morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2008-09-08 06:02 pm

К вопросу о спасении души

Ну хорошо, а если исключить всякую возможность корыстных мотивов?

Представим себе такой антиутопический вариант: Господь Иисус действительно проиграл и находится в плену у Сатаны. Все его последователи после смерти будут терпеть адские муки. Для "спасения души" - получения льготного, "придурочьего" места в аду - нужно делать обратное: грешить всяческими способами, плевать на ближнего, убивать...

Вопрос: стоило бы при таком раскладе пытаться быть праведником?

То есть, мой личный ответ - да, безусловно.

Какая из этой басни мораль? А морали нет никакой, кроме давно известной: "кто хочет спасти свою душу - тот потеряет ее". Нужно действовать так, словно спасение души не имеет для тебя значения. Тогда все получится.

[identity profile] nicksakva.livejournal.com 2008-09-08 04:21 pm (UTC)(link)
Даниил Гранин. Картина.
http://lib.ru/PROZA/GRANIN/picture.txt
- Пожалуйста, погодите, - сказала Таня. - За что вас наказали?
Он буркнул с издевкой, то ли над собой, то ли над Таней:
- Как ересиарха.
- Как? - переспросил Лосев.
- От слова "еретик", "ересь", - торопливо пояснила Таня. - А в чем ересь у вас?
Мужчина подозрительно уперся в нее угольно-блистающими глазами.
- Интересуетесь?.. Обвиняют, что учение свое выдвинул.
- Учение?
- Да какое там учение, - не учение, а мучение. Не дали как следует углубиться. Мне вообще запрещено излагать.
.....
Пришел я к тому, что необходимо поменять назначением ад и рай, - он замолчал, взял стакан пива, отпил бережно глоточек, точно чаю горячего.
- То есть как поменять... зачем? - спросила Таня, ошеломленно следя за ним.
- Для достижения подлинного бескорыстия. Вы в соборе упомянули, что у них чистая молитва. Ох, заглянули бы вы вовнутрь к ним. Страх и сделка. Пусть во очищение, пусть морально, но если в высшем смысле, то это же торговля. Приходят договориться. Я тебе, господи, ты мне. Я тебе веру, хвалу, ты мне - прощение и вечное блаженство. Сделка с расплатой на небесах. Я на земле буду соблюдать, значит попаду в рай, а буду жрать, хапать, распутничать - тогда мне гореть и страдать. Значит, все на страхе основано... Кнут и пряник? Не согласен. Унизительно! - Он выпрямился, руку поднял, стал выше, звучный голос его закачался нараспев, сам же смотрел на них усмешливо. - Отныне считаю божественным и справедливым отправлять в ад праведников! Им - муки обещать. Не огненные, с котлами кипящими, им - муки несправедливости! За добро - шиш! То есть не воздавать. Ты добро, а тебе, - и он повертел перед Лосевым кукишем. - Отныне и присно не воздается! А? Что, не нравится? - И, оскалив замечательно белые зубы, захохотал, ликуя и любуясь произведенным впечатлением.
- Так это же бесчеловечно!
Илья Самсонович присел перед ней на корточки, заглянул ей в глаза.
- Вы же атеистка? И все равно - не по душе, верно? А для верующего и вовсе.
- Зачем вам это, в чем смысл? - нетерпеливо прервала его Таня.
- Чтобы обнаружить. Неужели не поняли? Человека надо обнаружить! В этом двуногом хищнике, обжирающем землю. Пора узнать, кто мы есть. - Илья Самсонович вскочил, повернулся к Лосеву, схватил его за руку в совершенной запальчивости. - Кто мы? Барышники или же вложено в нас что-то божественное? А может, один голый расчет? Ведь если только расчет, то мы машины, мы только разуму подчиняемся... Как узнать? Возьмем и удалим всякую выгоду. Не оставим никакой надежды. И тем, кто живет на земле в грехах, в алчности, тем тоже не будет надежды на покаяние, потому что они будут и там пребывать в вечном раю и изобилии. Очищающего страдания не будет. Никому не воздается! Без вознаграждений, без премий. Праведник блаженства не увидит, грешник покаяния не получит. Моим начальникам тоже куда как не понравилось.
Глаза Тани расширились, темный румянец затопил лицо.
- Потому что несправедливо! Вы хотите бога сделать совсем несправедливым.
- А-а! Это мне сразу объявили. Однако наша жизнь тоже не поощряет добрых и честных. Это как - справедливо? Нет, тут справедливостью ничего не выяснить. Для проверочки давайте отнимем у всех утешение и страх возмездия и посмотрим, что станет с человеком? Тут все и выяснится. Тут вы и ахнете. Зашныряете. А некуда! Куда ни кинь - добро осуждено. И деться ему некуда. Кто посмеет быть справедливым? - В упоении он вскинул руки, затряс ими. - Кто осмелится на доброту? А уж призывать-то, проповедовать что будете? Невозможно! Никаких к тому прав у наших попов не будет. И обнаружится. Все, все выяснится. Все мы друг перед дружкой выявимся...

[identity profile] lynx9.livejournal.com 2008-09-08 04:43 pm (UTC)(link)
Товарищ кое-что не учел. Праведников в религиозном понимании тогда не останется ни одного, поскольку религиозная праведность включает в себя веру (верность Богу) и соблюдение заповедей, имеющих лишь религиозную основу. А с какой стати тогда хранить верность в Бога, если он такая сволочь? Останется только светская праведность. И все в изобилие после смерти. Знаете... я, пожалуй, даже скорее за такую картину. Конечно, нехорошо, что сволочь в раю окажется, но зато несволочь тоже. :)