morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2009-03-09 12:23 pm

Вынесено из комментов и дополнено

Стихи - по определению штука, рассчитанная не на логическое восприятие, а на суггестию. Это не статья, не эссе, не научный трактат, где ты можешь с тезисом согласиться - а можешь его и опрокинуть. Это сеанс внушения, этакого гипноза: при помощи художественных методов автор заставляет читателя переживать то, что переживает сам. Это переживание может быть двух видов подлинности. Назовем первый вид, скажем, А-подлинностью. Это когда человек в стихах передает эмоциональный опыт, данный ему непосредственно в ощущениях. Скажем, военные стихи Слуцкого наполнены А-подлинностью.
Второй вид подлинности я бы назвала Б-подлинностью. Она не непосредственная, она проективная. Человек пережил то, о чем пишет, не в теле, а умозрительно. При хорошем воображении и, умении, как сказали бы конфуцианцы, "иметь общее сердце с тьмой вещей" она ничем не хуже А-подлинности. Скажем, феномен военных песен Высоцкого, воспринимаемых ветеранами как подлинные по принципу А.

Между обеими видами подлинности разница не так уж велика - потому что, как обнаружили ученые, воспоминание есть воображение: вспоминая событие, мы не прокручиваем его в голове как киноленту, а реконструируем по реперным точкам при помощи воображения. Б-подлинное искусство отлиается от А-подлинного лишь тем, что автор эти реперне точки
а) одалживает у кого-то и
б)- внимание! - ВЫБИРАЕТ САМ.

А-опыт на поэта сваливается непрошеным. Б-опыт не сваливается: человек сам выбирает ситуацию для умозрительного погружения.
Поэтому Б-подлинности часто может сказать о человеке гораздо больше, чем А-подлинность. Давид Самойлов, когда писал свою "Бандитку", на выбирал страну проживания, армию, в которой служил по призыву, место службы и пропагандистский дискурс, вне которого он тогда воспринимать бойца УПА тогда не мог. Могултай, в отличие от него, _выбирает_ историческую ситуацию, героя, дискурс, и даже под кого косить (Киплинг).

Будь это стихотворение единичным случаем - ну вот допустим, какие-то злые вороги лишили нас возможности ознакомиться с другими творениями Могултая - этот выбор ни о чем бы нам не говорил. через одну точку можно прочертить любой вектор, он ничего не будет значить.

Но у нас не одна и не две, у нас больше. Мы видим, КАКИЕ ситуации автор выбирает для погружения, и в какие скафандры затягивается для него. Сам, добровольно. Можем мы на этом основании делать выводы? Я считаю, можем.
 
Почему я та считаю? Потому что если бы я на волне какого-нибудь срача, скажем, с Кредентес, написала стишок о том, как классно разбираться с безьерцами, выводы _обо мне_ были бы сделаны, я это знаю точно. Не понимаю, почему кто-то должен иметь привилегию неприкоснговенности в этом случае. 

Re: Попробую объяснить

[identity profile] morreth.livejournal.com 2009-03-03 12:15 pm (UTC)(link)
***То бишь, у Льюиса в душе живет и здравствует Баламут и те "ученые" из ГНИИЛИ, и Льюис их в своих книгах выпускает порезвиться***

Но так оно и есть. В этом сам Льюис признавался откровенно, и именно поэтому ему так тяжело ментально далась такая тонкая книжка как "Письма Баламута" - она требовала погружений, которые были довольно неприятны для него.

***Главное же, что до демонов в душе Льюиса Могултаю в общем дела нет, его заботит именно система взглядов человека***.

Так меня тоже заботит система взглядов человека - меня ведь из этой системы взглядов судят. И осуждают. И приговаривают. И приводят приговор в исполнение.

Re: Попробую объяснить

[identity profile] http://users.livejournal.com/vasilisk_/ 2009-03-03 01:47 pm (UTC)(link)
Минуточку. Насчет "живет" еще могу согласиться, хотя и не уверен, что они в его душе именно живут, а не витают поблизости, искушая и при этом давая возможность рассмотреть себя во всех подробностях, которые и выведены в книжных образах. Если бы они именно жили, никакого погружения бы не потребовалось. А так писателю пришлось делать над собой усилие и впускать их внутрь, или хотя бы контактировать. Но это моя интерпретация, кто его знает, кроме Бога, что там было на самом деле.

А вот насчет "здравствуют" - извините. Если бы бесы в Льюисе именно здравствовали, мы бы этих его книг вообще не увидели. Увидели бы какие-то другие, если бы он вообще писал.



"Так меня тоже заботит система взглядов человека"

Так ведь я сейчас писал не о тебе, а о подходах Больдога и Могултая. И о разнице между ними.