morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2004-08-30 10:54 am

Прочитала "Безумную Евдокию" Алексина...

http://lib.ru/PROZA/ALEKSIN/ewdokia.txt

Подумала - а ведь это про меня. Слава Богу, что родители считали своим долгом меня одергивать и осаживать - выросла бы такой же заносчивой сучкой...

С детства не люлю Алексина!

[identity profile] mareicheva.livejournal.com 2004-08-30 09:35 am (UTC)(link)
Безумную Евдокию, по моим представлениям, к детям нельзя на пушечный выстрел подпускать.
А насчет главной героини - у него всегда все сколько-нибудь выдающиеся люди оказываются сволочами. У него все всех всегда предают - говорят, у самого автора мания.
Ведь даже там мама - сердечница, она вполне могла бы загреметь в больницу с инфарктом. ет, надо было ее в психушку запихать, чтоб пострашнее было и талантливую девочку совсем уж дрянью вытставить.

Не согласен с вами обеими, уважаемые.

[identity profile] arthin.livejournal.com 2004-08-30 09:45 am (UTC)(link)
К Алексину я отношусь определенно с симпатией, хотя лет двадцать не открывал, даже интересно было... "Заносчивой сучки" не вижу, а вижу обстановку устойчивой, в плоть и кровь вошедшей взаимной глухоты, логично приводящую к трагедии. Имело бы смысл ругать девочку, если б она хоть где-нибудь видела другой пример.
Хорошая вещь.

Re: С детства не люлю Алексина!

[identity profile] kalinka-lj.livejournal.com 2004-08-30 10:10 am (UTC)(link)
А что, талантливые девочки так-таки никогда не бывают дрянями? И если бы у мамы случился инфаркт, девочка бы от этого лучше показалась?

ИМХО, очень хорошая книжка, вполне христианская по духу.

[identity profile] audiart.livejournal.com 2004-08-30 10:27 am (UTC)(link)
Безумная Евдокия как учитель - далеко не идеал, но кое-что она ИМХО делает совершенно правильно: например, берет у Оли на выставку именно два рисунка и не выделяет её перед классом. Просто видела я таких, перехваленных -"душераздирающее зрелище" (с) От этого и талант засыхает - все равно же, если ты "наша звезда", все, что ты не сделаешь похвалят. А у Оли, кажется, к этому есть все предпосылки. А вот гоняние всюду строем - это ИМХО ужасно :(
А насчет главной героини - у него всегда все сколько-нибудь выдающиеся люди оказываются сволочами.
Возможно, и нужно было, чтобы кто-то писал и такие вещи. ИМХО в обществе крепко засела мысль, что талант - это такая индульгенция, что поступки талантливого человека судить по общим меркам нельзя.

А вот что ИМХО вполне психологически достоверно - так это отношения в семье. И искаженная картина, которую видят Олины родители.

Ну-у...

[identity profile] audiart.livejournal.com 2004-08-30 10:37 am (UTC)(link)
К ней-то ИМХО родители глухи не были.

[identity profile] arthin.livejournal.com 2004-08-30 10:42 am (UTC)(link)
Евдокия настолько не идеал, что картина-то, которую родители видят, по сути правильна. Она жестко воспитывает альтруизм вместо доброты - чувствуешь разницу?
В этом же и прелесть ситуации - никто не ошибается, и ошибаются все.
А вот насчет талантливых у Алексина - интересно, не заметил...

все сколько-нибудь выдающиеся люди оказываются сволоч

[identity profile] o-aronius.livejournal.com 2004-08-30 10:45 am (UTC)(link)
Не "люди", ни именно "героини" - у Алексина почти во всех книгах все зло от женщины (чаще всего матери).
А вообще - перечитал я его в зрелом возрасте, и ужаснулся: господи, какой совок!

Re: Ну-у...

[identity profile] arthin.livejournal.com 2004-08-30 10:53 am (UTC)(link)
Именно что были. Слушать с безоглядным доверием - это тоже способ не слышать. Хорошо известный.
singalen: (Default)

[personal profile] singalen 2004-08-30 02:22 pm (UTC)(link)
А можно поподробнее?
Какой такой альтруизм в мешает воспитывать доброту? В данном случае. Если можно, с примером.

Талант - это всегда испытание...

[identity profile] klangtao.livejournal.com 2004-08-30 03:16 pm (UTC)(link)
...на моральную целостность.

не люлю

[identity profile] klangtao.livejournal.com 2004-08-30 03:23 pm (UTC)(link)
Евдокия, конечно, образ слегка гротескный (впрочем, у Алексина все персонажи в той или иной степени шаржированы - или схематизированы, если очень уж положительные), но её педагогический пунктик - отнюдь не уравниловка. Она не нивелирует таланты, а приучает видеть талант (образ Божий!) в каждом, в самой, казалось бы обыденности. Дьявольская разница...

Re: С детства не люлю Алексина!

[identity profile] mareicheva.livejournal.com 2004-08-30 04:58 pm (UTC)(link)
"А что, талантливые девочки так-таки никогда не бывают дрянями? И если бы у мамы случился инфаркт, девочка бы от этого лучше показалась?"
Талантливые девочки бывают дрянями, но бывают и хорошими людьми. А у Алексина любой мало-мальски выдающийся человек становится чудовищем.
Если бы у мамы случился инфаркт, это было бы логически оправдано, а у него финал - вообще не пришей кобыле хвост.
Дело вкуса, ИМХО, он писатель так себе.

Re: не люлю

[identity profile] mareicheva.livejournal.com 2004-08-30 05:01 pm (UTC)(link)
Об этом она только сама и говорит - на последней странице.
Да, помню еще там она в упрек этой девочке поставила, что та не заметила любви мальчика... Да от такого ухажера на стенку полезешь!

[identity profile] mareicheva.livejournal.com 2004-08-30 05:04 pm (UTC)(link)
Такое жесткое уравнивание неизбежно родит чувство протеста. Если бы ей внушалось - да, ты талантливый художник, но никаких особых прав тебе это не дает, ей бы не приходилось свою значимость отстаивать.
А Евдокия внушает - "ты такая, как все".
"Таких, как все" не бывает. Все уникальны. И когда по человеку катком едут, к хорошему это не приводит.


Re: не люлю

[identity profile] audiart.livejournal.com 2004-08-30 05:35 pm (UTC)(link)
Ну, мне это и по ходу чтения так показалось. По тому, каких своих бывших учеников она приводила. А вот упрек в незамечании любви ИМХО действительно совершенно идиотский.

[identity profile] audiart.livejournal.com 2004-08-30 05:45 pm (UTC)(link)
Мне показалось, что учительница понимала, что признания девочке и так хватает, а вот осознания того, что у нее нет никаких особенных прав - нет. Иначе Оля бы не переживала из-за того, что у нее взяли рисунков не больше, чем у других (ведь не меньше, а именно не больше!). И я не заметила, чтобы по ней ехали катком. Постоянное "а почему ты не..." меня бы тоже раздражало (по тем же причинам кстати :-) ), но на "еханье катком" это ИМХО не тянет.

[identity profile] audiart.livejournal.com 2004-08-30 05:58 pm (UTC)(link)
Я, честно говоря, не заметила ни того, ни другого :) А в чем ты там видишь воспитание альтруизма?

[identity profile] alexbild.livejournal.com 2004-08-30 07:13 pm (UTC)(link)
как человек впечатлительный и малодумающий, читал "Безумную Евдокию" и "Очень страшную историю" в каких-то своих десятилетних годах и очень гордился советским строем и соответствующими людьми.
а потом, как он же (человек), прочитал в конце восьмидесятых интервью Эдуарда Успенского о том, что Алексин... (читай в иных комментариях, типа: "нельзя подпускать к детям и к литературе...") и опять проникся и поверил - Успенский ведь гений, он неправды не может говорить.
а раз люди задумываются, читая Алексина, значит, может, и он какую-то пользу приносит?

[identity profile] o-aronius.livejournal.com 2004-08-30 07:19 pm (UTC)(link)
Ты просто не застала советскую школу со всеми ее прибабахами. То, что описывает Алексин, это именно каток, вдвойне страшный из-за того, что учительница действует не по казеной надобности, а из убеждения.
Первый раз я прочел "Евдокию" классе в 6-7, и помню чувство однозначной солидарности с девочкой, которую стальной рукой пытаются загнать в "коллектив" совершенно случайных и чужих для нее людей.

Re: С детства не люлю Алексина!

[identity profile] kalinka-lj.livejournal.com 2004-08-31 06:53 am (UTC)(link)
Да, финал несколько надуманный. Я, конечно, не психиатр, но как-то не очень верится, что у нормального человека может вот так резко снести крышу.

Талантливые девочки бывают дрянями, но бывают и хорошими людьми. А у Алексина любой мало-мальски выдающийся человек становится чудовищем.

Ну, о ребенке, даже одаренном, еще рано говорить, что он выдающийся. Я, честно говоря, не помню у Алексина такой закономерности. Не приведете примеры?

[identity profile] kalinka-lj.livejournal.com 2004-08-31 06:57 am (UTC)(link)
Мы всю жизнь живем среди соверщенно случайных и чужих людей. Это не не значит, что с ними можно не считаться.

[identity profile] mareicheva.livejournal.com 2004-08-31 09:16 am (UTC)(link)
Считаться - да.
Но делить весь свой досуг? Свой внутренний мир?
Почему учительница поджимает губы, если девочка идет - не на диване лежать! - на конкурс юных скульпторов?
Почему случайные люди упорно навязываются, как свои?

[identity profile] mareicheva.livejournal.com 2004-08-31 09:19 am (UTC)(link)
Эдуард Успенский в интервью где он ругает Алексина (в основном я с ним была согласна) ни за что ни про что поливает Крапивина.
Именно ни за что ни про что - по словам Успенского Сережу Каховского, который заступился за маленьких, избивают уголовники. Хотя там все наоборот - это мальчик со шпагой защитил слабых и победил взрослого урода с ножом.
Читал и он сам эту вещь, или "Рабинович напел", для меня загадка.
ext_459169: (Default)

[identity profile] taisin.livejournal.com 2004-08-31 09:36 am (UTC)(link)
А откуда мы это знаем? Это точка зрения родителей - то есть мнение Оли. Она совершенно необъективна.

[identity profile] kalinka-lj.livejournal.com 2004-08-31 10:22 am (UTC)(link)
Это называется воспитательный процесс :-)) Учитель в то время должен был не только учить, но и воспитывать. Вот Евдокия и пыталась воспитывать, как умела.

[identity profile] kalinka-lj.livejournal.com 2004-08-31 10:37 am (UTC)(link)
Нашла это интервью. Душераздирающее зрелище. Ни об одном человеке Успенский не сказал хорошо. Вопрос: стоит ли доверять его суждениям по поводу Алексина и его "мании"?
sirmal: (me)

[personal profile] sirmal 2004-08-31 12:29 pm (UTC)(link)
Раньше Алексина не читала. Прочитав, могу сказать одно: очень неправы были родители, сделавшие ребенка смыслом и целью своей жизни.
Насчет Оли и Евдокии - из текста нельзя вывести факты, дающие однозначную оценку. Прежде всего потому, что автор - отец Оли - совершенно не в курсе ее жизни. На родительских собраниях о жизни не узнаешь.

Оля выглядит достаточно цельным, самостоятельным и независимым человеком. Это плюс. Она любит рисовать и лепить, это важная часть ее жизни. Обязаловка, отнимающая драгоценное время, ее раздражает. Понятно и простительно. Талантлива, сообразительна.
Слегка избалована, но никак не дрянь - ей небезразличны другие люди. Она пыталась помочь Люсе, хоть и неумело. Она говорила с дядей Мити, привезла фотографию, принесла букет матери.

Евдокия - увлеченный своей работой человек. Ничего плохого сказать нельзя. Распределение ролей - нормально. Конкурс рисунков - нормально. Поход - тоже нормально. Встречи с выпускниками - опять же, никакого криминала.

В чем причина бурного осуждения Оли или Евдокии, непонятно мне.

Re: С детства не люлю Алексина!

[identity profile] shoshana-flor.livejournal.com 2004-08-31 01:02 pm (UTC)(link)
А у Алексина любой мало-мальски выдающийся человек становится чудовищем.
Ну не любой. Из того немногого, что я читала и помню: брат, скажем, играющий на кларнете - разве плохой человек?

[identity profile] mareicheva.livejournal.com 2004-08-31 03:45 pm (UTC)(link)
Про манию я слышала не только от Успенского, но и от преподавателей на кафедре, например.
Хотя, все равно это слухи, вы правы.

[identity profile] mareicheva.livejournal.com 2004-08-31 03:46 pm (UTC)(link)
Почему-то вспоминается Льюис: "Она - женщина живущая для других. Это видно по тому, как другие загнаны".

офтопик

[identity profile] el-d.livejournal.com 2004-09-01 05:59 am (UTC)(link)
Ольга, ау.

С уважением,
Антрекот
singalen: (Default)

[personal profile] singalen 2004-09-01 06:43 am (UTC)(link)
Знаю, видел много, больше, чем надо.
Однако, не вижу в рассказе достаточно оснований выносить о Евдокии такое суждение.

Ау

[identity profile] morreth.livejournal.com 2004-09-01 07:44 am (UTC)(link)
Инету нету. Может, будет сегодня. И вообще все... айово...

Re: С детства не люлю Алексина!

[identity profile] mareicheva.livejournal.com 2004-09-01 07:25 pm (UTC)(link)
Любой, умеющий чего-то добиться, или постоять за себя.
Исключения тоже есть, не спорю. Но в большинстве случаев получается так.
Мне у него более-менее нравится только "Третий в пятом ряду".

Оффтопик-2

[identity profile] klangtao.livejournal.com 2004-09-02 02:50 pm (UTC)(link)
Ольга, а на Зв.М. харьковчан в этом году своим лучезарным присутствием не обрадуете? :-(((

[identity profile] noliya.livejournal.com 2004-09-09 09:50 pm (UTC)(link)
для меня все несомненно имеющиеся у героини добрые черты перевешавил случай, когда она "просто забыла" свою подружку под окном клуба....помните?
sirmal: (Default)

[personal profile] sirmal 2004-09-10 12:28 pm (UTC)(link)
Часто сталкиваюсь с людьми, забывающими то о встречах, то о намерении прийти/позвонить/написать... Одного такого момента, да еще нечетко прописанного, недостаточно.

[identity profile] noliya.livejournal.com 2004-09-10 01:32 pm (UTC)(link)
ну как же нечетко?
пришли - подержи папку - я сейчас - общение в клубе взахлеб - подруга под окном, ибо героиня про нее забыла, как сама призналась...

[identity profile] morreth.livejournal.com 2004-09-11 09:51 am (UTC)(link)
Так вот как раз такая забывчивость - вполне в моем духе.