morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2016-07-06 01:37 pm

Про нужные книги

(Даруйте, що російською, але два вихідних постінги написані російською, та пісня, що над нею контемплюють - також)

Пост раз: Я тут недавно "Властелина колец" перечитал. Вот серьезно взял и перечитал с самого начала до конца. И не устаю поражаться тому, насколько ИНАЧЕ - в каких-то местах с точностью до наоборот - стал восприниматься мной текст в мои 37, нежели то было в мои сперва 12, потом - 20+... Насколько многое - например, реальную и непритворную мизогиничность Толкина - я теперь вижу, а раньше не видел. Насколько по-другому воспринимаются характеры персонажей, их поступки... Например, Арагорн просто стал мне неприятен, это надо же столько неприкрытой гордыни да в одном человеческом существе, а некоторые ее проявления просто вопиющи (хотя бы то, как он заявляется к Теодену, сцена с телохранителями, и тд)... История Эовин - вместе с ее окончанием - вызывает не восхищение, а острую жалость... Очень торчат длинные уши мировой войны - ну нет в ВК ни одного нормального страннического перемещения, которое вызывало бы доверие (зачем, зачем постоянно спать черт-те как на земле, даже в мирных землях, если бывают палатки?)
- но зато, когда марш-броски за врагами или в плену или от врагов, и жрешь на ходу всякую дрянь, и небо с овчинку - вот тут все как живое сразу, и окопы и лейтенантские переходы по грязище и без сил просто встают перед глазами...


Пост два: Я с интересом почитываю тут Павла "Торина" Парфентьева, Сергея Худиева - в связи с письмом Миши Черняка, с этим законом о телесных наказаниях, ещё по тысяче поводов... И каждый раз невольно поражаюсь: как всё-таки это получается, что мы, читавшие одни книги, любящие Толкина и Льюиса - оказываемся в разных лагерях? Мы с ними приходим, кажется, к противоположному пониманию христианства, человека, свободы, любви, милосердия. Я даже сейчас не говорю о том, что кто-то из нас "хороший" или "прогрессивный", или "плохой", или "бездуховный". И я, и они находят поддержку в одних и тех же текстах, но каким-то образом извлекают оттуда совершенно разное руководство к действию. Не работает, получается, формула "значит, нужные книги ты в детстве читал".

Честно говоря, формула про "нужные книги", вызывает сомнение уже в самой песне. Мне песня лет десять назад разонравилась катеорически в целом, вот за эти строчки:

А в кипящих котлах пpежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на pоли пpедателей, тpусов, иуд
В детских игpах своих назначали вpагов.


Ну то есть, ты начитался про д'Артаньяна, вышел во двор, назначил неприятного тебе соседа пидорасом и давай его гонять уже не просто так, по-гопницки, а вдохновенно и возвышенно:

И злодея следам
Hе давали остыть,
И пpекpаснейших дам
Обещали любить,
И, дpузей успокоив
И ближних любя,
Мы на pоли геpоев
Вводили себя.

Как оно выглядит на пратике, это дворовое д'Артаньянство, уже ощутили на себе все украинцы, которых вчерашние друзья назначили гадами, людоедами и фашистами. Ну и заодно увидели со стороны, на что похожи вдохновенные долбоебы, которые на роли героев ввели себя и упиваются своим героизмом. Так что внукам я эту песню в свое время презентую, конечно, но с сопровождением и разъяснением.

Однако в свои 12-32 я эту песню хавала совершенно без проблем, естественно, отождествляя себя с героями. Нота бене: при этом я сама прекрасно знаю, каково быть жертвой буллинга, не только гопницкого, но и вдохновенного буллинга, описанного Высоцким, когда тебе выкручивают руки, искренне воображая тебя врагом, которого побеждают, четверо мальчиков одну девочку, весело так, с песней из "Неуловимых". Но вот я слушала Высоцкого и нет, не звенело нигде, хотя вдохновенный буллинг стал таким же жестким внутренним табу для меня, как и гопницкий.

То есть, я просто была хорошим человеком, который не замечал этого тлетворного посыла в любимой песне, мизогинии у Честертона, Толкиена и Льюиса, расизма у Жюля Верна, просто потому что не хотел портить себе удовольствие.

Но были и другие - которые читали, слушали, замечали, и находили естественным и правильным.

А мы не докапывались, потому что нам нравились эти люди и нравились эти книги, и приятно было разделять с людьми любовь к книгам. Да, звенели звоночки, да целые, блин, колокола били порой, но мы отворачивались и затыкали уши, потому что, ну давайте начистоту, другого Толкиена, без мизогинии, у нас не было, и другого Высоцкого, без вдохновенного буллинга, не было, и других Стругацких не было, жри что дают.

И вот одни повзрослели и не стали подлецами, а другие повзрослели и стали, а книги читали одни и те же. Значит, что?

Значит, хорошим человеком ты сам был, с самого начала. Неважно, какие книги при этом читал. Это ты облагораживал своим взглядом героев Дюма и Буссенара до человечности. Это ты видел в Арагорне и д'Артаньяне в первую очередь отвагу, и лишь потом гордыню. Это ты наделял бульварное чтиво экзистенциальным смыслом. Это все с самого начала был ты, друг, это была ты, подруга.

Надо передать детям лучший мир, с лучшими песнями и книгами.

[identity profile] elanor-x.livejournal.com 2016-07-07 01:55 pm (UTC)(link)
А вы писали когда-то о мизогиничности Толкина? Читала его давно, и не помню где она проявляется. Рохиррим - наше средневековье, поэтому и равенства полов быть не может. У эльфов вроде бы равенство. Например, Гала́дриэль - "Могущественнейшая из эльфийских владык, оставшихся в Средиземье после Войны Гнева. Владычица Лориэна." (википедия)

[identity profile] morreth.livejournal.com 2016-07-07 02:04 pm (UTC)(link)
Ну вот у Мартина как-то получилось наделать ярких женских персонажей с сильной субъектной перспективой. В средневековье, ага.

Кстати, вот удивителный все-таки аргумент. А что, в Средневековье женщин было меньше, чем мужчин?

А теперь тест Бедхель:

1. Сколько в ВК женских персонажей?
2. Разговаривают ли они друг с другом?
3. Не о мужчинах?
Edited 2016-07-07 14:05 (UTC)

RE: Re: откликался же он на сокращенное Наб

[identity profile] virago-ghost.livejournal.com 2016-07-07 03:18 pm (UTC)(link)
так ведь не надо насиловать сюжет, сеттинг и идею, чтоб показать, будто общество считает мужчин и женщин равными, неравенство мужчин и женщин в обществе можно показать, показав при этом их равными на деле;
хотя Толкину мизогинию я прощаю за слова Эовин про оставляют гореть вместе с домом, больно много в них правды :)

RE: Re: откликался же он на сокращенное Наб

[identity profile] volchik-lamyra.livejournal.com 2016-07-08 02:56 am (UTC)(link)
Более того, можно описывать общество, которое не считает, и самому не проявлять мизогинии. Например, Пратчетт феминист, а его героини -- ой не все.

[identity profile] mascotik.livejournal.com 2016-07-07 03:46 pm (UTC)(link)
Даже в нашем Средневековье (хотя мы говорим о тысяче с лишним лет и самых разных обществах и странах) не удалось загнать половину человечества под шконку, и была масса людей женского пола, занимавшихся важными и/или интересными вещами (хотя о многих из них предпочли забыть, но это общая черта женской истории — уже и "деды воевали" полностью вытеснили воюющих бабушек, и ученый на голубом глазу утверждает, что в мужских гимназиях и реальных училищах женщины преподавать не могли, хотя, конечно, преподавали, и тому есть немало свидетельств, а ведь это события, которые помнят еще живущие).

И уж, конечно, у рохиррим с этим обстояло лучше, чем в условном представляемом нами по 19 веку средневековье: ведь никто не удивлялся, что Эовин хорошо обращается с оружием, сами советники предлагают оставить ее наместницей, она носит доспех даже в женской ипостаси, и этого никого не эпатирует... в таком народе женщины должны быть заметны. И где?

[identity profile] volchik-lamyra.livejournal.com 2016-07-08 02:52 am (UTC)(link)
Тут дело не столько в том, о чем писать, сколько как. вот есть книга "Тысяча сияющих солнц" Халеда Хоссейни. Там сеттинг мизогиннее некуда, даже для Афганистана, где дело происходит, такое мракобесие отнюдь не повсеместно. И две женщины, о которых книга, не могущественны, как Галадриэль, а наоборот, крайне уязвимы и подвластны мужчине, обществу, обстоятельствам и вообще чертям в ступе. Но мизогинии у ХХ нет. Он с большим сочувствием описывает жизненный путь Марьям и Лейлы, и показывает их как субьектов, даже в ситуации, когда ими распорядились как вещами.

[identity profile] zlatovlaska-1.livejournal.com 2016-07-08 10:02 am (UTC)(link)
И ведь мужчины в сюжетах тоже часто оказываются диспауэрмент: упавшие духом, страдающие телом, голодные, холодные, "я голый во тьме" - как выразился Фродо у Толкина. В тюрьме, в плену, полностью сломленные превосходящей силой даже морально. Кольцо в конце побеждает Фродо. И всю дальнейшую жизнь в Средиземье он живет с посттравмой.
При этом авторы мужчины продолжают смотреть на героев, как на субъектов, чьи мысли, чувства и опыт важны и бесценны. И в эти моменты страданий и обессиленности - тем более.
Страдания Иисуса на кресте, муки святых - это абсолют, от которого отталкивается вся наша культура. Мужчины-герои в такие моменты становятся как бы еще более субъектными, более людьми, приближаются с богу.

А женщины - это объекты, которые вторичны, которых заслуженно наказывают, поскольку родились без пениса. Даже когда героиня - королева-самодержавица, авторы подчеркивают, что она - несамостоятельна, что она - пассивная девочка-девочка, которая с радостью соглашается с решениями мужчин, делает как велят, чтобы поскорее отпустили дальше играть с куклами-балами.
А если она самостоятельна - то, конечно, демонична, и служит понятно кому - сотоне.
Хоть на троне, хоть в диспауэрмент - женщины вечно такие двигающиеся тела, не думающие и не чувствующие, подделка под настоящего человека - му, чьим дополнением они являются, а самостоятельно не существуют.

[identity profile] volchik-lamyra.livejournal.com 2016-07-09 02:13 am (UTC)(link)
Вот жития женщин-святых, коих я впрочем читала очень мало, из этой парадигмы выпадают. Святая Екатерина того мудака, который ее казнит, по очкам уделывает так, что от него перьев не остается.

[identity profile] zlatovlaska-1.livejournal.com 2016-07-08 10:35 am (UTC)(link)
Галадриэль в ВК - скорее, архетип Богоматери, для нее делается исключение, "все бабы - дуры и шалавы, а моя мать - святая". Она - как покрова над Лориэном, как иконка, на которую герои молятся, оглядываются... но все активные герои - мужчины.
На Совете у Элронда - одни мужчины. Арвен - она не принимает участия ни в чем, она говорит в тексте единственный раз - в конце книги с Фродо. Если у эльфов - равенство, то где все женщины??? Где они присутствуют, говорят, решают? Одна Галадриэль? Не смешите.
А Эовин живет в народе, похожем на викингов, среди которых, как мы теперь знаем, было дофига воительниц. И что же? Эовин не может даже сражаться рядом с дядей и братом в открытую - зачем тогда ее учили, получается? Она может только сбежать тишком. Получается еще одно противоречие: где все женщины-воины? Где вообще все женщины, которые хоть что-то говорят, как-то присутствуют?
В Гондоре великий целитель - мужчина. Хотя в больнице - дофига и больше женщин работает, где они???

"Невидимость" женщин, неслышность их слов, решений, невидимость их труда и действий, женщины - как дети или как умственные инвалиды, которых надо опекать и защищать, а уважать - необязательно. Вот это и есть мизогиния.
А "половину убить, половину - в рабство" - это феминицид. Самое явное и яркое проявление мизогинии, исходящее от условия, что женщины - не люди и не живые, а как бы специальные предметы для мужских удобств. Ребро Адама, часть тела и личности мужчины, которым он имеет неотъемлемое право распоряжаться.
Толкин в своем письме сыну говорит, что у женщин "инстинкт" быть такими вот удобными, а сами по себе они ограничены "природой" и "грехом".
Edited 2016-07-08 10:38 (UTC)