morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2005-11-04 05:20 am

И тем не менее

Я с удовольствием читаю "Лик победы" и думаю, что ларчик (секрет успеха г-на Алвы) открывается просто: Алва - мечта оценочно-зависимого читателя; бывшего советского мальчика или девочки, с юности замученного собственным несовершенством.

По сути дела, как делается Алва? Берется Сирано (да, истоки образа, я думаю, именно там) и смешивается в пропорции 1/1 с Реттом Батлером. Alles. Теперь у нас все, что нужно для успеха у закомплексованного ребенка, который сидит внутри благополучного взрослого. Праздник непослушания. Герой, который делает ЧТО ХОЧЕТ.

От Сирано у нас антураж: плащ и шшпага, а также гитара, стихи и этакое все из себя искрометное остроумие. К "Лику победы", кстати, с этим остроумием стало получше, в КнК от него было не вздохнуть. Впечатление создавалось такое, что автор сидит, ссутулившись над клавой, и, сморщившись от натуги, сочиняет одну остороумную реплику за другой, и специальные тупоумные реплики оппонентов, чтобы оттенять остроумные реплики Алвы. Вот что бывает от восхищения не лучшими образцами фэнтези: Камше никто не объяснил, что количество острот на кв. м. площади, которое легко выдерживает пьеса, в романе-эпопее смотрится натужно и вымученно. Кроме того, язвительность Сирано трогательна: мы знаем, что под шипастым панцирем этот человек болезненно-раним. Она не столько маскирует, сколько обнажает скрытые комплексы. А поскольку Рокэ Алва у нас по условиям задачи весь из себя бескомплексный, поневоле кажется. что это комплексы автора. Кстати. Кстати. Вторая компонента Рокэ - Ретт Батлер - тоже маскирует броней чертовски голый и беззащитный тыл: Митчелл показывает нам этот тыл глазами Мелани, в сцене после смерти Бонни. От душевной боли и вины наша любимая горилла, которая ночует где хочет, повреждается в рассудке и превращается в одинокого ребенка, плачущего на груди у мамочки-Мелани. Ретт боится любить по-настоящему, потому что настоящая любовь слишком больно ему обходится: вот почему он весь из себя такой холодный, как айсберг в океане.

Надо отметить, что и Сирано, и Ретт дико оценочно-зависимы. У Сирано это появляется напрямую, в очень инфантильных формах - сцена осады показывает, как легко де Гиш берет его на "слабо". У ретта это проявляется не в такой глупой форме - но вылезает наружу с Бонни. Когда до него доходит, что дочь может оказаться перед перспективой быть отверженной "обществом", он не учит ее быть независимой от общества - а сует свою гордость туда, где не светит солнце и идет на поклон к старым матронам, без колебаний жертввуя Скарлетт, еще недавно так вожделенной ("усі чоловіки скоти", ага). А ведь мог бы сказать: доченька, люди в мире делятся на две категории - слабаков, которые лепятся к "обществу" и нас, свободных, гордых и независимых подонков. И вообще когда придет время выезжать - мы дернем в Европу и всех там купим.

И Ростан, и Митчелл отдают себе отчет в том, что герои оценочно-зависимы. Это свидетельствует, что авторы не выписывают свои детские комплексы, а создают действительно выпуклый образ, в который органично входят и слабости героя.

Насколько оценочно зависимым получился Алва - это просто прелесть что такое. Логос не обманешь: тот, кто "против ветра" - это такой же флюгер, как и тот, что "по ветру" - какая разница, что с обратным знаком, если он исправно делает свое дело: указывает направление ветра? И это героем не осознается - иначе его не развели бы так примитивно Штанцлер и Катари (КнК). При таком образе действий Алва - готовая жертва манипуляции. Камша достаточно умна, чтобы это понимать, но недостаточно умна, чтобы заставить это понимать героя: у Алвы нет слабостей. Он для того и создан, чтобы их не иметь: он ведь воплощенная мечта девочки ХХ века рождаения, вынужденной считаться сначала с приличиями и условностями сов. школы, а ныне - писательско-издательско-рыночными реалиями. И читательская аудитория - такая же. Алва нужен тем, кто не решается послать начальство по адресу, потому что дорожит работой; кто не может позволить себе одеться как хочет, неважно, идет ли речь о материальных возможностях или "дресс-коде"; кто боится быть не принятым "в компанию". Алва - то, чего все мы долго и страстно хотим и не можем. "Бубб сильный, Бубб на всех срал" (с) Е. Филенко. Сирано и Ретт тут не годятся в вослощение мечты: они слишком явно и больно расплачиваются за свой выбор. А нам ведь хочется еще и не платить по счетам. Ты на всех плюешь (против ветра притом!) - а тобой восхищаются, тебя любят армии и бабы (и даже некоторые мужики, хо-хо), а те, кто не любит - о, сладость! - бздят до дрожи в коленках и медвежьей болезни. Алва - это иметь всё и даром. Поэтому читательский успех Алве обеспечен.

^)

[identity profile] el-d.livejournal.com 2005-11-04 04:29 am (UTC)(link)
До чего же все-таки странно. Потому что обе головы Антрекота наблюдают там ну совершенно другого человека.
С кучей слабостей - включая совершенно гомерическое (но очень своеобразное) тщеславие и не менее гомерическую слепоту, когда речь идет о человеческих отношениях. И довольно-таки неприятным характером, хотя как раз ему Алва волю дает очень редко.

С уважением,
Антрекот

ППКС

[identity profile] silhiriel.livejournal.com 2005-11-04 04:30 am (UTC)(link)
Проблема в том, что когда платят Сирано и Ретт, они платят по-человечески -- автор так же не боится показать их слабыми, как они не боятся никого, когда сильны. И потому они человечны и живы. А Алва все более становится мечтой девочки.

Кстати, насчет ума -- ты согласна с утверждением, что автор не может написать персонажа, что был бы умнее его?

[identity profile] silhiriel.livejournal.com 2005-11-04 04:34 am (UTC)(link)
А это потому, что Антрекот, обе его головы, знает прототипы :).

А вот характер -- тут с Вами не соглашусь -- Алва проявляет очень часто. Мне лично удивительно, что такое количество достойных и, надо полагать, умных людей вокруг этому неизменно аплодируют или на крайний случай журят -- но там же есть и то, за что человек определенных принципов руки не подаст, а получается, что и принципы, вроде, есть, и рука неизменно подается...

Антрекот, по крайней мере, одна его голова

[identity profile] morreth.livejournal.com 2005-11-04 04:42 am (UTC)(link)
ТАКОГО нарыл в тупейшем "Вайсс Крейце"... что я не удивляюсь.

Понимаешь, все эти слабости - либо вынужденны, либо автором не осознаются. Как натужность и банальность острот в первой части.

Как говорил герой "правдивой лжи"...

[identity profile] morreth.livejournal.com 2005-11-04 04:47 am (UTC)(link)
..."они все были плохие". Вот именно по этому признаку я и постулирую отсутствие авторской интенции: Алва неизменно поступает по-подоночьи только с подонками. Как там у Латыниной - Извольский, ища союзников, замечал, чо все, кого укинул Цой, гниловаты. Но Извольский в этой ситуации начал зедумываться о душе: меня-то тоже Цой смог развести, что-то со мной не так. Вот тут четко видна авторская интенция. А у Камши ее нет. Когда он чувствует в человеке своим етическим чутьем настоящую закваску - он этого человека или милует или помогает ему как-то, или что еще... Например, если речь идет о Робере Эпинэ или епископе Оноре. А будь эта слепота осознаваема автором - Алва непременно обидел бы хорошего человека. Как у Митчелл Ретт обижает скарлетт как раз в тот единственны момент, когда между ними возможно примирение: после того как она обнаружила беременность, последствие их безумной ночи. И непременно Алве бы не подал руки стоящий человек, да.

[identity profile] silhiriel.livejournal.com 2005-11-04 04:49 am (UTC)(link)
Скажем так.
Вот открыла я Уэйс -- и при том, что Саган по самоенемогу крут, автор очень четко и клинически показывает его действия. Да, этот человек талантлив, умен, образован, смел, свободолюбив и способен на глубокие чувства -- но он жесток, порой необоснованно, он амбициозен, он играет людьми, как пешками, для него мало что свято. Вот смотрите, ребята, и решайте -- любить такого или нет. И есть те, кто его обожает (посмотрите их глазами), и те, кто ему цену знает и судит (и через них посмотрите), и те, кому он -- так, стихийное бедствие, а то и вообще никто (и посмотрите, как они смотрят).

А когда достоинства выпячиваются из всех ПОВов, а недостатки читатель должен вычислять и вытаскивать из этого всего -- получается оч-чень несбалансированная картина. Потому что я тогда должна либо всех других персонажей дураками считать, либо своим глазам не верить.

Не совсем

[identity profile] morreth.livejournal.com 2005-11-04 04:52 am (UTC)(link)
Автор может написать персонажа, который умнее его, если:

1. Рядом есть живой прототип, который умнее, и слова прототипа можно смело вкладывать в уста персонажа.

2. Если ум в данном слчае - просто скорость реакции и просчета вариантов. Тогда ты просто тратишь в реальном времени неделю на то, что в книге займет секунды или минуты. Например, на перепалку Сирано и де Гиша :).

Да

[identity profile] silhiriel.livejournal.com 2005-11-04 04:54 am (UTC)(link)
И когда Алва отослал Дика, у меня еще была надежда на то, что автор таки ж сделает то, о чем ты говоришь -- ан нет, не вышло ничего, кроме пулемета. И получается, что это не Алва поступил с Диком сначала глупо, а потом жестоко, а потом вообще выбросил на помойку -- а это в Дике, оказывается, гнильца была, и сердцевед наш ея обнаружил.

Нет, я тебя точно на Уэйс соблазню :).

А он одного неплохого человека убил -

[identity profile] el-d.livejournal.com 2005-11-04 04:55 am (UTC)(link)
причем, убил именно потому, что с человеческими реакциями у него туго. Сначала неправильно оценил поведение, а потом не стал сдавать назад. А второго, не такого хорошего, но смелого и талантливого, с потрясающим потенциалом, искалечил.

С уважением,
Антрекот

[identity profile] silhiriel.livejournal.com 2005-11-04 04:56 am (UTC)(link)
Соглашусь. По обоим пунктам. Причем ко второму можно добавить (или к первому), что если идет речь о каких-то способностях, каких у автора нет (хоть те же военные) -- можно просто это пропускать, типа умеет, и вот получается. Но это тоже уметь надо.

[identity profile] silhiriel.livejournal.com 2005-11-04 04:58 am (UTC)(link)
Это Вы о ком? На всякий случай уточняю :).

Проблема в другом -- что этого никто не видит и в счет Алве не ставит. Что очень странно.

Алва поступил с Диком

[identity profile] el-d.livejournal.com 2005-11-04 04:59 am (UTC)(link)
как полный идиот. И сообразил, что делает, очень поздно.
Полагаю, что обнаружившаяся слабина его даже как-то обрадовала. Потому что окажись Дик покрепче, он бы, скорее всего, погиб. А так, можно сказать, обошлось.

С уважением,
Антрекот

Убитый на наших глазах приличный человек -

[identity profile] el-d.livejournal.com 2005-11-04 05:01 am (UTC)(link)
тот самый Придд. А второй не очень очевиден. Был не очень очевиден. До ЛП.

А что никто не видит, так мы ходим и удивляемся. Потому что оно прописано... Собственно, это одна из вещей, которые мне просто очень нравятся в книжке.

С уважением,
Антрекот

[identity profile] silhiriel.livejournal.com 2005-11-04 05:07 am (UTC)(link)
Нет, под "не видит" я имею в виду именно в книжке. Почему Алва во всеобщих героях ходит, когда там уже не один должен плеваться при имени? Сирано презирают, Ретта сурово судят вообще почти все, Хитклиффа ненавидят, Сагану иные стакана воды в наводнение не подадут -- почему Алву, блин, все уважают?

И потому, кстати, и читатели не видят -- потому что почувствовать можно главным образом через других персонажей, а они едины в уважении и / или любви к Алве.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2005-11-04 05:12 am (UTC)(link)
Ну, это тоже можно заимствовать. Как я для "Благородия" заимствовала полковника Гребенюка. даже не его знания, а самого полковника: военные кампании прописывал он, я беллетризовала готовый сценарий. По-хорошему, он должен был оказаться не в "Благодарностях", а в соавторах - но он пошел буром и отказался.

ППКС

[identity profile] morreth.livejournal.com 2005-11-04 05:14 am (UTC)(link)
Этого реального презрения к Алве, о котоом трубят - мы не видим. О нем слышим, а его самого не видим. Люди, которым в уста вкладывают возущение теми или иными действиями Алвы - либо дураки (Феншо), либо сопляки (Дик), либо сами подонки (Штанцлер).

Re: Алва поступил с Диком

[identity profile] morreth.livejournal.com 2005-11-04 05:23 am (UTC)(link)
Окажись Дик покрепче - он не позволил бы Штанцлеру и Катари так собой манипулировать.

Психологический портрет демонстративного хлопчика, кстати, нарисован очень точно. Глубокая эта потребность во внешней структуре, в "экзоскелете".

[identity profile] silhiriel.livejournal.com 2005-11-04 05:48 am (UTC)(link)
Каковой экзоскелет ему от Алвы не дождаться.

[identity profile] silhiriel.livejournal.com 2005-11-04 05:49 am (UTC)(link)
Ну да, я имела в виду именно достойных людей. Или хотя бы вызывающих симпатию.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2005-11-04 06:02 am (UTC)(link)
С Алвы хватило бы его не отталкивать. Потому что демонстрант принимает форму "куды нолили"совершенно бессознательно. В "ОВДВ" когда Дик возвращается в налор, на нем уже четко стоит Алвин штамп.

[identity profile] pudgik.livejournal.com 2005-11-04 08:37 am (UTC)(link)
ИМХО, можно еще действия без комментариев показывать. Вот сами, в тупую. Как с Диконом получилось.

Но как же жаль, что в ЛП его почти нет :) Такой чудный психотик... Просто энциклопедия.

[identity profile] el-d.livejournal.com 2005-11-04 08:54 am (UTC)(link)
А он там не ходит во всеобщих героях. Он там ходит в стихийных бедствиях. Только для одних он "наше" стихийное бедствие, а для других - вражеское. Как можно вести этический счет с относительно разумным цунами? С прототипами же до смешного доходило - о Рэли никто не стал думать хуже после смервикской истории, при том, что история даже по тем временам - из ряда вон. Хладнокровное убийство пленных, у которых Грэй де Вилтон _принял_ сдачу. И что? И ничего. Не потому что дело хорошее или ему можно, а потому что спрашивать бессмысленно.

С уважением,
Антрекот

[identity profile] hedgehog-red.livejournal.com 2005-11-04 10:42 am (UTC)(link)
Очень согласна. Очень.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2005-11-04 10:53 am (UTC)(link)
Извини, кэналлийцы и почие солдаты от него прямо писают кипятком.

Точно.

[identity profile] donal-sagan.livejournal.com 2005-11-04 11:26 am (UTC)(link)
Разбор Алвы по косточкам зачтен:). С самого начала хотелось приписать к девизу дома Алва в начале "на три метра". ;)
А типаж внешности слизан еще и с Питера Блада, ага?;)

Что касается комплексов - ну да, в КнК была попытка выписать Алву живым -и она была добросовестно слита. Комплексы, которые мы видим в Алве - комплексы автора, а не героя. А герой получился эротической мечтой климактеричек и тут уж ничего не поделаешь. А жаль, персонажи в КнК были заявлены неплохие.

Page 1 of 3