Пепеляев vs Строд
http://borisakunin.livejournal.com/103862.html
Народ там сантименты разводит, а у меня одно сплошное недоумение: зачем Пепеляев упирался возле этого Сары-Засранска? Неужели нельзя было отправить под видом гонца своего человека, встретить подкрепление на дороге и всех выбить, после чего спокойно занять Якутск? Там рацио было какое - или одно сплошное пафосное превозмогание?
Народ там сантименты разводит, а у меня одно сплошное недоумение: зачем Пепеляев упирался возле этого Сары-Засранска? Неужели нельзя было отправить под видом гонца своего человека, встретить подкрепление на дороге и всех выбить, после чего спокойно занять Якутск? Там рацио было какое - или одно сплошное пафосное превозмогание?

no subject
Никак. "Ночью белые перехватили донесение, в котором товарищ Строд просил у Якутска срочной помощи, потому что отряд понес огромные потери, а сам он ранен". У Строда все было достаточно плохо.
Кроме того, у Пепеляева не было трехкратного превосходства в численности, чтобы расчитывать на успех штурма укрепленной позиции. Первый штурм провалился - бросилив се и пошли дальше. Оставили несколько человек, чтобы создать у Строда впечатление осады и оттянуть время - и подорвали к Якутску.
В любом случае, у красных оставался полный контроль над коммуникациями и перебрасывать подкрепления они могли свободно.
Эти подкрепления можно было встречать в захваченном и укрепленном Якутске. Кроме того, насчет "свободно" вы погорячились: подкрепление к Строду шло 18 дней.
Сами представьте, что можно вырыть за несколько часов? Да и смысл? Артиллерии не было у обеих сторон.
Окоп - прекрасная штука даже когда ее нет. Да и неважно, чего там нагородил Строд: ему дали время и он укрепился.
Короче говоря, если у тебя операция, имеющая самые жесткие допуски по времени и целиком рассчитанная на внезапность - то и надо кровь из носу держаться за эту внезапность, а не увязать возле каждой укрепленной кочки.
no subject
Донесение ушло после первого штурма – к этому времени и у белых было достаточно плохо. Уйти от теплого поселка, без трофеев и отдыха – подорвать боевой дух своих «аргонавтов». Что касается красных, они потом стойко держались 18 дней и устояли. Если бы Попеляев ушел после неудачного штурма, что мешало красным выслать вслед маневренную группу (пусть и небольшую) подготовленных бойцов и беспокоить противника? У белых к этому времени наверняка были раненые и больные, да и скорость движения большого отряда всегда ниже.
>Кроме того, у Пепеляева не было трехкратного превосходства в численности, чтобы расчитывать на успех штурма укрепленной позиции. Первый штурм провалился - бросилив се и пошли дальше. Оставили несколько человек, чтобы создать у Строда впечатление осады и оттянуть время - и подорвали к Якутску.
Пепеляев и не рассчитывал на правильный штурм. Думал, как и прежде красные драпанут. Оставлять в данном случае заслон из нескольких человек – делать их смертниками.
>Эти подкрепления можно было встречать в захваченном и укрепленном Якутске. Кроме того, насчет "свободно" вы погорячились: подкрепление к Строду шло 18 дней.
Они к этому непроизносимому зимовью так долго шли. Были туда высланы, когда в Якутске скопились столь внушительные силы, что красные уже не рискуя могли выслать сильный отряд.
>Окоп - прекрасная штука даже когда ее нет. Да и неважно, чего там нагородил Строд: ему дали время и он укрепился.
Нелепость по окопам это не к Строду или Попеляеву:) Это к авторам брошюры. А в смысле «укрепился», я совершенно согласен.
>Короче говоря, если у тебя операция, имеющая самые жесткие допуски по времени и целиком рассчитанная на внезапность - то и надо кровь из носу держаться за эту внезапность, а не увязать возле каждой укрепленной кочки.
Это был их первый бой. Психологически и стратегически важный. Представьте, что первый серьезный бой «аргонавты» принимают только у укрепленного Иркутска. Каков их боевой дух и возможности? Там много ветеранов, но опыта совместных действий у них нет. Штурм зимовья это наглядно доказывает.
А внезапности у них уже давно нет. Цитата: «Большевистская власть нервничала, слала увещевания, сулила полную амнистию». Естественно, красные укрепляли стратегические точки. Иркутск – основная.
no subject
И каждый новый день делал еще хуже.
Уйти от теплого поселка, без трофеев и отдыха – подорвать боевой дух своих «аргонавтов».
"Аргонавты" - не случайные казачки, которые собрались пограбить на хапок, а все, как один, ветераны, знакомые с изначальной целью похода.
Стояние под Сасылом без трофеев, тепла и отдыха подрывало боевой дух наверняка сильнее: в активе по-прежнему ноль, а в пассиве - время, люди и припасы, утекающие с каждой минутой как вода сквозь пальцы.
Если бы Попеляев ушел после неудачного штурма, что мешало красным выслать вслед маневренную группу (пусть и небольшую) подготовленных бойцов и беспокоить противника? У белых к этому времени наверняка были раненые и больные, да и скорость движения большого отряда всегда ниже.
Это в любом случае лучший вариант, чем осада, при которой Строд может задействовать даже легкораненых.
Не говоря о том, что маленький отряд перебить значительно проще, чем осаждать батальон в укрепленном месте.
Оставлять в данном случае заслон из нескольких человек – делать их смертниками.
Это то, к чему был готов каждый из них.
Они к этому непроизносимому зимовью так долго шли. Были туда высланы, когда в Якутске скопились столь внушительные силы, что красные уже не рискуя могли выслать сильный отряд.
Отож. И время на все это им дал Пепеляев.
Это был их первый бой. Психологически и стратегически важный. Представьте, что первый серьезный бой «аргонавты» принимают только у укрепленного Иркутска.
Якутска. Который как раз не укреплен, потому что красные ниоткуда не ждут подвоха. Радиосвязи-то нет, раз Строд посылал гонца. Тут как раз был очень хороший шанс упасть им на голову как снег и добиться успеха. Конечно, дальше все равно ребята были обречены, но уже взятие Якутска - это не баран чихнул.