Захотелось поднять тему о Стругацких
которую мы как-то за чашкой пива уже обсудили с О"Хуллиган. А именно - несмотря на то, что поздние произведения АБС - "Улитка", "ОЗ", "Гр. Об." - считаются кагбэ глубокими и философичными, народную речь обогатили пословицами и поговорками отнюдь не они, а произведения раннего периода - "Полдень", "Понедельник", "Попытка к бегству", "Трудно быть богом", "Обитаемый остров", "Пикник на обочине". То есть, в попытке оформить и выразить какие-то свои переживания, миллионы людей обращаются вот к этим книгам - а не к типа-серьезным-и-глубоким. Именно в этих вещах братьям удалось высказать душу миллионов читателей, а то, что было потом - за редкими исключениями - при всей кажущейся глубине на поверку пустотно, там плотность мысли на единицу текста стремится к нулю. "Прогресс внеположен нравственности", "Бытие в основе своей абсурдно" - ради такого месседжа не стоило пишмашинку мучить. Особенно после Кафки и Камю. А между тем, тот же "Обитаемый остров", вещь, которую АБС планировали как голое приключалово - получилась многослойной и емкой, она "изнутри в три раза больше, чем снаружи".
Ситуация для литературы не новая, конечно - Конан Дойль мечтал войти в вечность с "серьезными вещами" а билет в бессмертие купил ему Холмс. Но ПОЧЕМУ так получается?
Ситуация для литературы не новая, конечно - Конан Дойль мечтал войти в вечность с "серьезными вещами" а билет в бессмертие купил ему Холмс. Но ПОЧЕМУ так получается?

no subject
no subject
no subject
Ранние их произведения прочитали все, кто интересовался. И десятилетиями перечитывали. А поздние (по крайней мере часть) вышли уже где-то в районе перестройки, когда и без Стругацких хватало пищи для размышления. Вот и не успели войти в фольклор.
Ну и ещё юмор, конечно. В "философских" вещах его гораздо меньше, чем в ранних. А запоминается чаще то, что смешно, - острое словцо, меткое сравнение.
no subject
no subject
Если убрать фантастическую составляющую, то...
..."Далёкая Радуга" - это книга о войне и эвакуации (личный опыт АНС). Где-то в ЖЖ я выкладывал параллели октябрьской паники в Москве 1941 и "Далёкой Радуги" - местами совпадения дословные.
..."Понедельник" - о жизни Пулковской обсерваториии, хорошего научного коллектива, где работал БНС.
..."Жук в муравейнике" - это АНС - вернувшийся из гарнизонов и обнаруживший себя перпендикулярным штатской жизни.
..."Попытка к бегству" - где-то впечатления АНС с подготовки Токийского процесса.
Короче говоря, ранние вещи Стругацких - они о серьёзных проблемах реальной жизни...замаскированных под фантастику. И это реальный опыт - тем и ценный. И именно поэтому они оказались интересны "широким массам".
Коллизии в поздних вещах - во многом надуманы, искусственны.
Как сказал один из моих знакомых, прочитав в 1987-ом "Волны гасят ветер" - "Стругацкие выживают из НАШЕГО ума".
Кстати, та же история с Крапивиным: в начале девяностых Крапивин прекращает работу с детьми, что сразу сказывается на достоверности его книг
no subject
no subject
Ответ есть - хз.
Никто не знает, какая книга стрельнет. Автор - само собой, издатель тоже. Нужное место, нужное время, нужный читатель, бойкое перо, увлекательный сюжет и то самое хз в качестве катализатора. Причем наличие или отсутствие любого из названых (и не названых) компонентов не гарантирует ни отсутствие успеха книги, ни его обязательного наступления.)))
no subject
no subject
По сути, Оля, каждое десятилетие требует своей литературы. И каждый возраст. И каждый социальный слом.
Недавно пытался читать Сэллинджера - не интересно. А вот Ирвинговский Гарп трогает. Саган не лезет ни под каким соусом, а Ирвин Шоу - вполне.
Стругацкие взрослели и их начиналали интересовать другие вещи. Возможно, в них тоже была душа, просто мы не всегда можем это оценить.
Кстати, возможно я несу полную херь, поскольку эмоциональную составляющую всегда можно оценить. С другой стороны, в книгах Саган полно эмоций, но меня они не трогают. Может быть, дело в резонансе?
no subject
"Улитка" - 1965, опубликована ("Лес")в 1968,
"Понедельник" - 1965
"Обитаемый остров" - 1969.
"Град" - 1972 (опубликован в 1988)
"Пикник" - 1972.
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
:-)
no subject
"Нэ так все было"
"Тихий ты, куст"
"Нуси"
"Мы обвиняем флору"
А люблю я у Стругацких полторы вещи: "Второе нашествие марсиан" и "Хромую судьбу" - без "Гадких лебедей". Вот эти книги я люблю и перечитываю. Хотя цитирую чаще "Понедельник" и уже нелюбимую "Трудно быть богом".
no subject
Нуси - это просто японское слово.
Двух других цитат не слышала, реально из ОЗ слышала только "Побеги дасьта" и "здесь врастаю".
no subject
Кстати, про "побеги" и "врастаю" тоже слышала.
no subject