morreth: (красота и интеллект)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2013-12-21 02:55 pm

В чем проблема с русским национализмом

В дружественных блогах часто звучит вопрос:почему на Майдане кричат "Мы нация!" и это сплачивает людей, а если на Болотной закричать "Мы нация!", от тебя шарахнутся как от чумного.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть проблему в свете исторического развития.

Национализм - движение романтической эпохи. Во времена Просвещения гораздо более важным вопросом было подданство, а раньше, в Средние века - принадлежность к определенной группе, цеху, сословию. Но эпоха романтизма открыла людям их собственную, личную и национальную идентичность.

У русских и украинцев это случилось примерно в одно и то же время. Сейчас трудно себе представить чувство, с которым граф Толстой воскликнул, прочитав Карамзина: "У меня есть Отечество!", но Карамзин подарил это чувство многим. И примерно тогда же печаталась"Энеида" Котляревского.

Но в чем заключалась разница между этими национализмами еще при рождении? Русский национализм был имперским, украинский - нет.

А вся свинцовая прелесть имперского национализма состоит в том, что он рассматривает титульную нацию не как ЦЕЛЬ строительства империи - а как СРЕДСТВО. И это без исключений, в Германии, Японии, Австро-Венгрии, Китае было то же самое. Целью всегда является расширение границ, захват новых земель и прочие крутые проекты, а все народы - только средство, но в первую очередь титульный народ. Расширяя и захватывая, империя не считается с его лишениями и жертвами, а расплачивается за это ощущением превосходства и гордости за принадлежность к титульной нации. То есть, по сути дела, воздухом.

Причем нетитульные национальные элиты на этапе захвата могут рассматриваться как цель. И им даются привилегии, немыслимые для титульной нации. Но как только интеграция в империю завершается, на эти элиты обрушивается весь гнев, накопленный титульным народом за годы фрустрации и лишений.

То есть, русский национализм в том виде, в котором он развивался в начала 19 века, с самого начала был обречен на шизофрению: нормальный русский человек не мог не видеть ужасного положения, в котором находится русский народ, но не мог и возвысить голос против этого кошмара: Империя тут же брала за горло своей мозолистой рукой. То есть, хвалить русский народ и превозносить его до небес - это сколько влезет, а сказать: что за хрень, мы же держим этот народ в рабстве! - не сметь.

Империя не против национализма, она его поддерживает двумя руками и делает из него штандарт - но при одном условии: это чувство "породнения с народом" не должно никакого отношения иметь к реальному народу; делать что-либо для улучшения его положения моно только осторожно, с высочайшей санкции, под жесточайшим контролем - то есть, через жопу.

Есть мнение, что русский национализм оклеветали проклятые либералы, приравняли к фашизму и сделали непопулярным. Фигня. Любому человеку, у которого мозги на месте, очевидно, что русский национализм в той части, в которой его одобряет Империя, сам себя дискредитировал, сошел на пустозвонство и бряцание кимвалов, а в той части, где живые люди что-то делают для живых людей, Империя его прессует как бульдозер, загоняя на край - а те, кто живут на краю, недаром называются маргиналами, там полно всяких фриков от Лимонова до Энтео, которые опять-таки успешно дискредитируют все двиежние в целом.

И ни хрена не изменилось за двести лет. Ни хрена. По-прежнему российское руководство одной рукой поднимает националистический дискурс на штандарт, а другой душит все живое, что появляется в русском националистическом движении.

Поэтому вменяемым русским людям трудно кричать "Мы - нация!": это неизбежно придется кричать в такт с чекистами и фриками, а кому же хочется...

"Окраинный" национализм целен: любой, кто делает шаг в этом направлении,тем самым уже отвергает империю. Ирландскому или украинскому патриоту не нужно было разрываться между лояльностью народу и лояльностью Империи: Империя сама отторгала его, хотел он того или нет. Он не мог видеть в своем народе средство достижения великих целей, потому что целью был сам народ, его освобождение.

Русским националистам пришло время окончательно определиться: что им нужно, нация или империя.

Потому что и то и другое не получится сохранить. Российская империя всегда будет рассматривать русский народ как средство. Имперские власти всегда будут носиться к русским как оккупанты к завоеванной нации.

Всегда. Никаких иллюзий тут быть не может. Даже если вы уберете Путина и выберете себе "хорошего царя", вы будете для него средством в построении его проектов. В империях по-другому не бывает.

В ИМПЕРИЯХ ПО-ДРУГОМУ НЕ БЫВАЕТ.

И если вы определились с выбором и сказали "нация" - то вторым шагом должно быть полное, безоговорочное отвержение имперского дискурса.

Я понимаю, что это тяжело, это практически невозможно, это как нарцисса попросить отказаться от комплекса величия. Хуже вышивания, как заметил шварцевский Ланцелот. Но если этого не сделать, у вас никогда не получится сказать "Мы - нация" хором в миллион глоток.

[identity profile] klangtao.livejournal.com 2013-12-23 08:41 am (UTC)(link)
**То есть, те федеральные законы, которые нам не нравятся, исполнять не будем.**

Вообще-то это соответсвовало букве первоначального союзного договора, основанного на конституционном суверенитете советских республик - то есть приоритете республиканских законов над союзными. Таким образом, союзные (а не федеральные, поскольку СССР никакими актами не опредялся как федерация) законы не могли противоречить республиканским. То, что на практике это давно нарушалось, предопределило парад деклараций о суверенитете 1990 года и необходимость подписания нового союзного договора, паллиативом которого в конце концов стало создание мертворождённого СНГ.

**Это было именно выход из СССР**

И день принятия этой Декларации до сих пор празднуется как День России...
Edited 2013-12-23 08:41 (UTC)

[identity profile] gleb314.livejournal.com 2013-12-23 08:56 am (UTC)(link)
С этим не могу согласиться. Хотя, конечно, данный вопрос носит уже несколько отвлечённый историческо-юридический характер.

И в договоре 1922 года, и в конституции 1924 есть фраза

"5. Союзные республики, в соответствии с настоящей Конституцией, вносят изменения в свои конституции."

Таким образом, устанавливается приоритет союзных законов.

По крайней мере, если в текстах какие-то другие места, которые можно трактовать как "приоритет республиканских законов над союзными" - укажите на них.

[identity profile] klangtao.livejournal.com 2013-12-23 09:07 am (UTC)(link)
**. Союзные республики, в соответствии с настоящей Конституцией, вносят изменения в свои конституции**

Опять же речь о конкретных измениях, отражающих существование союзного договора - "в соответствии с настоящей Конституцией". И только. Ни разу не о праве союзных органов принимать законы, противоречащие республиканским, без согласия союзных республик и без предварительных изменений в их занононодательствах или о том, что такие законы в случае принятия будут иметь прямое действие на их территориях.

**Таким образом, устанавливается приоритет союзных законов**

Юзерпика явно недостаточно, чтобы выразить глубину фейспалма.

** укажите на них**

Слово "суверенитет" в тексте Конституции видите? Расшифровывать его надо?
Edited 2013-12-23 09:10 (UTC)

[identity profile] gleb314.livejournal.com 2013-12-23 09:15 am (UTC)(link)
В конституции 1924 года было расписано, в общих чертах, какие вопросы решает центр.

"Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его верховных органов, подлежат:"

и далее много пунктов.

[identity profile] klangtao.livejournal.com 2013-12-23 09:35 am (UTC)(link)
И паки спасибо, Кэп. Итак, Конституция СССР 1924, как и 1936 и 1977 г.г. чётко устанавливает предел полномочий союзных органов. На практике же имели место усиление централизации и выстраивание вертикали власти, превращающие конституционный суверенитет союзных республик в фикцию (опять-таки по объективным причинам - иначе разваливающуюся недоимперию было не сохранить). Каковым несоответствием положения дел на бумаге реальному и воспользовались на законном основании прибалтийские республики, а следом РСФСР и остальные, что поставило в 1990-м году вопрос о новом союзном договоре.
Edited 2013-12-23 09:36 (UTC)