (UTC) - Expand

[identity profile] siriana-i.livejournal.com 2015-07-24 09:05 am (UTC)(link)
Пафос крутості (міряючи по собі, правда) штука позастатева, й зачіпає він дитячий і підлітковий рівень сприйняття. Це зовнішня атрибутика, наслідування поведінки сили, якщо хочете.
З одного боку це омана (не завжди свідома). Понти, демонстрація претензій на становище, підтримка статусу між собі подібних й тих, хто смриймає дану знакову систему. І карго-культ при доступності зовнішніх атрибутів). З іншого - замануха, відбір тих, чий світогляд репрезинтується означеною знаковою системою.
Деструктивний варіант - коли не лишається нічого, крім пафосу (приклад - бравада смертників, пафос блатного середовища і т.п.), опори розуму, моралі, "спокійні" моральні цінності відсутні. Психіка хапає щось найяскравіше, бурить емоції і адреналін чим може. Милиці.
Ще один аспект - витрати на пафос є зкиданням надмірної енергії, не пристосованої в конструктивне русло. Використовується це по різному: наприклад, на острові Пасхі робили статуї замість війни племен, в фільмі не дає активному молодняку задуматись, а чи такий вже міцний і незамінний вожак.

Чому "хлопчики" ведуться (з різним ступенем зануреності), а "дівчатка" зазвичай - ні? Дівчатка переросли, "перебісились" швидше, у них встиг запрацювати прагматизм. Біологія, чи соціальні умови, чи все вкупі (й пафос затишку й безпеки, актуальний для дорослішої істоти?).
Ототожнювання себе з головним героєм екшена, як провідником ефективної поведінки, теж з дитячого, по суті достатевого. Коли ще не виліз досвід, а гендер чи "не зайшов" з навколишнього досвіду, чи "ті-хто-приклад-і-требаслухатись"не наголошували. Пригодницькі історії приваблюють саме підліткову аудиторію, готову миритися з нелогічністю, примітивністю образів тощо.