Для очерка о русской НФ
читаю "Астровитянку" Горькавого.
Горе мне. В настоящий момент герой и героиня сидят в лунном саду и бичуют пороки капитализма так, словно их покусал Ефремов. Впереди еще 5012 электронных страниц ужасно написанного текста.
Горе мне. В настоящий момент герой и героиня сидят в лунном саду и бичуют пороки капитализма так, словно их покусал Ефремов. Впереди еще 5012 электронных страниц ужасно написанного текста.

no subject
Мне видятся несчастные ущемленные планктоноводы не вот прямо щаз, рядом с радостно танцующей Чарой, а как гипотетически возможный сценарий.
Если Чара не будет работать параллельно своим танцам на планктоне, она ведь морской биолог вообще-то, а танцы - это хобби, как и пение Веды, если Чара будет только шляться по ресторанам и тусовкам в разных модных прикидах, то какому-то планктоноводу придется работать не радостно и добровольно, а в тяжком поте лица. Его может и не заставит никто, он сам на это пойдет, как Моррет добровольно отдала в пользование комнату своему отцу, а себя таким образом ущемила, но это будет уже не торжество справедливости.
Точно также, инженер строит дома для всех, проектируя их так, чтобы соблюсти некие общие нормы. Он конечно может спроектировать дом с лишней комнатой для столовой Фила, но ведь этим дело-то не ограничится. Если расширить на всех принцип, что потребности удовлетворяются безгранично, то для одного нужно строить дом с личной мастерской, для другого - дом с бассейном, и так далее. В результате, одного инженера на всех не хватает, и для постройки домов по индивидуальным проектам приходится привлекать другого инженера, который в противном случае работал бы над новыми двигателями для космических кораблей. Но вы же хотите практиковать принцип - сначала бассейны для всех желающих, а космические корабли по остаточному принципу. И поэтому наш инженер, подчиняя себя желаниям общества, откладывает в сторону свой проект двигателя и рисует очередную пристройку к дому Фила. Вот чтобы не было такого развития событий и нужно самоограничение.
Потом кто-нибудь изобретет, как увеличить производительность планктоновой фабрики, и из двух инженеров на ней сможет работать только один, а другой займется чем-то еще. Или этот другой инженер пойдет работать на другую фабрику, так что общее кол-во еды увеличится и еще больше людей смогут заниматься чем-то помимо выращивания планктона.
Если платиновая пряжка Чары и 7 комнат Фила - исключения, то это допустимо. Но если каждая землянка захочет себе платиновую пряжку как у Чары, или каждый человек захочет 7 комнат для себя лично, то никакая экономика этого не выдержит. Потому что это бесконечный процесс, сначала хочу пряжку, потом увидела сережки - хочу сережки, потом еще, и ещё. Без самоограничения это превращается в безумие потребления, а т.к. мы говорим о коммунизме, где по идее общество старается обеспечить всем равный доступ к материальным благам, то это потребление без самоограничения выглядит попросту нереализуемым.
no subject
Вообще-то профессиональные танцовщики вкалывают дай боже. Чара бы не по ресторанам шлялась (а откуда там рестораны?), а стояла у балетного станка, слушала музыку, всячески бы работала.
Майя Плисецкая на планктоне не работала - и ничего, танцевала до старости.
...Слушайте, вот вы, вроде бы, любите мир Ефремова. А получается так, что критики этого мира сейчас его защищают. Объясняют, что всю еду в домах пищи не сожрут, я вот почему-то уверена, что Чара будет тусоваться не больше, чем она и так тусуется...
no subject
Фил-то наш придуманный от семи комнат работает эффективнее, а для танца платина нисколько не нужна.
no subject
no subject