morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2016-07-05 02:19 pm

І ще трохи премудрості від Віраго

о воздействии пропаганды еще раз, на примере;
(вообще, я сейчас пишу про другое, а должна писать кассацию, но от попыток проективной идентификации с нашими судьями кассации - тошнит, так шта...)
итак, когда пропаганда съедает неокрепший мозг с самого рання, от детства, а у человека отличные природные задатки к рефлексии и неплохие - к анализу, то мы можем наблюдать вот такое http://blau-kraehe.livejournal.com/416140.html (у кого с рефлексией плохо и мозги от природы хуже или сильнее специализированы к определенным видам деятельности, наблюдать мы будем только отрывочно бредовую картину мира на выходе);

что это? а это нерешенный до второй половины жизни подростковый эксзистенциальный кризис; человек не закрыл вопросы, которые в норме закрываются к окончанию полового созревания; хорошо ли, плохо ли, но закрываются;

имеем мы на выходе тупую машину выживания и бытовухи или тонко чувствующую бездны душу поэта - без разницы, вопросы эти должны быть закрыты, реальность осознана и принята; можно рыдать о ней, можно впасть в депрессию, можно не думать, можно отлично примириться и с ней работать, ответы могут быть свои или четко установленные в традиции (социализация удалась на 100%) - не суть важно; важно, что вопросы, которые пафосно задает ворона в посте по ссылке - закрыты, они больше не тема для обсуждения; не серьезная тема, во всяком случае;

тут человек взрослым не стал;
и поскольку человек не стал взрослым, он берет чужие системы "абсолютных" ответов, не удовлетворяется результатами и пытается применить раз за разом, чтобы получить какие-то другие ответы, более легкие для переваривания;

почему это делает пропаганда и когда?
два условия:
- картинка пропаганды об окружающей ребенка реальности и сама реальность должны сильно отличаться, круто отличаться; таким образом неокрепший разум учат закрывать глаза на реальность и заменять ее картинкой, снимать противоречия, выбрасывая часть реальности; натренировались? отлично;
- открытая и серьезная критика пропагандистской картинки невозможна, вокруг нет взрослых, которые полемизируют об этом так, что пропаганда меняется, и так, что изменившаяся пропаганда приводит к настоящим изменениям в реальности; проще говоря, объекты пропаганды не могут выдать никакой обратной связи источнику пропаганды, им перекрыли канал;

и человек растет в таких условиях и не видит, чтобы словоблудие о высоких материях приводило к каким-то реальным переменам вокруг; связка диспут-дело-результат напрочь исчезает из практики и опыта общественной жизни; не диспут - а обменным фантазиями, не дело - а красивые слова о правильных делах, не результат - а благие намерения искупают все; личная результативная деятельность перестает быть проверкой теорий об устройстве окружающего общества;

по сути мы получаем на выходе несколько поколений людей, которые массово не выросли, они - мятущиеся подростки, со всеми подростковыми мульками, проблемами, стратегиями и ролями, от прилежной отличницы-активистки до хулигана из подворотни, изображающего блатных;

чем больше такой процент людей, тем проще ложится в их сознание и в сознание их детей последующая пропаганда, и тем хуже может быть ее качество, она все равно эффективна;

накопительный эффект пропаганды через много лет - это случай "маленькой красной сковородки";
50-70 лет назад пропагандист сформировал некую установку \ паттерн под решение конкретной задачи конкретных правителей, задача давно ушла в прошлое, а паттерн остался и в мозгах вечных подростков обрел самоценность, он уже никак не связан с прошлой целью и существует сам по себе, в качестве символа веры и священного предания, и люди передают его следующим поколениям;
например, половину автоматических реакций леваков, когда они выбирают, осуждать ли некое событие\поведение\мнение\правительство, можно проследить назад к конкретной задаче советского правительства по доставлению неприятностей штатам; на эту задачу и работала пропаганда и все установки; совок помер, а его маленькие красные сковородки расставлены на каждом шагу;
то самое и с реакциями правых - источник значительной части из них лежит в борьбе с совком, при чем задумывался для таких условий борьбы, которые давно с совком и почили;
есть и более древние автоматизмы, валом;

к чему я веду? к метафоре; башни обитаемого острова - отличная метафора не психотронного оружия или промывания мозгов, а банального телевизора в обществе подростков;
выродки (что оппозиционные, что в правительстве) - метафора активной части населения, тех самых 10-15% которым неймется, а люди, на которых излучение действует, - метафора пассивного большинства;
и понимать этот образ стоит слегка иначе, чем обычно;
на деле нет никакого хорошего парня васи, который бы никогда, только башни его заставляют, потому что он им верит и теряет волю;
есть вася, который бы да, любой приказ, любую ложь, без всяких башен, стоит на него надавить, в большей части случаев - только обозначить давление; потому что вся картина мира васи уже уставлена маленькими красными сковородками - живого места нет, не осталось места для осмысления мира самому; вася не вырос; а маленькие красные сковородки старых и новых символов пропаганды он воспринимает не как неофит-верующий, нет, ведь сковородки достались ему по наследству, как иначе - он не знает, не умеет, не видел, даже не обдумывал;
потому реагирует вася, как подросток, пассивно усвоивший правила поведения в группе, школе и т.п., указания пропаганды для него - не откровения свыше, а такие метки - обозначение пространства, где можно жить своей жизнью, от настоящих "взрослых" людей не прилетит всерьез, там можно бездумно и безопасно заниматься своим, ни за что особо не отвечая, в этом пространстве можно уклоняться от неприятных распоряжений и правил, или маяться вопросами мирозданиями попусту, без всякой связи с реальностью, и эмоционировать, только не угрожать открыто надуваемому пропагандой пузырю;
это пространство искусственной свободы, детская площадка, обозначенная поддакиванием или молчаливой терпимостью к содержанию пропаганды;
если выйти за флажки - то за ошибки и нарушения правил прилетит нипадецки;
если башни выключить, люди не очнутся и не начнут думать, они просто будут ждать других башен, другого авторитета, других "взрослых", кто подтвердит, что красные сковородки на месте, правильная дорога обозначена флажками, вот детская площадка, резвитесь на ней спокойно и трындите о смысле человечества;

потому и разворот народа по той же турции произошел за один день; это не повод радоваться, что люди не верят пропаганде;
это лишнее доказательство, что люди станут следовать пропаганде и указаниям, какой бы бред из башен ни несли, потому что людям пофиг, правда это или нет; это просто училка марьивановна дает им инструкции, как вести себя на школьной линейке и как отвечать на вопросы министерских проверяющих, поступай по инструкциям часик - другой, изображай, что нужно, а дальше - беги играй во дворе, молодец;

[identity profile] pyzhik-chizhik.livejournal.com 2016-07-05 12:55 pm (UTC)(link)
Лечиться от этого можно только самостоятельно?

"Страждущим" можно помочь, только перестав быть одним из них?

[identity profile] rina smirnova (from livejournal.com) 2016-07-06 07:50 am (UTC)(link)
потому и разворот народа по той же турции произошел за один день; это не повод радоваться, что люди не верят пропаганде;
это лишнее доказательство, что люди станут следовать пропаганде и указаниям, какой бы бред из башен ни несли, потому что людям пофиг, правда это или нет;


Ну так, большинство верит тому, что звучит из каждого утюга. Сказали вот два с половиной года назад: "бандеровцы-фашисты-наймиты Запада" - поверили. Сказали бы: "свободолюбивый народ, сбросивший оковы тирании" - точно так же поверили бы. Третий десяток лет наблюдаем колебания курса, так сказать, в реальном времени. И насчет пресловутого Запада, и насчет "западных ценностей", и насчет всего прочего. Утюги такие утюги...

[identity profile] alidochka.livejournal.com 2016-07-06 08:11 am (UTC)(link)
Статья пытается донести, что это вообще не вопрос правда/не правда для таких людей. Это не вопрос веры, это вопрос послушания детей родителям. У детей нет выбора (а часто и желания), они не могут оценивать правдивость поступков и слов родителей. Зато очень бояться наказания (если рассматривать детей, воспитанных в патриархально-иерархичных семьях). И просто приучаются лавировать в такой среде, не включая голову, не оценивая ситуацию с точки зрения морали или этики. Просто делать что-то по шаблону (потому что "так положено"). Родители приказывают мыть руки - моем, стоять в углу - стоим, жечь ведьм - жгем. Ну как я поняла посыл.

[identity profile] alidochka.livejournal.com 2016-07-06 08:18 am (UTC)(link)
Соглашусь с написанным, но частично. Не соглашусь с изначальным утверждением про то, что вопрос экзистенциализма должен быть закрыт в детстве. Людям все же свойственно меняться и развиваться, и не только в юности. В конце концов, меняют реальность именно люди, которые отказываются принимать реальность текущую.

[identity profile] rina smirnova (from livejournal.com) 2016-07-06 08:23 am (UTC)(link)
Сначала боятся, потом вырабатывается рефлекс - верить безусловно, какой бы бред ни сказали. И понеслось.

[identity profile] alidochka.livejournal.com 2016-07-06 08:44 am (UTC)(link)
Я вам как краевед скажу - там нет вопроса веры в правду. Там есть вопрос послушания. Иначе прилетит кулаком в челюсть. О том, что мама несет часто бред, я знала всегда. Но пару раз получив порку за попытку возразить, я дальше была умной девочкой и молчала и просто молча делала что просят (ну хотя бы в вопросе бреда). Ну а дальше просто срабатывает защитная реакция мозга - мы сами придумываем, почему это так. Обычная картина в абьюзивной семье. Тебя избили до крови, а ты такая сидишь и _сама себе_ придумываешь, почему ты это заслужила. Это, конечно, можно назвать рефлексом, с какой-то натяжкой. Но по факту это просто реакция мозга, пытающегося не свихнуться. Восприятие всего за границей собственного тела как природной стихии, того, на что наше мнение никак не влияет. Вы же не спрашиваете себя, правдив ли ветер или молния. Вы просто закрываете окна перед ураганом или грозой. Вот здесь примерно такой же уровень оценочных суждений - нулевой. Потому что вышестоящие в иерархии - это такой ветер. Можно чуток предсказать его поведение (метеорология там всякая), но даже в голову не приходит оценивать правдивость или логичность ветра.

[identity profile] deyatinor.livejournal.com 2016-07-06 09:26 am (UTC)(link)
Здається, це за темою http://carnegie.ru/commentary/2016/07/05/ru-63999/j2r4

[identity profile] luche-chuchhe.livejournal.com 2016-07-06 10:53 am (UTC)(link)
Із власного досвіду спілкування - там взагалі не має значення, чи є щось правдою або брехнею. Це не актуальне питання, воно перед ними не постає. Більше того, самі поняття "правди" та "неправди" ніби ще не виникли. Це такий підхід, коли слова в принципі не мають якось стикуватися із дійсністю. Слова - це така гра для великих хлопчиків та дівчаток, треба ії гарно переставляти, щоб красиво звучали. І це стосується усіх - любителів Путіна та ненависників Путіна однаковою мірою.
Ну тобто уявіть, що ви граєте в гру "напиши найкращій текст про країну Трампамляндію, її населення краклянців та проблему, перед якою вони постали - прямц". І ви пишете відповідно до власних переконань - з патріотичних позицій, з лівих, з ліберальних, з імперських. Використовуючі усі теоретичні знання, які у вас є. То правдою буде ваш допис, чи неправдою?))) До нього ці мірки неможливо буде застосувати, бо за умовами гри ваш текст не має стосунку до реальності.
От у них так само. Влада теж грається і розповідаю з екранів телевізорів про краклянців та прямц. Раніше це звучало переважно як "збільшили виплавку чавуну" і про те, як гарно жити в прекрасному сесесері. Люди йшли діставати сапоги, які коштували кілька місячних зарплат, та щось поїсти, і одночасно "були в курсі", що виплавка чавуну огого, а живемо ми краще за всіх. Слова не мали стосунку до реальності і нікого це не дивувало. Це була абсолютна норма, нічого іншого й уявити було неможливо. Зараз розповідають інше, але умови гри ті самі.
Головною умовою гри є не справжня віра у країну Трампамляндію, а слухняність. Ти маєш поводитися принаймні публічно так, ніби віриш. )))

[identity profile] alidochka.livejournal.com 2016-07-08 04:41 am (UTC)(link)
Вы путаете слова понимающие и принимающие? Как понимание реальности мешает ее не принимать? В исходном посте речь идет об осознании И приятии. Я не согласна со второй частью этого утверждения. Вы спорите со мной или с собой?

[identity profile] virago-ghost.livejournal.com 2016-07-08 05:29 am (UTC)(link)
я не видела ни одного эффективного реформатора, который бы не принял реальность во всей ее красе и ужасе, болтунов и популистов, кричащих и фантазирующих о переменах, видела много; люди, которые реально много делают для окружающих и двигают мир, обычно не задаются всерьез теми вопросами, которыми задаются по ссылке, не строят теорий всего, не ищут универсальных систем ценностей и рецептов;
надо очень сильно не вырасти, чтобы фантазии о всеобщем социальном устройстве отстраивать от некоего общего великого смысла существования человечества, отличного от всего остального в природе

[identity profile] virago-ghost.livejournal.com 2016-07-08 05:31 am (UTC)(link)
автор вообще ничего не тянул, это частная запись в фб под список из 7 человек, которую попросили расшарить, чего мне не очень и хотелось

[identity profile] alidochka.livejournal.com 2016-07-08 05:53 am (UTC)(link)
Ну я вот прочла пост и просто восприняла его как фантазию о фантазии. То, чем часто занимаются философы. Умные и взрослые люди зачастую. А двигать мир можно по разному. Можно методично и монотонно, как современные гуманисты, а можно с кровью и отрубленными головами, как французские революционеры. И я не говорю об эффективности, заметьте (вы подчеркнули, что вам важен эффективный реформатор). В реальности как раз часто мир двигают совсем не эффективные реформаторы. И двигается он часто совсем не в том направлении, куда его изначально планировали двинуть (ну да, не принимающие, а часто и не понимающие не могут предсказать вектор движения правильно). Но вот сам факт, что двигают именно не принимающие, остается. Потому что принимающим (согласным с) ничего особо двигать не надо, их и так все устраивает. И с ними мы бы до сих пор жили в пещерах и ходили в шкурах. Нет, я понимаю отлично, что если бы мир двигали изначально только эффективные реформаторы, то мы бы сейчас, наверное, не айфонами развлекались, а бороздили просторы туманности Андромеды и женщины бы не отлядывались в темных переулках. Но по факту одна из граней "понимания" как раз понимание того, что эффективных реформаторов кот наплакал. И остается лишь говорить спасибо тем, кто просто хотя бы из инфантилизма или еще по какой причине задал себе вопрос "тварь я дрожащая или право имею". Ибо, как бы не были кровавы и нелогичны движения мироустройства в прошлом (с регрессиями, тупиками, застоями и проч), но в текущий момент нам живется лучше, чем во все времена до этого.

[identity profile] virago-ghost.livejournal.com 2016-07-08 06:01 am (UTC)(link)
а философы занимаются фантазиями? не знала;
тварь я дрожащая - вопрос Раскольникова, убийцы, человека, который вместо того, чтобы найти работу, жил на деньги, которые присылали ему из деревни мать и сестра, отказывающие себе, чтоб его прокормить, а когда он не смог себя прокормить, то не смог принять реальность, где он потерепел неудачу, не изменил свой образ жизни, после чего влез в долги и потом бездарно убил двух женщин;
раскольников - банальный гопник, каких в сизо валом, я их повидала, я их защищала;
мне живется сейчас лучше. чем во все времена до этого, не благодаря раскольниковым, отнюдь, не благодаря тем, кто просрав деньги, идет убивать старушек, это точно;
вы пойдите почитайте последние посты Вороны, она там с блеском доказывает. тчо человечеству просто необходимо вернуть сталинизм, сталинизм - единственный путь к счастью, со всеми репрессиями, потому что без войны, репрессий и смертей никак

[identity profile] alidochka.livejournal.com 2016-07-08 06:32 am (UTC)(link)
Ну про сталинизм это уже совсем другое. :) Я эту Ворону увидела только в ссылке из вашей цитаты, увы. Так что все другие ее взгляды и терзания прошли мимо. Раскольникова тоже не люблю и в пример не ставлю. А сам вопрос для меня ключевой. Потому что это ключевой вопрос любой женщины, воспитанной в патриархальной культуре. Я не воспринимаю этот вопрос как вопрос "имею ли я право убить", скорее "имею ли я право сказать/сделать/иметь мнение/владеть собственным телом". И то, что это сказал герой романа, который я так и не удосужилась прочитать, не делает сам вопрос плохим.

Я лишь подчеркну, что как по мне, два вопроса про понятие и принятие реальности и про внутренних тараканов и инфантилизм в целом не так сильно связаны, как вы пишете в посте (комментарии?). Не все инфантилы задаются вопросами принятия, и не все, кто ими задается, инфантилы. Ну, как по мне и по моему опыту. Вокруг полно инфантилов, "принимающих и понимающих" реальность. Текущая российская реальность вообще рай для инфантилов. И встречаются взрослые люди, которые задаются вопросами мироздания и смысла жизни. Хотя с последующей частью про пропаганду и про то, что в целом инфантилизм как национальная идея имеет место быть, и про то, как все это работает, я полностью согласна.

Философы занимаются разным, в том числе и поиском смысла жизни или существования.

[identity profile] virago-ghost.livejournal.com 2016-07-08 06:55 am (UTC)(link)
а я вижу прямую связь со сталинизмом, о чем и написала, собственно; нет никаких "двух частей" в моем тексте; есть связь между созданной вечной инфантильностью и последующей аморальностью, отсутствием системы ценностей и легкостью манипуляций массами людей, которые сами себя держат в плену иллюзий и в повиновении;

извините, в культуре у этого вопроса, про тварь дрожащую, и ответ, и четкий контекст, вам следует формулировтаь иначе;
у Вороны нет ничего про то, может ли она владеть собственным телом;
кроме того, в норме у взрослого и свободного человека это вопрос - владения своим телом - закрыт к концу пубертата, если он не закрыт - человек не самостоятелен, у него огромные проблемы, эти проблемы могут быть созданы для его группы обществом и культурой, но они у него, с ним, пока он их не решит и не обучится иному поведению; можно его жалеть, но считать его полноценным и самостоятельным взрослым надо с оговорками;

задаваться вопросами мироздания - не значит быть инфантилом, Ворона не вопросами мироздания задается, она в них играет, фантазирует и имитирует работу мысли;

философы - ученые, а не фантазеры, если они реальные философы; а если вы о философах прошлого, то они писали свои работы на другом уровне знаний, это были не фантазии, а попытки на том уровне познать реальность, настоящие попытки, а не пустое инфантильное блаблабла

[identity profile] alidochka.livejournal.com 2016-07-08 07:27 am (UTC)(link)
Дак не спорю же. :)

[identity profile] virago-ghost.livejournal.com 2016-07-08 07:55 am (UTC)(link)
вера в то, что фантазийное блаблабла - признак интеллекта, духовного поиска и богатого внутреннего мира, и заменяет нормальную деятельность, и ведет к каким-то переменам, простите, бич постсовка, из-за чего постсовок в полном дерьме, в том числе;
это на загнивающем западе мечтателем числится для красоты акула илон маск, а в наших палестинах фантазер - это картинка из Москва слезам не верит, где один плохо одетый мужик заходит к другому, бомжеватого вида мужику в запое, в гости, садится с ним бухать, вместо скатерти у них газета, вокруг в квартире смотреть страшно, и запойный спрашивает, как обстановка в мире, а гость, опрокинув водочки, отвечает, что террористы захватили самолет, - самая тема для обсуждения за водкой и каменной таранкой; вот и все изменения в мире

[identity profile] alidochka.livejournal.com 2016-07-08 08:40 am (UTC)(link)
И тут соглашусь. :)

Вираго, не сочтите за лесть, но вас очень приятно читать. Спасибо.

[identity profile] pawel-motornyj.livejournal.com 2016-07-09 09:46 pm (UTC)(link)
Що стосується повної безсмітовності існування людства в цієї "блу-креаху"(чи як її там?) то це логічний висновок для атеїста. Найбільш логічний і послідовний, власне кажучи.

Що стосується її пропозицій зарегуллювати економіку то тут все просто: справжній комунізм як він описаний в Маркса і Енгельса настане тільки тоді коли людство зможе автоматизувати всю виробничу діяльність. Тоді і правда можна буде контролювати виробництво(не економіку бо в такому разі економіка в сучасному розумінні зникне), відпаде потреба в грошовому обігу і т п. Не раніше. А якщо на ниішньмоу рівні розвитку спробувати тотально одержавити еокноміку то комунізм з цього не вийде. Вийде державно-монополістичний капіталізм в якому недоліки нинішнього ринкового капіталізму і пороодженого ним суспільства не тільки не будуть вирішені але й навпаки будуть доведені до гіпертрофваної форми.

Власне історії СРСР, Маоїстського китаю і т п і т д тому яскравий доказ

[identity profile] sleepy16.livejournal.com 2016-07-11 02:43 pm (UTC)(link)
дякую вам за думки!
цікава гіпотеза про пов'язання дорослішання із прийняттям системи цінностей, довго думала.
схильна погодитися, після роздумів - особливо.

діти повторюють-мавпують те, що роблять авторитетні дорослі, а потім настає момент, коли треба пояснити собі, навіщо вона це робить. можна продовжити дії, внести правки або припинити - але усе із відповідними поясненнями.
система відповідей має бути несуперечливою і доволі сталою, я розумію у сконцентрованому вигляді і становить цінності.
не знаю, чи є люди, що міняють ці найбазовіші судження, не впевнена що це можливо.


якось в юності обговорювала з товаришами світоглядні речі, пригадую своє сум'яття, коли один спитав, "а для чого взагалі потрібна порядність?". саме з таким вибором слів.
той товариш досі не подорослішав. досі в пошуках материної цицьки, як я це грубо називаю. за його очікуванням, близькі (а саме, з жіночою або немаскулінною соціалізацією) мають у рамках стосунків розпізнавати його потреби, пояснювати йому їх (!!!) у довгих дискусіях - і задовольняти. такою діяльністю по відношенню до інших не займається.


глянула навмання свіжий пост (http://blau-kraehe.livejournal.com/508559.html) "блакитно ворони" (помилку при перекладі не прибирала).
у людини щось серйозне з головою, в кращому разі це незрілість. живе в німеччині, але... альтернативній, якої не існує. в коментах кацапи приходять дружно поспівчувати невігластву цих віртуальних німців.

трохи міркувань звідти:

* усі німці знають, що на державну пенсію вони не проживуть. за думкою Ворони, всі з цим змирилися і нічого не роблять. насправді це її проекція і неабияка сліпота до реальності, бо насправді доросла людина робить висновки і дбає про свою пенсію сама, при можливості відкладає гроші і організовує додаткові пенсійні плани, і саме на підтримання такої реакції спрямована державна політика з інформування кожного громадянина.

* німці доволі спокійно ставляться до того, що діти потрапляють не найкращу із трьох категорію школи, начебто якщо дитина у трохи пізнішому віці захоче, то в неї є можливість довчитися.
пост-совкові батьки натомість ціною будь-якого тиску, зусиль і психологічних втрат додавлюють дитину до максимально крутого результату у школі. від дитини ніякої доброї волі і дорослішання не очікується, все лише через примус. Ворона звісно засуджує і не розуміє перший варіант поведінки.

а отже, Ворона робить висновок (смішний) - "німці безмежно довіряють державі".
самостійність, власна воля, активні дії в її системі координат відсутні.
дійсно, це про дорослішання.

[identity profile] virago-ghost.livejournal.com 2016-07-12 06:32 am (UTC)(link)
для атеїста, пробачте, в цьому немає жодної логіки, для підлітка, у якого несформований повністю мозок, танцють танго гормони і мало досвіду - так, для інфантильного дорослого - так;

[identity profile] virago-ghost.livejournal.com 2016-07-12 06:38 am (UTC)(link)
так, я саме її взяла за приклад, бо у неї дуже гарно видно оце "не подорослішала";