morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2015-06-01 05:49 pm
Entry tags:

Каин, Авель и Великий Потоп

Фрэзер, анализируя миф о Каине и Авеле, много внимания уделяет наложению клейма и аспекту ритуальной скверны, но совершенно скипает тот момент, что в истории Каина и Авеля плохой парень - земледелец, а хороший парень - скотовод.

По этой детали легко понять, что миф о Каине и Авеле - скотоводческий; точнее, сюжет о соперничестве двух близнецов бродячий, и мы его находим аж у японцев - но у японцев соперничают рыболов и охотник, а у народов, которые дальше продвинулись по пути цивилизации, мотив соперничества братев апдейтится в соответствии с текущим уровнем. Ромул убивает Рема уже из-за выбора места для города.

Впрочем, строителем первого города считается и Каин.

В изложении мифа Яхвистом обращает на себя внимание то, что Бог выбирает Авеля в любимцы без какой бы то ни было объяснимой причины. "Патаму што он мине нравится", и все тут.

На самом деле у нас тут, конечно же, в полный рост проекция на Бога собственно чувств кочевников по отношению к земледельцам. Потому что тут имел место быть тот самый регресс, о котором мы раньше уже говорили: предки евреев отказались от землепашества и перешли к скотоводству. Это означало падение уровня жизни - но одновременно переход к менее хлопотному существованию.

Насколько я знаю, этот процесс на Ближнем Востоке продолжался до самого ХХ века, а может, и до сих пор продолжается. Вот, как его описывал Т. Э. Лоуренс:

Однако образ жизни людей пустыни отличался такой же
подвижностью, как у обитателей холмов. Основой экономики
было обеспечение питания верблюдов, которые лучше всего
размножались в суровом климате нагорных пастбищ с их
сочными и питательными колючками. Бедуины жили этим
занятием, а оно в свою очередь формировало образ их жизни,
определяло распределение земель между племенами и
перемещения кланов, вынуждая их переходить соответственно
на весенние, летние и зимние пастбища по мере того, как
стада поочередно поедали скудную растительность на каждом
из них. Рынок верблюдов в Сирии, Месопотамии и Египте не
только определял численность населения, которое могла
прокормить пустыня, но и строго регулировал стандарт его
жизни. Бывало, что и пустыня оказывалась перенаселенной;
тогда происходило вытеснение разросшихся родов, и люди,
расталкивая друг друга локтями, устремлялись по
единственному свободному пути на восход. Они не могли идти
на юг, к негостеприимным пескам и морю. Не могли и
повернуть на запад, потому что там ступенчатые склоны
Хиджаза кишели горцами, извлекавшими все возможные
преимущества из своей защищенности. Иногда они направлялись
к центральным оазисам Арида и Касема, и тогда, если
племена, искавшие себе новый дом, были сильны и энергичны,
им удавалось занять часть удобных земель. В противном
случае, если сил недоставало, жителей пустыни постепенно
вытесняли на север, вплоть до хиджазской Медины и
недждского Касема, пока они в конце концов не оказывались
на развилке двух путей. Они могли направиться на восток, в
сторону Вади Румма или Джебель Шаммара, или же по Батну к
Шамие, где могли бы стать прибрежными арабами Нижнего
Евфрата, или постепенно подняться по отлогим уступам под
Тадмором в северной пустыне -- лестнице, ведшей к западным
оазисам Хенакии, Хейбару, Тейме, Джауфу и Сирхану, пока
судьба не приведет к Джебель Друзу в Сирии, или же напоить
свои стада близ Тадмора в северной пустыне по пути в Алеппо
или Ассирию.

Но и тогда давление не прекращалось: продолжала неуклонно
действовать тенденция вытеснения к северу.
Племена оказывались у самой границы земледелия в Сирии или
Месопотамии. Благоприятная возможность и голос желудка
убедили их в выгодности разведения коз, затем овец, а
впоследствии они стали засевать землю в надежде добыть хоть
немного ячменя для животных. Теперь они уже не были
бедуинами и подобно всем крестьянам начали страдать от
опустошительных набегов кочевников. Они стали незаметно
приобщаться и к крестьянскому делу и скоро обнаружили, что
превратились в землепашцев. Таким образом, мы видим, что
целые кланы, родившиеся в высокогорьях Йемена и
вытеснявшиеся более сильными кланами в пустыню, невольно
превращались в кочевников, стремясь просто выжить. Мы
видим, как они бродяжничали, с каждым годом продвигаясь
чуть севернее или чуть восточнее, когда судьба посылала им
одно из двух -- либо хорошую дорогу, либо девственную
пустыню, пока в конце концов это не приводило их из пустыни
снова к лукошку сеятеля, за которое они брались с такой же
неохотой, с какой начинали свой робкий опыт кочевой жизни.
Это был круговорот, укрепивший сообщество семитов. На
севере вряд ли нашелся бы хоть один семит, чьи предки в
какие-то мрачные времена не прошли через пустыню. Каждый из
них в той или иной степени отмечен печатью номадизма, этой
глубочайшей и жесточайшей социальной дисциплины.

Кроме всего прочего, кочевой образ жизни воспитывает в людях суровый консерватизм. Земледельческая цивилизация истоает почву, и поэтому вынуждена развиваться, если не экстенсивно (все время захватывая плодородную целину), то интенсивно: что-то изобретать, придумывать ирригацию, удобрения, двуполье, трехполье... Появляется разделение труда, ремесла, социальное расслоение, торговля, образование, государственые институты и проч. Библейский миф описывает это как дальнейшую родословную Каина:

17. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
18. У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
19. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
20. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
21. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
22. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.
(Книга Бытие 4:17-22)

То есть, ремесло и культуру придумали потомки Каина, нехорошего человека, редиски. Цивилизация в глазах кочевника - уже продолжение грехопадения, сначала они, цуки такие, орудия куют из меди и железа, потом башню против Бога строят, а потом Бог за все эти дела насылает потоп. Вот только мы, скотоводы, правильные пацаны, и в следующей главе Библии новый автор корректирует Яхвиста: нет, не от Каина происходят Мафусал, Ламех и праведный Ной, они происходят от Сифа,третьего сына Адама и Евы.

Ну так вот, если бы я была Богом и хотела что-то людям вложить в мозги, и чтобы оно при этом не сильно испортилось, я бы выбрала для откровения кочевое племя. У этих ребят образ жизни и образ мышления не меняется тысячелетиями. А главное - они сами убеждены, что Бог их выбрал.

А вот с потопом интересно. Фрэзер посвятил потопу самую длинную главу в своей книге, и из этой главы следует, что предание о Потопе есть на всех континентах, причем сначала грешили на миссионеров, но при более тщательных исследованиях оказалось - нет, предания аутентичные. Но в сознании не укладывался масштаб описанной катастрофы - ведь реально не могло быть так, чтобы вода покрыла всю земную поверхность.

Но наука не стояла на месте, начала развиваться генетика и в 1985 году Алан Уилсон, исследуя митохондриальную ДНК человека, пришел к выводу, что все, у кого он собрал образцы ДНК - люди разных рас и народов - унаследовали митохондриальную ДНК от одной женщины, жившей 130-180 тыс. лет назад (точнее по геному датировать нельзя, такой вот плюс минус лапоть), которую условно назвали митохондриальной Евой.

Это не значит, что она была единственной женщиной на земле в то время, это значит, что только ее потомки по женской линии (т. е. дочери и дочери дочерей и так далее, наши прапрапрабабки) выжили. У остальных либо вымерли, либо в каком-то поколении стали роджаться одни парни и передача мтДНК остановилась.

И вот примерно в это время, когда жила наша Ева, популяция сапиенсов прошла через лютый жопорез, от нее уцелело от 5 до 25 тысяч особей, а первоначальную численность предковой популяции антропологи оценили в 100 тысяч. То есть, человечество вымерло минимум на 75%, а то и на все 95%. Нашим генетическим кузенам неандертальцам на тот момент повезло больше, но они рано радовались, 30 тыс лет назад все равно вымерли.

Что именно послужило причиной такого массивного вымирания - неизвестно. Пока самой популярной остается гипотеза об извержении вулкана Тоба, самой масштабной катастрофе, пришедшейся на то время (около 70 тыс лет назад). Отложения пепла от этого извержения нашли аж в Африке, мир накрыло тучей вулканической пыли, и если в 1815 году после более слабого извержения был "год без лета", то тут ученые дают от 3 до 15 лет похолодания.

Но на это другие ученые им возражают, что среднегодовая температура субэкваториальной Африки - 25-28 по Цельсию, и падение ее на три градуса не могло вызвать такого массового вымирания.

Но что такое зима в Африке? Это непрекращающиеся дожди. Которых, конечно, не хватит, чтобы накрыть слоем воды всю землю, но вполне хватит, чтобы равнины насколько хватает глаз превратились в огромное болото, отравленное трупами умерших животных.

И примерно в это же время люди совершили вторую попытку выхода из Африки (первая была 90 тыс. лет назад, и вот эта ветвь как раз и накрылась извержением Тоба полностью). Не от хорошей жизни, понятно. И двинули сначала в Азию, заселили Индию и Китай примерно 70 000 лет назад, тогда же прикасписйский регион, Европу и Австралию - 40 000 лет назад, а американцы - коренные американцы, индейцы - самые молодые "понаехавшие", они отделились от азиатских народов 15 000 лет назад.

И все, все принесли на новые места миф о заливающей мир воде. Наверное, это самый древний миф из дошедших до нас. Такое неизгладимое впечатление произвела на выживших эта катастрофа.

Вообще, с современным научным аппаратом гораздо проще поддерживать веру, чем 100 лет назад. Скажи тогдашним ученым, что у нас, ныне живущих, действительно была одна общая праматерь - они могли и на смех поднять. А скажи им, что она была чернокожей - некоторых и вовсе удар бы хватил.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-06-01 07:55 pm (UTC)(link)
Во-во.
Хотя у меня есть полная тёзка, Брилёва Ольга Александровна (http://www.museum.ru/P8432), вот она не по мужу, в по отцу Брилёва. Надо у нее спросить, не писала ли.

[identity profile] alfare.livejournal.com 2015-06-01 08:04 pm (UTC)(link)
Там дальше написано, что в предисловии к "Терабитии" она "...когда написала, вспомнила этот случай с письмом, когда-то написанным, и призналась, что она теперь поняла смысл этого сюжета, и поняла, почему Крапивин пошел на такой шаг, такой сюжет, потому что без таких вот эпизодов, без описания таких случаев жизни литература не может быть полной. Ну, короче говоря, она переосмысливает свою точку зрения сейчас."
Хотел прочитать это предисловие, оно же точно ваше, но не нашёл.
Такая вот странная загадка получилась.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-06-01 08:46 pm (UTC)(link)
Знаете, реально странная штука.
То есть, да, я вспомнила, было дело.

Но почему я забыла?

http://www.e-reading.club/chapter.php/97308/14/Paterson_-_Most_v_Teravifiyu.html
Edited 2015-06-01 20:47 (UTC)

[identity profile] alfare.livejournal.com 2015-06-01 08:49 pm (UTC)(link)
О, так это ПОСЛЕсловие было... А я искал ПРЕДИсловие... Потому и не нашёл, наверно...
Нет, скорее, плохо искал. Вбил в гугл, не нашёл с первых попыток, и решил, что нет в сети.
Спасибо за подсказку:)
Edited 2015-06-01 20:53 (UTC)