morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2015-05-13 11:48 am

А как же "Небесная сотня"? - спрашивают меня

Отвечаю: именно так. Культ Небесной сотни - архаичная реакция на жесточайший шок, пережитый страной 18-20 февраля. На то, что прямо посреди столицы тонтон-макуты избивали и убивали людей среди бела дня. Далеко не все погибшие были застрелены, довольно много скончалось от побоев. Вы подумайте, постарайтесь как-то осмыслить, кем нужно быть, чтобы палками, ногами и кулаками несколько минут сосредоточенно забивать кого-то насмерть. И каково людям осознать, что так могли поступить и с ними, даже непричастными к протесту, просто попавшими под горячую руку. И что убийцы просто выбросили свои дубинки, перешли на другую сторону улицы и ушли безнаказанными.

Вот реакцией на этот шок и стало оплакивание Небесной Сотни. Проработка коллективной травмы.

А теперь задайтесь вопросом, что именно прорабатывается "Бессмертным полком".

[identity profile] itzpapalotl-tm.livejournal.com 2015-05-15 06:08 pm (UTC)(link)
Как бы это сформулировать... Ну вот не беспокоит меня эта война больше любой другой войны прошлого. И не интересует. Меня происходящее прямо сейчас беспокоит гораздо больше. И в кругу моих друзей и близких знакомых (это в большинстве мои ровесники) людей, которые сильно эмоционально завязаны на эту тему, нет. Их вообще заметно меньше, чем сейчас утверждается (утверждается-то - прямо 100%! в едином порыве! я помню, я горжусь! как проснусь, так кушать не могу, сразу вспоминаю деда под Сталинградом!) Я же не отрицаю вашего права на ваши чувства и не говорю, что вы должны срочно перестать их испытывать. Раз они есть, переживайте. Просто людей, у которых такие чувства есть по этому поводу, действительно будет все меньше. В поколении наших детей они должны бы, по моим прикидкам, исчезнуть вообще - нет больше личной эмоциональной привязки, которой и выступали те самые дедушки-бабушки.
Блин, да уже того мира-то нет, за который эти ветераны воевали. Российско-украинская война его последние остатки разнесла в клочья. Мир становится неузнаваемым на наших глазах. (Хотя, по факту, "воевали за мир" - это пропагандистский лозунг времен Брежнева, а воевали они, просто защищаясь от агрессора. Из "они победили страшного врага и вот теперь, по итогам победы, мир" еще не следует "они воевали за мир". Вот того врага больше нет - но и мира нет, и кто его нарушил, спрашивается?)

Репрессии надо просто помнить. Людей, которые всерьез могли бы это переживать, тоже уже нет. Умерли. От старости. Но у многих есть потребность сказать: вот в моей семье... Но это - долгое время табуированная травма, поэтому и лезет с запозданием (да и то - ну, будем честны, много вы знаете в РФ рядовых обывателей, которых это всерьез беспокоит?) Ну так и ВОВ никто не призывает забыть. Про Холокост - не моя травма, ничего не могу сказать. В конце концов отболит любая травма, разумеется. А память - останется. Есть разница между "забыть", "помнить и уважать" и "переживать, как будто это случилось лично с тобой, с твоими близкими и непосредственно тебя касается". Вот второй вариант кажется мне оптимальным. А третий - таки нет. Да он и не может воспроизводиться до бесконечности, это просто так не работает. Сейчас те эмоции пытаются искусственно вызвать пропагандистской накруткой. Этакая пропагандистская некромантия. И вместо живых и честных памяти, скорби и уважения получается похабный шабаш с ебущимися серпами и свастиками и криками "Мы повторим!" Какой человек, способный представить себя на месте убитого солдата ВОВ, будет кричать "Мы повторим!"? Это надо быть совершенно эмоционально не включенным в ситуацию кретином, для которого злосчастный "дед" - не человек, который жить хотел вообще-то, а топливо для одерживания страной побед. Полешко в топке.