Меня вот спрашивали, почему я не праздную ефремлян
Ну вот, в частности, поэтому. Смотреть не столько саму статью, сколько сноску к ней. Злейший критик Ефремова не придумает написать, что условия жизни на коммунистической Земле хуже, чем на тоталитарном Тормансе. Такое только пламенному поклоннику в голову придет.

no subject
Это было ещё у Кларка в "Конце детства". Там землянин пробирается зайцем на корабль к летающим инопланетянам, попадает на их планету, а там у него внезапно! оказывается проблема с самостоятельным передвижением по городу. Идёт он типа по пандусу или там по коридору в здании, а потом дорожка обрывается в пропасть, и дальше можно только лететь, а крыльев-то у землянина нету.
Остаётся правда непонятным, почему технологически продвинутая городская среда хуже, чем дикая природа Острова Забвения. На острове что, ходить не надо? Логика напрочь.
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
А с чего это взято?
Если люди работали в ненаселенных зонах, у них существовали, по словам Веды Конг, "временные лагеря мастеров животноводства, посевов, лесной и горной промышленности". Также она говорит, что " Полная автоматизация всех заводов и энергостанций сделала ненужным строительство при них городов или больших селений – там находятся лишь дома для немногих дежурных: наблюдателей, механиков и монтеров." Нигде не сказано, что этих дежурных гоняли на работу пешком. Разве что кто-нибудь сам захотел бы прогуляться - но вряд ли он это делал бы постоянно.
А в "Часе Быка" земляне открытым текстом говорят, что их счастье складывается, в том числе, "Из удобной, спокойной и свободной жизни". Да, с другой стороны там строжайшая дисциплина и вечная неудовлетворенность, но самоистязанием при этом они не занимаются. Ефремов постоянно подчеркивает, что у землян жизнь устроена удобно. Это, конечно, удобство по Ефремову, без быстрого транспорта, например, но он искренне думал, что его герои живут хорошо. Да он если мебель упоминает, то часто подчеркивает, какая она удобная!
Напротив, это Торманс постоянно критикуют - и плохой транспорт, и плохая еда, и обувь у женщин, и в госпитале о людях не заботятся. Ненужные страдания никого не радуют.
И потом - Таэлю же предлагали крепость тела и психическую тренировку - и отводили на это всего два-три месяца. То есть, земляне могут научить тормансианина тому, что умеют сами. Следовательно, адаптировать к жизни на Земле они бы девушку смогли.
Ну и главное - лететь на Землю девушка отказалась сама. А тащить ее насильно, или долго уламывать, Виру Норину в голову не пришло, не так воспитан.
...Терпеть не могу творчество Иван Антоныча, но такого он все же не писал!
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
... но ведь коммунизм - ЭТО И ЕСТЬ ТОТАЛИТАРИЗМ в чистом виде!
Последние тоталитарные государства на земле - коммунистические Куба и Северная Корея!
Да, были две попытки построить некоммунистический тоталитаризм - фашистская Италия и нацистская Германия. Но там тоталитаризм получился какой-то недоделанный, скорее, предельно жёсткая версия авторитаризма. Ни фашисты, ни нацисты не упраздняли частную собственность, религию и церковь, что сделали коммунисты...
А на Тормансе типичный коммунизм: он стилизован под тогдашний Китай.
Земля не показана, но можно из проговорок героев понять, что она также абсолютно тоталитарна, только её тоталитаризм/коммунизм - иной, чем на Тормансе. На Земле есть институты манипуляции сознания типа "академии горя и радости", всякие там механизмы "психокоррекции" и пр. То, что на Тормансе делают кустарно - "встреча со Змеем", на Земле делается на основе научных достижений.
Вывод: на Тормансе и Земле - просто разные версии коммунизма/тоталитаризма. Читатель сам может выбрать, какая милее. Лично мне - Торманс, так как он колоритен, а Земля - стерильна. Но это дело вкуса.
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
в юности я развлекалась, спрашивая, есть ли у ефремовских и "стругацких" землян государство, а если нет, то откуда это видно;
(no subject)
no subject
no subject
(no subject)
no subject
no subject
no subject
no subject
(no subject)