morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2011-04-12 10:36 am

"Этот болван Окделл"

Дочитала книгу А. Миллер "Драма одаренного ребенка".

В принципе для человека, прочитавшего Хорни, откровений там мало. В общем и целом книга показалась мне малоинформативной. Но там есть достаточно четкий ответ на вопрос, на который я не смогла ответить, когда мы с [livejournal.com profile] alice_in_matrix обсуждали ОЭ. А именно - почему Ричард Окделл оценивает людей по словам, а не по делам, и, говоря шире, почему вообще у людей такие проблемы с оценкой по делам. Потому что если бы мы могли судить о людях по делам, то хрен бы политики могли нами так легко манипулировать.

Так вот, Алис Миллер дает совершенно четкий ответ: если бы большинство людей с раннего детства не удушило в себе способность судить по делам  - они бы просто умирали от психотравмы. Потому что первыми, кого нам приходится оценивать, были наши родители, а травматики они потому и травматики, что родители делали им БОЛЬНО самыми разными способомами.

Если кто-то, кто в пять, в шесть, в десять раз больше тебя, пользуясь тем, что ты полностью от него зависим, делает тебе больно разными способами по 16 часов в сутки - какую оценку ему можно вынести по делам его? Представьте себя вот в своем теперешнем взрослом состоянии, совершено и полностью зависимым от великана ростом в 3-4 метра и весом в 500-600 кг, который, с одной стороны, унижает вас, иногда бьет, играет с вами в натуральные БДСМ-игры типа "пока не закончишь покрывать страницу крючочками и палочками, в туалет не пойдешь" или "пока не съешь до конца, из-за стола не встанешь", только без стоп-слова и прочих либеральных нежностей, и вы в полной, ПОЛНОЙ его власти, и он вас никогда не отпустит. По его делам - какой вы ему вынесете вердикт? Какой будет оценка его ваших чувств к вам?

По-моему, адекватная оценка - "он меня презирает и ненавидит, он меня ежедневно понемножечку убивает". Это по делам.

А если этот великан на словах говорит вам, что это все ради вашего же блага? Если он требует благодарности за то, что вас кормит, поит, чистит вашу клетку? Если он говорит, что любит вас?

Как скоро у вас сформируется полноценный стокгольмский синдром? Как скоро вы научите себя верить его словам просто чтобы иногда получать ну хоть немножко эмоционального комфорта?

Так вот, нелюбимый ребенок вынужден играть в эти игры с рождения. И за иллюзию любви родителей он отдает все, он продает душу, он бессознательно отказывается судить о людях по делам, потому что тогда придется осознать кошмарную правду: родители его не любят. А с такой правдой человечку 2-3-5-6 лет незачем жить. До семи-девяти лет, до формирования собственных стремлений и центра своей личности, смыслом и центром жизни являются родители.  Отдать себе отчет в том, что родители тебя ненавидят, что центра в твоей жизни нет - невозможно.

Отсюда не просто доверие к словам авторитета - но стремление доверять им превыше всего, даже если твои бесстыжие глаза свидетельствуют обратное тому, что говорят родители. Потому что от того, сохранишь ли ты "любовь" родителей, зависит твоя жизнь - а от правды она не зависит. Правда не кормит и не поит ребенка. Правда не утешает и не согревает его. А родители - даже самые плохие - делают это хотя бы изредка.

К тому времени, как человек становится независим от родителей и мог бы оценивать их по делам - сама способность к этому в нем убита на корню. Его передают в руки сначала учителям, а когда он становится взрослым - начальникам по работе, и всех он оценивает по словам, потому что иначе просто не умеет.

Как долго может тянуться этот самообман? Без терапии - всю жизнь. К Алис Миллер приходили люди за 40, за 50 лет, которые продолжали идеализировать свое детство и красить его в розовые цвета - а терапия вскрывала в лучшем случае сенсорную депривацию, а в более тяжких - физическое или сексуальное насилие.

Вернемся к нашему болвану Окделлу. Травма нелюбимого ребенка описана в его случае настолько подробно и с таким знанием дела, что за этим, несомненно, стоит личный опыт (вообще, первые три книги тем и хороши, что персонажи окрашены цветами личного опыта, а дальнейшая деградация цикла - следствие деградации этих персонажей до функций должного и недолжного). Картина того, как мать мстит сыну за унижение со стороны отца, может считаться вообще классической, браво. Откуда при таком анамнезе возьмется умение судить о людях по делам? Господа, вот чисто для сравнения - даже такой незаурядного ума человек как Герман Гессе до осознания своей детской травмы (весьма тяжкой) дошел только к 40 годам и только с помощью дяди Юнга. Окделл - совершеннл заурядный парень, и требовать от него этаких САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ инсайтов - что людей можно судить по делам и да, да, мальчик, если по делам выходит, что мама тебя ненавидит, то так оно и есть! - означает требовать чудес.

[identity profile] cartesian-reykr.livejournal.com 2011-04-13 09:13 pm (UTC)(link)
Когда попытался вспомнить всех нормальных, забыл Марианну.

Я думаю - а ведь в образе многосоткилограммового монстра, от которого зависит вся твоя жизнь, скрыто неочевидное продолжение. Монстр-то зачастую - так себе. "Скиллов" (выдержки, эмоциональной непрошибаемости,знания психологии) у него немного. Есть силовое преимущество, есть власть, есть опыт.

Но этого недостаточно при ряде условий. Пытаюсь собрать список, каких - получается занятно, но страшненько.

Во-первых, нужна смелось и способность максимально легко воспринимать крик, несильные побои и другие наказания. Реакции может быть разной, но главное - быстро возвращаться в норму.

Во-вторых, если это случай именно искривлённой родительской любви, а не сочетание насилия с равнодушием - у взрослого проявляется много слабых мест, для удара по которым зачастую не нужны знание взрослой жизни или, тем более её опыт. Нужно умение по ним бить - то есть, навыки базово

[identity profile] morreth.livejournal.com 2011-04-13 09:37 pm (UTC)(link)
Мы говорим о ребенке между 3 и 5 годами. О чем вы? Какая смелость, какая способность?

[identity profile] cartesian-reykr.livejournal.com 2011-04-13 09:49 pm (UTC)(link)
Ага, вот где у меня ошибка. Я-то думал о пяти-семи годах. Случаи, относительно похожие на образец (из лично виденных, пусть и издали) были именно в этом диапазоне.

Тогда, в три-четыре года - просто "живучесть" и какой-нибудь естественный холерический темперамент. А дальше, если принципиально не меняется ситуация - годам к шести-восьми всё приведённое уже актуально.

Или есть более серьёзная ошибка?

[identity profile] morreth.livejournal.com 2011-04-13 10:31 pm (UTC)(link)
Да куда уж серьезнее этой. И зачем.
Ну вот да, холерический темперамент может служить защитным механизмом. Мне послужил.
Но Окделлу при рождении не выписали.

[identity profile] cartesian-reykr.livejournal.com 2011-04-13 10:20 pm (UTC)(link)
Это всё, конечно, было редуцированием проблемы до куда более простой. Ответить на вопрос,что делать ребёнку с привитым "стокгольмским синдромом" можно книгой. Или серией продуманных постов. Сказать на эту тему что-то кроме совсем очевидного я не смогу.

Но на меня когда-то сильное впечатление произвела шестилетняя девочка, устраивающая родителям, особенно маме, очень весёлую жизнь. Старшую дочь (семь или восемь лет разницы) они усердно дрессировали. Впечатление от неё было достаточно гнетущим - поэтому смотреть на родительские истерики было по-своему приятно. Как на охоту за большим, но глупым и неповоротливым зверем.

Если мысль о том, что родитель совсем не всесилен, а даже зачастую и слаб, и глуп приходит не в тринадцать лет, а (в соответствующей форме) в шесть, это многое может изменить. Собственно, по-моему, это может от "стокгольмского синдрома" избавить, пусть со своими сложностями.