morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2006-09-18 06:17 am

Читая Джейн Остен

Нет, о самих романах могу сказать лишь одно: они бесподобны. Но уже второй раз натыкаюсь на коллизию: молодой человек с низким доходом и каким-никаким образованием ищет/находит место священника. Не потому что служить Богу и людям - его призвание, не потому что чувствует "ревность о доме Твоем" - а по принципу "не воровать же идти". И совершенно без стеснения об этом говорит. Вот как Коллинз в "Гордости и предубеждении" описывает работу приходского священника: "Главное - это распределять десятину так, чтобы и себя не обидеть, и не забыть при этом своего покровителя или покровительницу. Кроме того, нужно писать проповеди, а остального времени как раз хватает на выполнение приходских обязанностей, а также на уход за своим жильем, которое он обязан сделать как можно удобнее и уютнее". Бог? А при чем тут Бог?

Коллинз, конечно, напыщенный дурак - но пока еще я не видела у Остен героев, которые рассуждали бы о священстве иначе. Викхэм, человек более умный и тонкий, получив отказ от места на приходе, записывается в военные и приударяет за богатой наследницей - один сособ заработать не хуже другого.

Нет, думаю я, слава целибату! Конечно, это никоим образом не способ отделить тех, у кого есть призвание от тех, у кого нет - но, на мой взгляд, тот, кто "поискал Иисуса ради хлеба куса", должен чем-то пожертвовать.

Несколько соображений

[identity profile] ex-timtaler707.livejournal.com 2006-09-19 04:06 pm (UTC)(link)
И Коллинз, и Уикхэм - персонажи отрицательные. Коллинз - вообще олицетворенная неискренность, достаточно вспомнить, как он выбирал себе жену. Уикхэм - олицетворенное корыстолюбие. В "Эмме" выведен еще один священник - что-то среднее между ними. Кроме того, Остин часто прохаживается по поводу того, что "старший сын - наследник, второй - в армию, третий - в Law, а четвертый, которому уже ничего другого не остается - в церковь". В том же "Мэнсфилд-парке" про это довольно долго рассуждают, если я не ошибаюсь. Это одно из ее любимых обвинений современному ей обществу. Т.е. с ее т.з. проблема не столько в религии, сколько в социуме.