morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2012-04-14 02:11 pm

Эти бессмертные

Кого мы часто видим в качестве героя фантастики? Тысячелетний эльф. Семисотлетний гном. Трехсотлетняя пришелица. Двухсотлетний вампир. Черт побери, да просто, наконец, сорокалетний агент ФСБ или тридцатипятилетняя майор спецназа!
Они заполонили все книги, и они на удивление молоды душой и разумом. Кажется, что всем в лучшем случае – семнадцать-восемнадцать лет. Мысли студента. Поступки юнца. Мотивации подростка. Рефлексия невинной барышни. Цели молодого человека. Средства достижения – соответственно. Герои бросаются из крайности в крайность, горячо влюбляются на 1001-м году жизни, по три раза на день впадают в депрессию…

Г. Л. Олди, "Я б в Стругацкие пошел - пусть меня научат"


Прежде чем перейти к "возрастным" проблемам фантастической литературы, я хочу еще раз напомнить один простой факт: увеличение средней продолжительности жизни на каких-то 5 лет во время "неолитической революции" привело к колоссальной ломке всего образа жизни человечества и его ментальности. Появились новые религии, новые общественные уклады, навсегда было покончено с первобытным равенством полов и властью морального авторитета, традиции и табу - воцарился патриархат с иерархией, властью силы и "официальными государственными" религиями.
Всего каких-то 5 лет - с 25 до 29 у женщин, с 26 до 30 у мужчин.

Для особо одаренных - поднятие СПЖ не значит, что люди раньше умирали в 25, а потом стали в 29 - раскопки показывают, что пережившие младенчество и детство умрали где-то в 35-45, и с "неолитической революцией" это не изменилось: те же 35-45. СТАЛО ВЫЖИВАТЬ БОЛЬШЕ МЛАДЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ, вот что изменилось. Появилась энергетическая выгода в том, чтобы загнать женщину на кухню и полностью занять ее обслуживанием семьи, попросту говоря воспроизводством рабочей силы, а мужчину полностью переключить на производство мат. ценностей или отбирание у тех, кто произвел. Это разделение труда существовало весь "исторический" период человечества, и привело к сильным изменениям в сознании и самосознании как мужчин, так и женщин: существование в ограниченном мире привело к воспитанию и закреплению ограниченности ума женщин, положение underdog - к развитию и закреплению "женских" качеств характера - уступчивости, уклончивости, скрытности, концентрации на своей сексуальной привлекательности. Когда эти качества развились в полной мере и закрепились традиционным воспитанием, мужчины "с полным правом" обосновали ущемление женщины тем, что она есть существо умственно и этически отсталое. В большинстве случаев так оно и было, ибо мозг и душа женщин без должной культивации атрофировались.

Еще раз: это следствие увеличения СПЖ на каких-то пять лет.

Увличение СПЖ в два раза, которое засвидетельствовали мы с вами, привело к множеству социальных эффектов, которые мы с близкого расстояния различааем пока с трудом, но самый видный из них - успехи женской эмансипации. Когда оказалось, что для воспроизводства уже не нужно рожать как крольчихам, достаточно 3 детей на семью, внезапно обнаружилось, что при должной тренировке ума и души женщины нисколько не уступают мужчинам интеллектуально и этически. К этой мысли еще не все человечество привыкло, но и Москва не вдруг строилась, как говорится.

Поэтому люди, которые говорят, что введение физического бессмертия как фантастического допущения никакого особенного изменения в ментальности не даст, вызывают у меня изумление.

Итак, берем фантдопущение, сделанное, например, в цикле "Помни о жизни": медицина где-то на уровне 19 века, существуют войны, болезни, глад и мор - но такого явления как "естственная смерть" нет в принципе. Биологически человек, взрослея, останавливается где-то на 30 годах, и дальше у него - активная зрелость, не ограниченная во времени ничем, кроме несчастного случая/войны/чумы. Как это сдвинет ментальность и в какую сторону?



Давайте сначала подумаем о том, как изменится структура общества от того, что в нем нет стариков. То есть люди старше 60 в нем есть, и в количествах, но они не старики, они полны сил и сексуально привлекательны, они не платят за опыт ту цену, которую платим мы - дряхлость и болезни. Их невозможно отличить на вид от людей 30-40 лет, разве что по выражению лица и каким-то статусным одежкам и украшениям, если в обществе сочтут разумным как-то выделять старейшин.

Для наглядности приведу половозрастную пирамиду Кении и СССР на 1969 год:



Кения - общество доиндустриальное. Плюс-минус лапоть у нас было то же самое до научно-технической революции: самой многочисленной группой являлись дети от 0 до 4, потому что рожали с расчетом на то, что до 24 доживет только половина от родившихся. До 44 доживает половина от тех, кто дожил до 24, до 60 - половина от тех, кто дожил до 40, отрицательная геометрическая прогрессия.
Рядом - СССР, общество индустриальное. Рожают в два раза меньше, 69 год был менее "урожайным", чем 65, самые малочисленные группы населения - 25-29 лет (война, мало рожали, многорожденных умерло) и 50-60 лет (война, многих выбили), причем во второй группе женщин раза в 3 больше, чем мужчин (война).

Но самое главное отличие "половозрастной пирамиды" СССР от Кении - то, что она уже мало похожа на пирамиду.

Что мы будем иметь в мире "ПОЖ"? Нижняя часть пирамиды будет напоминать Кению: самая многочисленная группа населения - дети от 0 до 4, до 24 доживает примерно половина из родившихся, до 44 - примерно четверть.
А дальше картинка будет очень похожа на СССР: примерно одинаковое распределение по возрастам между 40-50-60летними, с постепеееееенным снижением процента к 80 и далее и "замирание" в точке 0,5% к 100 годам, причем картинку придется существенно вытянуть вверх, за 100-200-300 лет, будет такой длинный-предлинный шпиль, где количество переживших трехсотлетие будет все время стремиться к нулю, но никогда его не достигать. Будут еще "половые" провалы, связанные с войнами и провалы, связанные с эпидемиями, но в целом пирамидка будет походить на разобранную искусственную елочку: широкое основание и длинный, примерно равномерный ствол. Но основание будет все равно не настолько широким, как в Кении: нет смысла столько рожать, убыль населения существенно меньше.

Что это нам дает? А вот что: группа населения между 20 и 40 годами, которая в нашем обществе является самой экономически и социально активной, в том обществе составит меньшинство, причем меньшинство, ущемленное в правах. В нашем мире старики уступают дорогу молодым, потому что возраст делает свое дело: и силы не те, и здоровье не то, и отдохнуть уже охота. В мире ПОЖ с какой стати уступать? Человек, перешагнувший порог 60, здоров, полон сил и хорош собой. Мужчина плодовит, женщина фертильна. На фига уступать путь каким-то личинкам 30-летним? Пусть сначала докажут свое право на допуск к пирогу.

В актуальной человеческой культуре имеет место быть культ юности: люди отчаянно боятся стареть, и у них есть на то причины. Старость, даже активная и обеспеченная - все равно старость. Мужчины и особенно женщины стремятся выглядеть моложе, чем они есть, видеть в кино 30-летнюю женщину в роди школьницы - нормальное дело. Недостатки юности в наших глазах компенсируются уже самим фактом того, что человек молод, физически привлекателен, здоров, силен.

В мире ПОЖ у юности нет никаких преимуществ перед старшим возрастом - все, кто не помер от болезней, здоровы, все, кого не изуродовало, привлекательны, все, кого не покалечило, сильны. Так что ничем в глазах общества не скомпенсировать отсутствие опыта, горячность, невежество, прыщи и т. д. В нашем обществе неловко быть старым. В мире ПОЖ должно быть неловко быть юным. Юноши и девушки должны стремиться выглядеть старше, чем они есть, копировать манеры старших, рваться к социальному статусу старших. Общее убеждение должно быть примерно таким: человек ты или нет, выяснится к 50 годам, а если ты не можешь проявить себя и доказать свое право на внеочередное зачисление в люди - молчи и слушайся старших, личинка, они умнее, и что немаловажно, - сильнее тебя.

Это первое базовое отличие, которое должно касаться всех сословий и народов того мира. Может быть, какое-то подобие культа юности сохранится у шуриа: юным хочется жить уже просто потому, что они юны. Для расы, пораженной проклятием внезапной смерти, это существенно (хотя должна заметить, девушки, что в вашем мире "внезапно смертны" все, раз вы не исключили болезней - и шуриа не будут особенно выбиваться из общего ряда). Но именно подобие, а не культ в чистом виде. Т. е. шуриа, скорее всего, делают молодых равноправными членами сообщества, им нельзя перебирать харчами - но тем бОльшим почетом и авторитетом у них пользуются те, кто пережил 60.

Еще одно базовое отличие. В этом мире, где естественной смертью не умирают в принципе, естственной будет считаться смерть, которая у нас считается безвременной - в бою, в родах, от болезни, от несчастного случая. Это мир игроков в "русскую рулетку", где каждый знает, что рано или поздно ему выпадет фатальное заряженное гнездо - и каждый надеется этого избежать. На первый взгляд может показаться, что нет большой разницы с нашим миром - мы тоже неизбежно смертны. На самом деле разница колоссальна: мы знаем, что смертность нам имманентно присуща, она "у нас внутри". Именно осознание этого факта дает философам и верующим мужество перед лицом "несвоевременной" смерти: чего бояться, что она наступит раньше, если она все равно наступит? Мы не надеемся жить вечно или хотя бы тысячу лет.

А вот над жителями мира ПОЖ такая надежда должна тяготеть постоянно. Это морковка перед лицом ослика: она как бы и недостижима, но она, сцуко, есть, она реальна! В мире ПОЖ существуют люди, перешагнувшие порог тысячелетия. И у каждого жителя этого мира где-то на дне души копошится надежда: если он смог, почему не я? Ну, почему не я?

Вопрос цены жизни в этом мире - невероятно интересный вопрос.

Продолжение следует

[identity profile] sudzume.livejournal.com 2012-04-14 01:23 pm (UTC)(link)
В нашем мире в развитых странах
большинство людей умирает от старости.
(Даже несмотря на мировые войны).
Если старость исключить,
а население рано или поздно стабилизируется,
Возможно два механизма:
1. ограничение рождаемости,
2. поубиевать фсех чилавекафф.
Поскольку долго живущих людей там будет большинство,
а молодёжь подвержена угнетению, это будет стабильное общество.
То есть надеюсь, возобладает механизм 1.

[identity profile] russian-savage.livejournal.com 2012-04-14 02:53 pm (UTC)(link)
Стабильная система это не только система в которой всё остаётся одинаковым в течении всего периода. Есть варианты синусоидообразного изменения численности населения. Раз в пару столетий будут происходить чудовищные кризисы - войны, голод, эпидемии. Но после этого население резко сократитсяиначнётся новый цикл.

В подобной модели ценность стариков будет ЕЩЁ выше, так как они пережили кризис и знают как остаться в живых. Знают как подготовиться к кризису, как распознать его приближение. Вот и получится, что имеется две группы - небольшая каста стариков, тем кому за 300 и кто пережил прошлый кризис и все остальные.

Старики не вечны и во время очередного кризиса, скажем, 50% из них умирают, а на их место становятся молодёж. Вот только если стриков выживает 50%, то молодых только 1%.