Ядовитое
Каждый раз, когда я слышу от человека младше 75 "МЫ РАЗГРОМИЛИ ФАШИЗМ", я неизменно спрашиваю:
- Когда это вы успели?
Ни хрена не понимаю - какого черта люди, которые и рядом не стояли с войной, примазываются к той победе. Что за халявный героизм а-ля гуси из басни Крылова: "Да наши предки Рим спасли". Допустим, спасли - вы-то тут при чем, родные?
- Когда это вы успели?
Ни хрена не понимаю - какого черта люди, которые и рядом не стояли с войной, примазываются к той победе. Что за халявный героизм а-ля гуси из басни Крылова: "Да наши предки Рим спасли". Допустим, спасли - вы-то тут при чем, родные?

no subject
Я был бы Вам очень благодарен, если б Вы мне разъяснили эту разницу. Я ее не понимаю, но она, видимо, есть. Интересно.
no subject
Дисклеймер: в связи с размытостью общеязыковых понятий я уточнял определения для собственного пользования, и за универсальность никак не ручаюсь. Рассказываю некие абстрактные "прототипы", которые в реальности могут быть с вариантами и подвывертами.
Гордость. Железобетонно устойчивая самооценка, фиксированная в деятельностной позиции "сильный-ответственный". Ключевое отличие от гордыни: от мнения окружаюших уже не зависит никак, и реакция на оценки отсутствует даже внутренне (вариант: контролируемая реакция по принципу гордыни, в случаях, когда сочтена полезной).
Классическое форкосигановское: "Репутация - то, что знают обо мне другие. Честь - то, что я знаю о себе сам."
Гордыня. Поскольку в христианстве слово приобрело резко негативный оттенок, то часто говорят что-нибудь вроде "обостренное чувство собственного достоинства". Постоянное самоутверждение в позиции сильного, активно использующее гнев и ярость. Претензия на статус, но подкрепленная постоянным самоусовершенствованием. Очень неплохой мотивирующий механизм, часто рождающий очень большую дееспособность. Хотя в другой ситуации может и блокировать.
Тщеславие. Слово совершенно точно определяет само себя. Претензия на статус, сопровождаемая (и регулярно усиливаемая!) глубинным ощущением несостоятельности оной. Отличие от гордыни:
1. Имеет устойчивую коллективную форму. Гордыня может охотно пользоваться коллективными самоидентификациями, но в ситуации выбора будет даже нарочито вырабатываться собственное уникальное мнение; горделивое "я - англичанин!" легко переходит в "Англия может думать как ей угодно. Я думаю так!". Тщеславие же - первейший толпообразующий фактор, ибо в индивидуальном формате смешно и петухообразно, а в большой компании, даже виртуальной, может давать вполне себе существенную внутреннюю силу.
2. Отсутствие, что называется, "ответа за базар", позиции - "я сильный, значит, с меня больше полагается". Тестовая ситуация - необходимость разгрести большую кучу дерьма, желательно очень противного. С нормально поставленной гордыней тут же засучивают рукава - я крутой, значит, мне проще. С тщеславием же морщат нос - я дембель, мне не положено.
no subject