morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2006-03-28 06:46 am

Дочитала NO LOGO Наоми Кляйн

Кое-какие вещи увидела по-новому.

В частности, мордование работников торговли в системах супермаркетов до недавнего времени представлялось мне чисто местным скотством и я никак не связывала его с мытарствами Яны в поисках работы. А оказывается, это грани одного, тыкскыть, Великого, матива, Кристалла.

Производство УХОДИТ с запада. Особенно быстро оно уходит в таких сферах, как легкая и пищевая промышленность - производственные мощности стоят недорого и окупаются быстро. Уходит оно в страны "третьего мира", наперебой предлагающие работодателям дешевый труд. Настолько дешевый, что у меня волосы дыбом стали: ребята, модная одежда нынче приносит сверхприбыли, сопоставимые со сверхприбылями от продажи наркотиков. Какой-нибудь свитерок, который на нашем базаре стоит 10 долларов, китайская или вьетнамскаая работница шьет за 20 центов в час. Это еще просто прибыль - когда на такой же свитерок привешивают лейблу "Бенеттон", он поднимается в цене до 30 долларов, и вот тут можно вести речь о сверхприбылях. Но это лишь одна часть, из которой складываются сверхприбыли корпораций: вторая часть (там, конечно, уже не сверх-, а просто доход) - это столь же бессовестная эксплуатация людей в сфере торговли.

В большинстве западных стран в сфере обслуживания, даже если не включать туда розничную торговлю, занято больше людей, чем в сфре производства. Если включать - то соотношение в среднем получится 2:1 - по двое обслуживающих на одного производящего.

Строгие законы о труде, сильные профсоюзы и гражданское общество много сделали в этих странах, чтобы исключить потогонную систему из сферы производства. Но в сфере торговли она процветает. За счет чего? "Частичной занятости" и "неполного рабочего дня". Например, если ты работаешь не 40 оговоренных законом, а 39 часов в неделю - тебе платят за неполный рабочий день. Этот неполный день складывается из того, что каждый день ты работаешь не 8 часов, а 7 часов 45 минут - эти свободных 15 минут ничего не прибавляют е твоей жизни, за них нельзя ни как следует отдохнуть, ни даже как следует поесть - но они дают работодателю возможность платить тебе как неполноценому сотруднику.

Даже в тех компаниях, где полной считается рабочя неделя из 37 часов, а то и 28 часов, от 30 до 80% сотрудников работают временно и сдельно. Особенно прославился этим "Макдональдс" - слово "Мак-труд" даже вошло в оксфордский словарь.

Временные и сдельные работники не вступают в профсоюзы - во-первых, есть психологический блок: я здесь не на всю жизнь, зачем мне бороться за улучшение условий труда? Во-вторых, таким корпорациям как Макдональдс или Старбакс ничего не стоит заблокировать любую свою точку, буде на ней начнется акция протеста, и держать ее закрытой столько, сколько потребуется, чтобы рассчитать весь прежний штат (в котором зачастую только менеджер ресторана является штатным работником) и нанять новый. В-третьих, на рынке труда в сфере услуг предложение превышает спрос настолько, что люди боятся потерять и ту работу, что есть.

То, что происходит на Украине а сфере обслуивания и ррозничной торговли, отичается лишь бОльшим цинизмом: у нас нет нужды притворяться, что работник трудится 39 часов в неделю и меньше, его можно припахать на все 48, на три напряженные дневные и одну мучительную ночную смену. Это работа по контрактам: каждые три месяца с работником заключают новый, постоянными сотрудниками является только менеджерский персонал универмагов, продавцы, грузчики и уборщики - все временные.

На западе это продается как "подработка для студентов" - типа, мы просто даем людям возможность подхалтурить в свободное от учебы время, поэтому и платим такие символические деньги. Реально студенты и школьники в меньшинстве - большую часть составляют дипломированные специалисты, которые не могут найти себе работу по специальности. Многие застревают на этой "временной" работе на десятилетия.

Постоянная текучка программирует и отношение к персоналу по принципу "один попугай сдох, другого купим" - и ответное отношение персонала к своей работе и клиенту. Она же объясняет тотальную некомпетентность, на которую жаловалась Яна - людям просто некогда приобретать квалификацию, да и стимул отсутствует: это же просто халтура, так?

Отдельным способом циничного нагребывания трудящихся является практика "испытательных сроков" - которую я по наивности оже приняла за чисто местное скотство и которая, как оказалось, повсеместна в Европе и Штатах: человек два-три месяца работает за сущие гроши, а то и восе бесплатно. Особенно это процветает в таких сферах как реклама и газетное дело. Выпускники журналистских и рекламных факультетов направляются в "шефскую" газету или рекламную компанию проходить практику. Как правило, это молодые люди, очарованные самим фактом, что будут какое-то время работать на "Бильд" или там "Саатчи и Саатчи". Их держат как ослов морковкой на веревочке перспективой дать им в конечном счете работу. Они еще и приплачивать готовы какое-то время - и результат их труда беззастенчиво присваивается медиакомпаниями. Особенно прославилась в этом МТВ.

А причина все та же: уходит производство.
vitus_wagner: My photo 2005 (Default)

[personal profile] vitus_wagner 2006-03-28 07:41 am (UTC)(link)
Хитрость в том, что разница в экономической выгодности достойного поведения и обмана настолько мала, что обманщики не вымываются конкуренцией. Разница затушевывается кучей других привходящих факторов.

Где-то до второй половины XIX века срабатывал эффект долгосрочной перспективы, про который ты писала ниже.
Но потом общество стало развиваться слишком быстро. Сейчас почти никто не загадывает на такие периоды времени вперед, когда становится ощутимо выгоднее работать добросовестно.
Всё равно рынок поменяется слишком сильно. Кстати, заметь что Маркс со своей теорией о скотской сущности капитализма, появился именно тогда когда сказался эффект промышленной революции.

Другой момент - большая часть прибыли сейчас получается с искусственно созданных рынков. Удовлетворения потребностей, которые созданы посредством рекламы и тому подобных мозгопромывочных технологий. А производство (где, собственно, и нужна добросовестность) рассматривается как дорогой, неудобный, но пока неизбежный довесок к маркетингу.