morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2015-10-25 08:58 am

Про труд

Я не думаю, что человек, написавший про леность арабов, так уж сильно соврал. Он просто не разобрался.

Для человека традиционного общества труд - действительно проклятие, а избавиться от него и жить, скажем, торговлей, - мечта всей жизни. Я уже рассказывала, как, после месяца работы в Сванетии, записавшись в зугдидский хостел, просто не нашла в себе сил подняться и занять койко-место, а лежала на диване в лобби и втыкала в "Великого Гэтсби". И это я еще работала не в крестьянском хозяйстве, а в гостинице.

После этого меня нисколько не удивляло, что в Зугдиди народ живет на расслабоне. Любой нормальный человек будет так жить при малейшей возможности, для меня это было просто самоочевидно.

В традиционном обществе работа длится от рассвета до упада. И нет такого понятия, как "любимая/нелюбимая работа". То есть, из дневного и годового круга занятий тебе может что-то нравиться больше, а что-то меньше, но ты не можешь отдать предпочтение любимой работе, кто-то должен делать и нелюбимую. Разве что тебе нравится, к примеру, ткать и прясть, и при этом либо ты матриарх, который разгонит невесток по остальным работам, а сама будет делать любимую, либо ты калека, от которой другой работы нет смысла спрашивать - но тогда тебя этим всякий попрекнет.

"Здесь мерилом работы считают усталость" - а другого мерила нет. Никогда не бывает, что ты закончил работу на каком-то участке и можешь отдохнуть. Всегда есть какой-то другой участок. Сорняки, недоеные коровы и грязное белье отпуска не берут.

Хуторской крестьянин, мелкий землевладелец, при всем при этом хотя бы может наслаждаться преимуществами относительного богатства. Общинник и того не может себе позволить, его усилия удерживают его семью на плаву на уровне "чтоб не сдохнуть". Наслаждение своим честным трудом и его плодами - элемент протестантской этики, он появился в Новое время у нас и не появился на Востоке.

Для человека традиционного общества "любить работу" - оксюморон. Поэтому, когда он получает возможность работать меньше, а то и не работать вообще - он в эту возможность вцепляется руками и зубами. Он избрал благую часть, и любой его соплеменник сделал бы то же при возможности, а пока возможности нет, он будет ругать ленивых и рстленных горожан.

[identity profile] alidochka.livejournal.com 2015-10-26 06:28 am (UTC)(link)
Большинство из них не имеет роскоши попробовать "ничего не делать". Потому оценки у них этого "ничегонеделания" чисто фэнтезийные. К реальности отношения не имеющие, конечно. Но who cares?

Ну и отдельной статьей, вытекающей из вышеописанного - абсолютное неумение распоряжаться свободным временем (ибо не было его никогда). У большинства "труженников" мысли не могут уйти дальше "бухнуть". Вот серьезно, как-то спросила родственника (первое поколение горожан в семье, родители родились и выросли в деревне), почему он так часто пьет. Ответ был: "а что еще делать". Я на этом фоне понимаю, как же мне повезло, что у меня со стороны отца были представители купечества и интеллигенции, у которых все же было мало-мальское преставление о необходимости образования и саморазвития.

[identity profile] inmigrante.livejournal.com 2015-10-31 10:31 am (UTC)(link)
Пить-то во времена моего деда было предосудительно. А дед не умел не работать или не читать. У прадеда, крестьянина потомственного, костоправа, была библиотека, не такая уж маленькая. Философией увлекался. Дед тоже философией и историей. Правнук моего деда сейчас на философском :) Гены пальцем не раздавишь :)