morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2015-12-05 12:23 am
Entry tags:

Л. М. Буджолд, "Разделяющий нож"

Буду понемножку раздавать обещанное :)

Серию "Разделяющий нож" я асилила со второго захода. Первый выглядел так: "Оу, как интересно, роман начинается с конца: принцесса и рыцарь выпиливают чудовище - хохо, как же они потом будут друг с другом общаться-сходиться, нестандартненько-интересненько - хм, уже не так нестандартненько, предсказуеменько, любофь-морокофь, оуууу, какой-то лавбургер пошел вообще: первый любовник трахался херово и оставил девушку в беде, второй любовник выручил девушку из беды и трахается хорошо... трахается... трахается... зеваем... свадьба... Ух ты блин, какой задел на интересный мир - конец книги - ШОЕТАБЫЛА?"

Второй заход. Нет, по динамике все равно ни в какое сравнение с форкосигановским циклом, медленно и печально разворачивается фабула, НО...

Очень интересный мир. Постапокалиптический, но сразу это непонятно. Сразу он кажется вполне фэнтезийным: есть крестьяне, которые крестьянствуют, и есть озерники, которые охотятся на зло. Так и называется: Зло (malice).

Что это за зло? Тут нужен экскурс в прошлое. Существовала цивилизация, то ли магическая, то ли настолько прокачанная технически, что эта техниа уже ничем не отличалась от магии. Представители этой цивилизации апгрейдили не только мир вокруг себя, но и себя самих, стремясь к бессмертию, и в погоне за ним породили существо, которое не умеет умирать в принципе. Опаньки, существо это оказалось энергктическим вампиром, которое высасывало жизнь из всего живого, ращрушая его Основу (ground). Оно убивало и жирело, и завалить его казалось в принципе невозможным делом, потому что сколько ни разрушай его тело, оно захватывает новые тела и да капо. Наконец, один из горе-творцов изобрел способ как научить такую тварь умирать: он изготовил нож из кости человека, при помощи этого ножа убил другого человека, "поймал" таким образом его смертность в заколдованный нож и пырнул этим ножом первое Зло. Зло получило в себя смертность и издохло. Но перед этим оно, во-первых, сумело дать своим творцам такой бой, что цивилизация откатилась в задницу к лукам и стрелам, а во-вторых, отложило то ли яйца, то ли споры, хрен поймешь... словом, из земли в разных местах прорастают мини-копии этого самого зла. И озёрники, потомки то ли волшебников, то ли технарей, это Зло породивших, сделали смыслом жизни целого своего народа, каждого его представителя от рождения и до смерти, выпиливание этих семян зла. Все по той же технологии: нож из человеческой кости, "наполненный" смертью человека, вонзить в зло, бинго! Собственно, такой нож и называется "разделяющим", а точнее - делящимся (при его помощи человек "делится" смертью со Злом)

Но это все не так просто, как я тут рассказываю. Зло умеет порабощать разумы тех, кто неспособен осознавать свою "основу" и управлять ею. Проще говоря, крестьян. Зло способно при помощи магии Основы давать животным псевдоразум и делать из них слуг-миньонов. Оно их высасывает в конце концов тоже, но сначала оно творит армию для защиты своего тела и покорения земель, которые можно высосать. После зла на многие годы остается пустыня, где не может расти вообще ничего, лунная поверхность. Словом, добраться до зла, особено прокачавшегося, и воткнуть в него Делящий нож - целое дело. Иногда, если Зло вылупляется в диких местах, где давно не ходило патрули озерников, оно успевает обрасти таким количеством миньонов, что начинаются полномасштабные боевые действия. И тысячам людей приходится держать фронт против миньонов, чтобы отборный отряд прорвался прямо к туше Зла, и, если надо, полег там ради одного бойца, который донесет до цели Делящий нож.

Понятное дело, что Озерники стараются таких ППЦов не допускать и истреблять Зло в зародыше, когда "яйца" только-только вылупились и не успели ни сотворить себе продвинутое тело, ни обзавестись армией. А поскольку ни один патрульный не знает, как и где удастся здыбать яйцо, каждый носит при себе два Делящих ножа: один "полный" (primed), чтобы убить Зло и один "пустой", чтобы в случае смертельной раны или угрозы попадания в плен покончить с собой и "зарядить" нож для следующего бойца.

И вот так случилось, что подручные очередного Зла украли на дороге беременную девушку по имени Лань (беременные и дети для Зла особый деликатес), а их выследил патрульный Даг, и в заварухе в логове Зла так вышло, что именно Лань перехватила оба ножа и воткнула из в Зло. Оно погибло, но "холостой" нож Дага оказался заряжен смертью ребенка Лани. И все заверте...

Чем этот цикл привлекателен? Тем, что Буджолд решила поиграть в "типа, я Ле Гуин" и любовно описала эту культуру озёрников, со всей ее спецификой, ее офигенными достоинствами (гендерное равенство, уважение к знанию и культивирование своеобразной науки, этика междусобойных отношений) и офигенными же недостатками (расовая гордынька в отношении крестьян, упертое нежелание думать о будущем, закоснелось в традициях). Собснно, вся книга о том, как влюбленные - Лань и Даг - преодолевают межкультурные барьеры, погружаясь в культуру друг друга и вместе творя что-то третье, новую культуру общности.

Что меня по ходу чтения бесило и вымораживало? Возрастной разрыв между персонажами: ей 18, ему 55. Ну блин. Ну блин же, тетка. Ну прикинь сама: ты свяжешься с 18-летним мальчиком, даже очень умным и хорошим? Или для тебя он все-таки больше ребенок, чем мужчина? Да, для мужиков такой возрастной разрыв не проблема (то есть, они так считают), но именно поэтому мы неважнецки о них думаем. И да, я неважнецки думала о Даге всю дорогу. Тем более, ему все говорили "Чувак, во что ты втравливаешь девочку? Завяжи на бантик". Межкультурный конфликт по ходу романа заканчивается хорошо - но Буджолд приводит в романе и случаи, когда он заканчивался плохо. Настолько плохо, что оправдание "У нас великая любофь, нам все по фигу" не канает. При всем своем уме и сообразительности Лань уже в силу куцего жизненного опыта не могла просчитать всех последствий - то есть, она шла по жердочке над пропастью вслепую, полагаясь только на Дага и его любовь. И не надо косить на меня глазом и спрашивать "А кто тут написал роман о любви тысячелетней эльфийки и человека?" При всем разрыве возрастов, рас и состояний Берен и Лютиэн на момент встречи были вполне самодостаточными личностями, а Лань, как ни крути, дитё.

И второй фактор, который мне сильно затруднял чтение - Буджолд слишком, ну сли-и-и-ишком увлекается бытописательством. Все, ну все надо описать - и какую рубашку Дагу к свадьбе вышили, и как собирают "водяную репу", и как по реке сплавляются, и как по тракту путешествуют, о-о-о-о...

Но, с другой стороны, кто-то может найти в этом свой особенный кайф.

[identity profile] alex65-65.livejournal.com 2015-12-05 01:08 am (UTC)(link)
"кто-то может найти в этом свой особенный кайф."
Собственно детальное и, что редко встречается нынче, непротиворечивое, описание текущей бытовой повседевщины выдуманного на коленке мира и является, пмсм, сильной стороной серии и вообще всей тёти Лоис. (Да, я слайсоголик. И почти не стыжусь этого!)

[identity profile] pssshik.livejournal.com 2015-12-05 03:03 am (UTC)(link)
Не могу сейчас читать произведения с раскраской по пелевину (почему на наших картах всегда коммуняки бьются с пидарасами?)

[identity profile] rotten-k.livejournal.com 2015-12-05 03:56 am (UTC)(link)
А "Шалион" пошёл, нет?

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-12-05 07:40 am (UTC)(link)
Шалион пошел гораздо лучше, он сюжетно намного "мускулистей".

[identity profile] abax.livejournal.com 2015-12-05 07:13 am (UTC)(link)
1) ИМХО, этот цикл не очень силен литературно, зато - для меня - исключительно приятен для чтения, именно как такое неторопливое роад-муви и romance в одном флаконе.
2) Действительно вспоминается Ле Гуин, писалось возможно под впечатлением от "Планеты изгнания". Отношения рас, центральный конфликт на фоне этих отношений структурно весьма похожи.
3) Культура Стражей озера, несмотря на обилие проработанных деталей, у меня вызвала ощущение, ну, не очень правдоподобной. Психологически это современные западные горожане, плюс-минус. Скорее поверил бы, будь это, как у Ле Гуин, потомки команды космического корабля поколении так в третьем, не более.
4) В частности, удивительно, что у них строгая эндогамия не форсируется культурой и моралью. Брак с крестьянами запрещен, но культурного табу на него фактически нет. К Дагу относятся примерно так, как в современности отнеслись бы к офицеру каких-нибудь колониальных войск, нарушившему контрактный запрет. Реакцию вызывает не столько мезальянс, сколько то, что он подрывает дисциплину и жертвует карьерой.
5) Лань и Даг мне понравились, но Даг слишком правильный, кажется, Буджолд целенаправленно лепила мужчину своей мечты.
6) Ваши претензии к нему я не очень понимаю. Разница в возрасте, конечно, создает проблемы, но в этом плане мало отличается от ситуации, когда брак заключают сверстники - там тоже будут проблемы, но другие.
Уровень риска, на который Даг подписывает Лань (мне привычнее Фаун, как в изданном русском переводе), существенно меньше, нежели уровень риска, которому она подвергалась бы без него - как в варианте одинокая девушка без семьи далеко от дома, так и в варианте в семье, в которой для нее жизнь психологически уже невозможна, наиболее вероятный исход - сбежит опять, далее см. вариант первый.
Объективно - Даг правильно понимает, что он для Фаун, как и Фаун для него, редкий и ценный подарок судьбы, едва ли не лучшее, что с ними могло случиться (в личностном, а не в социальном плане).
Социально же - чем он рискует? Выгонят? Они с Фаун нормально вписываются в крестьянский социум, и Даг это проверил. Заметьте, он женился, убедившись в наличии запасного аэродрома для Фаун.
Самый скользкий вопрос, там, по-моему - судьба детей, о которой Даг действительно толком не подумал.
Edited 2015-12-05 07:50 (UTC)

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-12-05 09:43 am (UTC)(link)
Ваши претензии к нему я не очень понимаю.

Я мать 18-летней девушки. Когда я думаю, что какой-то перец, который мне в отцы годится, мог бы ее увести - да будь он хоть золотой, мне все равно захочется его удавить.

[identity profile] abax.livejournal.com 2015-12-05 10:02 am (UTC)(link)
А это эмоциональная реакция - или этическое суждение?

[identity profile] virago-ghost.livejournal.com 2015-12-05 10:52 am (UTC)(link)
вы меня простите, конечно, я вот днесь увидела фотку французского пожарного лет двадцати, из эротического календаря, и тут же откомментировала словами "прямо съела бы, какая попа, нога шире талии"; но парень 20 лет должен быть уж очень неординарен, или обстоятельства должны очень вынуждать, чтобы он привлек меня, как личность-партнер, а не как эротический объект и услада для глаз; я ему в матери гожусь, я давно прожевала и выплюнула опыт, который ему только предстоит;
не знаю, может, у мужчин иначе;
а если обстоятельства не вынуждают к осуществлению брака, а позволяют построить другие отношения, то зачем любовь-морковь?
короче, при мысли о нормальном мужчине 55 лет, у которого взрослой женщины нет, а девочку взял, возникает вопрос, что с ним не так; женский романы подсказывают романтический ответ, а опыт - другой;

[identity profile] abax.livejournal.com 2015-12-05 12:11 pm (UTC)(link)
ОК. В применении к книге: там ситуация совершенно конкретная, мы о ней все знаем. Зачем любовь-мороковь и зачем брак, ответы есть.
В абстрактном ключе: ну да, очень возможно, что у мужика 55 лет есть проблемы. Он в этом чем-нибудь отличается от всех остальных людей?
По-моему, для брачных - как и любых других отношений - важны ровно две вещи: насколько они честные и насколько они человеческие. И тут нет ни возрастной, ни гендерной специфики: при любых комбинациях можно выстроить одни, а можно - другие.

[identity profile] virago-ghost.livejournal.com 2015-12-05 12:38 pm (UTC)(link)
да, я все о ней знаю, о ситуации, а вы уже знаете мое мнение;
проблемы мужика 55 лет отличаются от проблем парня 20 лет, обычно;
при любых возрастных комбинациях можно выстроить честные и человеческие отношения. только при некоторых комбинациях сложность выстраивания запредельная, поскольку только честности и человечности для брака недостаточно, и вообще брак от других отношений отличается, у всех отношений своя специфика; странно было бы, если честные и человечные отношения блыи единственными условиями нормального брака и присущи только браку;
возьмем дружбу, должны быть честные и человеческие отношения? а наставничество?
а много вы знаете брачных союзов женщины 55 лет и мальчика 18 лет? а сколько книг вы знаете про такие любовные истории?
так где же честность?

[identity profile] abax.livejournal.com 2015-12-05 01:41 pm (UTC)(link)
Мало знаю. Не смотрел, но хотел посмотреть - Гарольд и Мод

(no subject)

[identity profile] abax.livejournal.com - 2015-12-05 13:44 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] abax.livejournal.com - 2015-12-05 13:54 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-12-05 18:45 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-12-05 19:45 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-12-05 20:09 (UTC) - Expand

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-12-05 12:44 pm (UTC)(link)
Слушайте, ну неужели вы сами для себя не чувствуете, что девочки 18 лет - просто не в вашей весовой категории?

(no subject)

[identity profile] abax.livejournal.com - 2015-12-05 13:29 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2015-12-05 13:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] abax.livejournal.com - 2015-12-05 13:56 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] surikat13.livejournal.com - 2015-12-05 16:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] surikat13.livejournal.com - 2015-12-06 07:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] surikat13.livejournal.com - 2015-12-06 10:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] surikat13.livejournal.com - 2015-12-06 12:07 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] surikat13.livejournal.com - 2015-12-06 14:49 (UTC) - Expand

[identity profile] sch-haifisch.livejournal.com 2015-12-05 07:33 am (UTC)(link)
>>>>>Нет, по динамике все равно ни в какое сравнение с форкосигановским циклом, медленно и печально разворачивается фабула,
>>>>>И второй фактор, который мне сильно затруднял чтение - Буджолд слишком, ну сли-и-и-ишком увлекается бытописательством. Все, ну все надо описать - и какую рубашку Дагу к свадьбе вышили, и как собирают "водяную репу", и как по реке сплавляются, и как по тракту путешествуют, о-о-о-о...

Ну это не баг, это фича.)
Хотя если не иметь настроения погружаться в этот медитативный пост мортем, то и не погрузишься. Я поэтому тоже только со второго захода прочитал.

[identity profile] abax.livejournal.com 2015-12-05 08:31 am (UTC)(link)
Кстати, то, что Даг и Фаун хорошо вписываются в крестьянское общество - серьезное внутреннее противоречие в модели мира у Буджолд.

Чтобы взаимная изоляция народов длилась поколениями - она должна быть подкреплена сильными барьерами с обеих сторон.

А мы видим, в тексте описано - только с одной. Стражам озера позорно дезертировать и очень некомфортно жить среди крестьян. Но, тем не менее, изгнанники появляются.

Что с ними происходит? Описаны три варианта: в разбойники, как Крейн, жить тише воды и незаметно, как отец Келлы, ломать традиции и создавать новое общество, как Даг.

Но, помните, Крейн говорит, что страж озера в среде крестьян становится либо парией, либо вождем, даже если того не хочет? Это звучит очень правдоподобно.

Тогда одно из двух: либо должны быть какие-то институциональные механизмы, изолирующие живущего среди крестьян Стража, либо заметные прецеденты поднявшихся Стражей, задолго до Дага, и заметные же последствия таких прецедентов - а их нет.

Но и механизмов, всерьез блокирующих возможность интеграции в крестьянское общество, тоже не описано - и Даг с ними никак не сталкивается!
Edited 2015-12-05 08:34 (UTC)

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-12-05 09:41 am (UTC)(link)
и Даг с ними никак не сталкивается

Ну как не сталкивается, сталкивается: братья Лани пытались же его избить и выгнать. Но да, по идее, должен бы сталкиваться чаще.

[identity profile] abax.livejournal.com 2015-12-05 10:05 am (UTC)(link)
Слабовато для создания культурного барьера. Обыкновенная ксенофобия, очень умеренная: проявляется в ситуации, когда любого пришлого чужака местная молодежь с вероятностью приняла бы в штыки.

[identity profile] freetrinity.livejournal.com 2015-12-06 01:31 am (UTC)(link)
а мне кажется там и не должно быть особого барьера. он не будет претендовать на раздел и наследование земли и собственности. зато будут еще одни рабочие руки в страду, а они никогда не бывают лишними. ну и типа пусть живет.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-12-05 10:07 am (UTC)(link)
Эмоциональная. Когад в первый раз читала - Дашка была еще дитем, и я как-то не примеряла ситуацию на себя.

[identity profile] abax.livejournal.com 2015-12-05 10:14 am (UTC)(link)
Тогда понимаю.

[identity profile] aantero.livejournal.com 2015-12-05 01:50 pm (UTC)(link)
Мне этот цикл понравился как раз тем, что герои большую часть времени занимаются крайне нетипичным для героев фэнтези делом. Обычно герои фэнтези
- спасают мир
- несут возмездие во имя Луны (no pun intended)
- сражаются с Чорным Паровозом Ужаса
- выполняют выданные мутными личностями квесты
- хаотично рикошетят от сюжетных событий, как шарик в пинболе
- и в процессе всего этого непрерывно героически превозмогают "на фоне охваченного безумием мира" (с)

А тут, внезапно, герои заняты обустройством своей жизни, а в процессе этого избегают превозмогания и, по возможности, делают себе удобно.

Разницу в возрасте я просто принял как фантастическое допущение. Описание отношений между Ланью и Дагом сильного дисбилива не вызывает, отношения взаимо- и равно выгодные, никто никем не питается - ну и ладушки. Опять же, в большей части читанной мой фэнтези все гораздо грустнее в этом отношении.

Очень забавно было, когда я после "Делящего ножа" взялся читать цикл про драконьих всадников Перна. Там столько параллелей, что диву даешься: "постапокалиптический" мир, сообщество профессиональных борцов со злом, сверхспособности, трения между борцами со злом и простыми смертными... При этом разница такая, что укатайка.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-12-05 03:24 pm (UTC)(link)
Но ведь Даг и Лань именно что спасают мир. Даг очень обоснованно показывает, как сохранение текущего положения вещей может погубить мир - Зловылупится посреди большого фермерского города, и привет, потому что фермены не знают как защищаться и даже не знают признаков, при которых нужно бить в набат и убегать, сверкая пятками.

[identity profile] aantero.livejournal.com 2015-12-05 05:16 pm (UTC)(link)
Ага. А если посмотреть, какая доля их действий и усилий направлена на спасение мира, а какая - на то, чтобы сделать в этом мире удобнее себе и ценным окружающим, то получится, что спасение мира - это pet project Дага, крепящийся к основной цели: создать себе и Лани комфортную нишу.

[identity profile] freetrinity.livejournal.com 2015-12-06 01:06 am (UTC)(link)
спасибо за интересный разбор не самой любимой, но хорошей книги любимой писательницы. несколько комментариев:

1) Не совсем согласна что это "поиграть в Ле Гуин". Эта серия -- кроссовер фентези и любовного роман, fantasy romance. Жанрово ближе к Twilight и пр. Поэтому отношения героев в нем центральны, и бытописательство вполне себе тоже ИМО в тему;

2) /// ее офигенными достоинствами (гендерное равенство /// -- как? там же наоборот скорее матриархат, и часть сюжета на этом и строится (мать не любит дага потому что он не родился девочкой и т.д,)

3) у меня тоже не вызвала отторжения разница в возрасте героев. она не так экстремальна, учитывая продолжительность жизни у озерников. 55 лет дага соответствуют скорее фермерским 30-35. кроме того, я не помню деталей, но вроде как он эмоционально окуклился лет на 10-15 из-за смерти первой жены, нет? а она наоборот уже ушла из семьи из-за первой беременности, и в принципе, как любой рабочий человек, рано стала компенетной по жизни, это не современный пОдросток с сотовым телефоном? межвидовой роман и преодоления личных сложностей выходят на первый план, и в общем это было интересно.
red_2: (Ra)

[personal profile] red_2 2015-12-07 01:40 pm (UTC)(link)
Кстати, соглашусь: Даговы 55 заявлены, но толком не прописаны.

Он на 30-35 воспринимается. Ну на 40. Поведение, жизненный опыт, сексуальный драйв...

[identity profile] mona-silan.livejournal.com 2015-12-09 06:25 am (UTC)(link)
И еще +1. А Фаун, при деревенской наивности, быстро подтягивается годам к 25.

Тем более, что Буджолд-то изнутри 55 сама была. И сама была как 18-летней девушкой, так и матерью таковой.