morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2016-05-13 09:00 pm

Насчет добра

Последняя (надеюсь) часть пасхальных набросов.

Вместо эпиграфа:

http://morreth.livejournal.com/2919052.html?thread=58899084#t58899084

Тут все прекрасно, начиная с попытки оскорбить чисто так, для начала разговора и заканчивая вопросом, где у Ремарка хорошие люди. Ну и соответствующая Мелисандра головного мозга: хороший = идеальный, а про идеальных писать неинтересно, они картонные, ходульные, бла-бла...

Окей, вернемся к яйцу. С чего весь разговор начался? С темнушных апокрифов по Толкиену. Вот давайте Толкиена-то и возьмем.

Кто во "Властелине колец" представляет добро?

Нет, не Эру Илуватар. И не эльфы. И не Арагорн. Арагорн появляется в десятой главе вообще, а первые девять о ком? Пролог как называется - "Касательно Эру и Валар"? "Касательно эльфов"? Нет.

Добро у Толкиена представлено мордастенькими, малорослыми, непафосными и очень позитивными хоббитами.

Хоббиты добры по всем меркам. Они трудолюбивы и обожают возиться со всем растущим и цветущим. Они верны супругам, любят друзей и щадят врагов. Они не предаются унынию и злобе, в самый трудный момент от них можно услушать шутку, песенку или слово ободрения. Они не ломаются, когда приходит пушной зверь песец. Они не дураки поесть, выпить и курнуть трубочку, и не жмотничают, если кто-то рядом, приглашают разделить удовольствие. Они дольше всех сопротивляются тлетворному влиянию Кольца.

Да, они не идеальны. Фродо в конце концов сломался, Голлум хоть и жалкий, но все же Каин своего народа, и в целом Шир поддался на соблазны Сарумана. Но при этом даже самый паршивый хоббит вроде Смеагола не станет творить зла по собственной инициативе: его должно подтолкнуть что-то вроде Кольца.

Толкиен со смаком описывает нравы и обычаи, историю и образ жизни хоббитов. И вот насколько они любы Толкиену, настолько апокрифисты-темнушники с ними не ладят. Ниэнна их игнорирует вообще, и это, пожалуй, лучше всего. Еськов объявляет, что хоббиты вообще фальшивка, "светлый пиар". Перумов делает хоббита крутым и пафосным до того, что в нем не остается ничего от хоббита. А, ну и рисует нам отвратительный прогнивший Шир.

Думаю, это неспроста. Когда я говорю о культурных трудностях с пониманием добра, я говорю вот именно об этом: добро прописано объемно, массивно, подробно, с любовью, оно занимает в книге ключевое место - и его не то чтобы отвергают или ненавидят, а просто тыдыщ, не замечают. Слепое пятно. Во весь глаз.

Хочется спросить "Что с вами не так, ребята?", но бесполезно, потому что ребята уверены: с ними все так.

Мой диагноз вы поняли: в организме русской культуры очень сильная нехватка хоббитов. Того типа добра, который у Толкиена хоббитами представлен. Этот тип был редок в русской классической литературе (при этом в школьную программу попало аж одно произведение, где он преставлен) и злобно выпиливался из литературы модерна.

Соответственно, нет традиции. Нет, как бы это сказать, фермента, который помогал бы это переваривать. Не воспроизводится, потому что не распознается. Героика хорошо распознается, экзистенциальное противостояние "светлых-темных" (ох ты ж, как тошнит от этой терминологии) хорошо распознается, а вот такое, хоббитское добро - мягко говоря, не очень.

Но ведь именно такое добро и есть базовым, грунтовым. Не каждый день требуются героические порывы и не каждый способен на высокую мистику - но повседневная доброжелательность, добросовестность и добродетель - они нужны как повседневный хлеб. Даже Иисус начал Свое служение не с пламенной проповеди, даже не с исцеления больного, а с того, что одарил людей вином на свадьбе. Чудо вроде бы маленькое и прошло незамеченным, но очень своевременное. Очень хоббитское, я бы сказала, чудо (хотя хоббиты, конечно, предпочли бы пиво).

Историко-социальная подоплека этого печального расклада, конечно, понятна. Хоббиты - сильно идеализированный, но отчетливо опознаваемый классовый тип: мелкие и средние свободные английские земле(вла)дельцы. Умеренный достаток дает достаточно ресурсов, чтобы деятельно проявлять доброту, ежедневный труд не дает скатиться в "нет хлеба - пусть едят пирожные". Еще раз: сильно идеализированный тип - но там, где типа нет, там и идеализировать нечего. Что интересно - немногочисленные "хоббиты" русской культуры, которых я смогла вспомнить, происходят как раз из тех мест, где этот тип успел сложиться. А где не успел - ну, опаньки. Крепостнические идеологи и красные комиссары не терпели его одинаково, по одной и той же причине: в их представлении мужик не должен быть хозяином самому себе. И уж тем более не отождествляться с понятием "добра". Тупой, жалный и злой куркуль - вот его образ в литературе. Ну а уж если дворянин "пал" до того, что обрабатывает землю - тут вообще пиши пропало.

По мне так тут не обойтись без большого литеатурного "очищения Шира". Но это уже не моя забота.

[identity profile] mouglas.livejournal.com 2016-05-14 03:29 am (UTC)(link)
Типаж другой, но вот пока выходит, что в русской литературе принято хороших людей "хоббитского типа" искать среди низших слоев населения. То есть именно у этих персонажей по умолчанию нет высокой героики, зато есть набор базовых добродетелей а-ля хоббиты. Дальше идут вариации - Некрасов подчеркивает, что зря их идеализируют, некоторые писатели считают, что они способны на восстание и тогда станут страшны, другие (как Толстой) считают, что они останутся такими же всегда и другим надо быть как они и т.д. Но общий принцип этот.
Исключения, которые здесь назывались - "Капитанская дочка" и "Старосветские помещики". Возможно, "Граф Нулин", но это скорее манифест "глядите, про хоббитов тоже можно интересно написать" (плюс в финале подчеркивается, что герои все-таки гниловаты).
Edited 2016-05-14 03:38 (UTC)

[identity profile] elga-crow.livejournal.com 2016-05-14 09:53 am (UTC)(link)
Не в том дело. Хоббит - это в первую очередь свободный человек в свободной стране. Раб может быть человеком высоких моральных качеств, но цена за проявление этих самых качеств будет непомерно высока, рано или поздно он встанет перед дилеммой: сломаться или умереть. Не случайно многие из сказов у Бажова заканчивается тем, что герой после того, как отказался сломаться, ушел на ту строну. А хэппи энды получаются только из-за вмешательства потусторонней силы.
Сравните с хоббитами: свободное общество позволяет своим членам совершать добрые дела без опасности для жизни, в обществе есть пути решения конфликтов не через вмешательства потустороннего и без героического превозмагания. Хоббиты - они ведь лишены героики не потому, что они трумоваты или их стремления мелковаты, а потому что в их жизни есть возможность получить результат без этого героического превозмагания (вспомним: любой подвиг - это результат ранее допущенной халатности).

Поэтому логично, что в российских реалиях хоббитов можно было найти или среди козаков (то есть украинцев), или среди казаков Краснодара, или среди болот Беларуси.
И тяга развенчивать хоббитов (в советское время их называли мелкобуржуазными элементами) среди авторов типа того же Некрасова - очень показательна. Не нужны империи хоббиты. Да и хоббитам империи тоже не нужны, даже те, что развозят сопли по щекам и орут мышебратья

[identity profile] zlatovlaska-1.livejournal.com 2016-05-14 10:25 am (UTC)(link)
Меня в советской лит.критике всегда убивало вот это: превозносить и подносить как норму и должное Добрейшую Жертвенную Нищету (=покорного раба), голодного, босого, неимущего, отдающего последний свой кусок незнакомцу, отрывая от собственных детей порой. За это (жертвенность) Волшебные Силы вознаграждали, а ранее все страдания были какбэ испытания на хорошесть.
Никаких других легальных способов для этого распрекрасного голодного бедняка жить лучше, кроме магии/царской милости/Мировой революции - не существует.

Всячески подчеркивается, что "сколь пшеницы мы ни сеем, чуть насущный хлеб имеем", "сколько ни бился бедняк, сколько ни работал, никак не мог выбраться из нищеты" (и ему противопоставлялся сосед-лентяй-куркуль).
И это подается, как нормальная организация общества, "не мы такие - жизнь такая", бедняк счастливо реализует свои личные мечты (выкупиться из крепостных, построить свой хороший дом - завистливый кулак, конечно, пытается всё разрушить), и вот так, на очень локальном уровне "повезло встретить Хозяйку, она одарила чудом" всё и заканчивается.

Либо ты всю жизнь ждешь везения и милости от власть имущих, либо понимаешь, что "Україна, рідна мати, не вкрадеш - не будеш мати" - честным трудом и путем ты ничего не наживешь, такова селяви, ждать чуда можно до посинения, иди, поддерживай коррупцию, всю эту систему, которая делает большинство людей нищими.
Все эти сказки, все литературные произведения, одобренные сов.цензурой, к этому подспудно и вели.

[identity profile] elga-crow.livejournal.com 2016-05-14 11:10 am (UTC)(link)
Перечитала Малахитовую шкатулку - да, это общество могло бы возникнуть в Шире через два поколения после победы Саурона. Прям бери и меняй всех приказчиков и баронов на урук-хаеви и орков, а Степанов и Данил - на Мэрри и Пиппинов - и получится отличный фанфик о мире победившего Мордора.

[identity profile] mouglas.livejournal.com 2016-05-14 09:52 pm (UTC)(link)
Вот да, очень похожее ощущение. И это в русской литературе очень давно, минимум с «Бедной Лизы» Карамзина, а то и раньше.
А вот именно хоббитов среди свободных зажиточных людей - в русской классике как-то не вспоминается, кроме пары примеров. Возможно, они в аналоге бульварной литературы были, но мы это не помним.

[identity profile] magner58.livejournal.com 2016-05-16 10:03 am (UTC)(link)
Вот эта "шкатулка" на кантрасте с украинской литературой в школе вставляла.