morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2004-11-26 12:57 am

(no subject)

Хотела ответить Яне в комментах.
Но поняла, что тема достойна отдельного постинга.

"Неужели свобода заключается в том, чтобы уходить с работы и идти на какой-нибудь митинг из-за какого-нибудь политика, который вряд ли лучше своего противника? Неужели в этом есть что-то духовное и настоящее - тащиться на площадь и торчать там на морозе, чувствуя свое единство с остальными такими же "свободными"? Нет, я понять это могу. Я это прошла в 1991 году, тоже ходили на митинги, тоже был такой ма-аленький, но будоражащий, пряный привкус опасности, чувство единства, "мы - свободный народ"...Тоже, кстати, ходили в ночные пикеты во время забастовки, было так весело, здорово, жгли костер прямо на улице, пели песни под гитару, чувствуя себя борцами.
А потом всем "свободным народом" проклинали этого Ельцина, а потом я просто бежала из страны, потому что ребенка было нечем кормить, в городе не стало даже того, что всегда было при Советах - молока и хлеба (и теперь всем так и говорю - мы не колбасная эмиграция, а хлебно-молочная). Я только спрашиваю себя, неужели вот это и есть - то самое? Неужели ради какого-то политика стоит куда-то идти и что-то делать? Нет, вообще-то я могу такое представить и для себя, но сначала я буду долго и хорошо думать своей ГОЛОВОЙ, выяснять мнение церкви, и пойду только тогда, когда для меня будет очевидно, что воля Божья заключается именно вот в этом.
А вы в этом уверены? Что на Ющенке прямо-таки благословение Божье?
(Предупреждаю, что я ни внутренне, ни внешне не поддерживаю ни того, ни другого кандидата - считаю, что хрен редьки просто не слаще)".

Нет, Яна. Свобода заключается в том, чтобы приходить в университет и УЧИТЬСЯ, а не под угрозой отчисления/выселения из общежития тащиться на митинг в поддержку донецкого хана или торчать в палатке, раздавая листовки, призывающие за него голосовать.

Свобода состоит в том, чтобы не брать по указке директора предприятия открепительный лист - а прийти и проголосовать за кого сам решил, а не за кого велели.

Свобода состоит в том, чтобы, придя на выборы 31 октября, обнаружить себя в избирательных списках и спокойно проставить крестик против того кандидата, который тебе по душе - а не отвоевывать свое право голоса через суд.

Свобода состоит в том, чтобы в римо-католическом храме был храм, а не букмекерская контора. И чтобы в православом храме был храм, а не филармония.

Свобода состоит в том, чтобы на проповедях православные священники разъясняли верным Писание, а не зачитывали цидулку владыки в поддержку "православного кандидата Януковича".

Короче, свобода состоит из кучи таких вот милых нашему сердцу мелочей.

У нас еще в бытность Януковича премьером бытовал такой анекдот: "Вчера автомобиль премьер-министра врезался в памятник Богдану Хмельницкому. Против Богдана Хмельницкого возбуждено уголовное дело". Ты можешь себе представить европейскую страну, где такие анекдоты рассказывают о премьер-министре? Я нет.

Так что свобода заключается еще и в том, чтобы о премьер-министре не было повода рассказывать таких анекдотов. Понимаешь, человек, который думает, что ему можно ВСЕ - не должен быть президентом.

Ты спрашиваешь - "Неужели ради какого-то политика стоит куда-то идти и что-то делать?"

Ты правильно спрашиваешь: ради политика - не стоит. Стоит - ради себя.

Ты спрашиваешь: "А вы в этом уверены? Что на Ющенке прямо-таки благословение Божье?".

Ты правильно спрашиваешь: нет, не уверены. Уверены мы в другом - в том, что на Януковича оно даже не нагадило, пролетая мимо. Яна, сейчас идет борьба не за Ющенко. Сейчас идет борьба за право украинцев на демократию. На гражданское общество.

Десять лет назад нам под видом демократии навязали олигархию. Наглую, бездарную, живущую сегодняшним днем. Эта олигархия все время своего правления откровенно демонстрировала нам, что считает нас пустым местом. Нам так долго это говорили, что мы и сами почти поверили в это. 31 числа я пришла на избирательный участок и обнаружила, что действительно стала пустым местом. Меня нет в списках. Я е существую. "Нелицо", строго по Оруэллу.

Переступая порог школы, где был избирательный участок, я понятия не имела, за кого проголосую. Покидая школу в ярости, я была убежденной сторонницей Ющенко. Не потому что на нем почиет благодать - его хрен действииельно не толще янековской редьки - а потому что это единственный челове, пособный вставить Янеку шпилю в премьерское кресло.

Каюсь, каюсь в глубоком грехе перед своим же народом - я посчитала, что он не способен за себя постоять. Когда объявили предварительные итоги выборов, я впала в глубокий песссимизм, убежденная, что опять "поспорят, пошумят и разойдутся". Mea maxima culpa - оказалось, что мы все-таки народ, а не "масса".

Пусть Янукович и не сталинист - но принцип "главное не как голосуют, а как считают", сформулирован Сталиным. Янукович поставил на этот принцип, убежденный, что наш сонный народ, "страна дремлющих ангелов". по меткому выражению одной публицистки, проголосует как ему скажут. Но народ вдруг обиделся. оказалось, что людям больно, когда их считают никем. Людям больно, когда им в лицо говорят: ты будешь голосовать как скажут, сиди и не рыпайся. Украинцы восстают не потому что до беспамятства влюблены в Юлю Тимошенко - а потому что не восстать означает окончательно признать отсутствие в себе политической воли. Кой черт политической - всякой воли вообще. Смириться со столь явным пренебрежением - все равно что самому себя кастрировать.

Будет чертовски больно и обидно, если Украина упустит возможность создать гражданское общество. Потому что сейчас - выиграет Ющенко или нет - есть все предпосылки к его возникновению. Еще вчера, когда мой оранжевый свитер провоцировал людей на откровенность, мне многие грустно говорили: "Да, вы, ребята, молодцы - но вы же ничего не измените". Сегодня я вижу оранжевые ленточки на милиционерах. Сегодня я из уст СБУшника слышу, что он не потерпит бандита, отдающего ему приказы.

Яна, в нас наконец-то зародилась вера в то, что МЫ МОЖЕМ ЧТО-ТО ИЗМЕНИТЬ. Мы ощутили себя гражданами, а не населением. Это такая победа, что личность Ющенко просто теряется на ее фоне.

Если Ющенко победит - он победит нашими усилиями. И сейчас наша задача - помнить: мы можем изменить политическое лицо страны. Мы, не политтехнологи, не олигархи, а мы - подняли этого президента. И мы его скинем, если что не так. Надо, чтоб он это помнил. И чтобы мы не забывали.

[identity profile] rioman.livejournal.com 2004-11-26 09:45 am (UTC)(link)
> И мы его скинем, если что не так.
Не слишком ли оптимистическое заявление?