Рискованно, если в глаза. А если не в глаза, то эффекта ноль. И они всё равно нивкуривают: "козёл" им оскорбительно, но провести аналогию "а женщинам обидно, когда называют тёлкой, поэтому не надо их так называть" они не могут. Или не хотят. Останавливаются на "а вы объясните мне, почему это обидно! я вот считаю, что необидно и даже мило", и всё.
Поэтому натурные эксперименты (оскорбится или нет) следует проводить с "козликом", "козленком" или "козленочком". Еще можно попробовать "бычка" и "поросенка", но это менее универсальные термины.
А "жеребец" кое-кто вообще воспримет, как комплимент...
"Ну ты жеребец!.. Жеребец..." (Олди. Песни Петера Сьлядека).
Кстати, кое-что о "козле" и причинах оскорбительности этого слова. Это смертельное оскорбление в уголовной среде. А поскольку в нашей стране мужчины, как правило, так или иначе, прямо или косвенно рискуют соприкоснуться с отсидевшими, априорное отношение к этому слову, как к смертельному оскорблению - элементарная "техника безопасности".
http://www.aferizm.ru/jargon/slovar.htm#%D0%9A Козел (т) - представитель группы в неформальной иерархии заключенных, образованной по признаку: открытое сотрудничество (в настоящем или прошлом) с администрацией ИУ... ... Формальным актом, включающим заключенного в касту козлов может быть вступление в "самодеятельные организации осужденных", согласие занять должность или выполнить работу, считающуюся позорной по правильным понятиям. Все это является необходимым условием для получения ряда льгот от администрации, права занимать определенные "номенклатурные" должности, перейти в категорию лиц, "твердо вставших на путь исправления", а значит, стать кандидатом на досрочное освобождение или помилование. Для основной массы заключенных козлы являются предателями интересов сообщества заключенных. Слово "козел" является одним из самых серьезных оскорблений для заключенного, не принадлежащего к этой группе. Заключенный, которого так назвали, обязан среагировать немедленно и жестко (ударить или даже убить обидчика), в противном случае он рискует своей репутацией и понижением статуса.
Мужчина, называющий женщину "тёлкой", присоединяется к классификации, по которой она скот бесправный и бессловесный, а он человек и (хотя бы потенциально) хозяин, имеющий право распоряжаться скотом. Он себя записывает в хозяева той скотины, в которую записал женщин. Причисляет себя к группе хозяев - отнюдь не метафорически, дальше он попытается обращаться с женщиной именно таким образом. Женщина, называющая себя и других женщин "тёлками", присоединяется к классификации, по которой она скот бесправный и бессловесный, а мужчин записывает в хозяева себя и других женщин как скота.
Женщина, называющая мужчину "козлом" - что? она записывается в неформальную иерархию заключённых, на более высокую ступень по отношению к мужчине, которого так назвала? Она причисляет себя к "правильным заключённым", а его к "осуждённым, сотрудничающим с администрацией тюрьмы"? Лешего с два вот это всё. Все эти заключённые в иерархии - всегда мужчины. Женщина туда не попадёт никак. У осуждённых женщин другая иерархия.
Так что попытка выстроить симметричное обзывательство через "козла" и "петуха" проваливается, хотя слова обидные. "Тёлка" отражает и утверждает патриархальную диспозицию полов, а "козёл" - отношения между мужчинами, и обратной межгендерной иерархии не создаёт.
На мой взгляд тут ассиметрия даже больше в том, что в силу "популяризации" криминальной культуры "козел" - это даже фактически и не столько оскорбление, сколько "вызов на дуэль" (на определенном уровне, естественно) путем обвинения в сотрудничестве с властями.
А в качестве "симметрично-обидного" могу развить предложение pilpilon-а. Не "кобель" (это страшный большой зверь), а "кобелек".
Во-первых, уменьшительно-ласкательно. Во-вторых, "игрушка для развлечения хозяйки, ношения за ней тапочек, лаянья на чужих и прочих мелких фокусов". В-третьих, сравните с примерами Ольги про барана.
"Ты клевый кобелек". "У меня появился новый кобелек".
По-моему гораздо реалистичнее, чем баран, да и смысл прозрачнее... Потому и обиднее. ;)
Чот я наблюдаю, что там, помимо страха, включается агрессия. По отношению к женщине. И выключается всякая эмпатия. Мужчина, которого (хотя бы в его воображении) женщина вслух объявила низкоранговым самцом, попытается её ударить или обозвать (если рядом не ошивается высокоранговый самец, которому она "принадлежит"), как-то унизить. У него не включится в голове цепочка рассуждений "мне обидно - наверное, и ей обидно, не буду-ка я её больше называть тёлкой", а включится "меня на ровном месте низко оценила говорящая вещь - в репу ей, чтобы знала!"
Так, звісно. Гадаю, не варто очікувати чогось іншого. У більш вихованих та продвинутих чоловіків агресія буде стриманою або навіть прихованою, у деяких це буде й справді спроба фізичного насильства. Це автоматична реакція, її в чоловіках тренують та її заохочують - відповідати на фрустрацію і напад на нього/його цінності агресією. В ідеалі чоловік має так реагувати і тоді, коли йому загрожує небезпека та агресія не є вигідною, в реальності, звісно, більша частина агресії направлена на тих, хто не може адекватно відповісти. Чекати, що в цих чоловіках щось включиться, марно. На них діють тиск, реальна загроза постраждати від адекватної відповіді, соціальне відторгнення, коли їм створюють неприємну атмосферу, цькують. Один із способів підтримання патриархату - виховання в жінках неможливості застосовувати агресію. Власне, у цій дискусії це добре видно.
no subject
И называют же. Не в глаза, правда.
no subject
И они всё равно нивкуривают: "козёл" им оскорбительно, но провести аналогию "а женщинам обидно, когда называют тёлкой, поэтому не надо их так называть" они не могут. Или не хотят.
Останавливаются на "а вы объясните мне, почему это обидно! я вот считаю, что необидно и даже мило", и всё.
no subject
no subject
Поэтому натурные эксперименты (оскорбится или нет) следует проводить с "козликом", "козленком" или "козленочком".
Еще можно попробовать "бычка" и "поросенка", но это менее универсальные термины.
А "жеребец" кое-кто вообще воспримет, как комплимент...
"Ну ты жеребец!.. Жеребец..." (Олди. Песни Петера Сьлядека).
;)
no subject
Смысл в том, что должно быть обидно. Если необидно, думаем дальше.
(Хотя я уже думаю, что вся эта аллегория имеет смысл главным образом для женщин - снять мужчин с пьедестала в голове - а значит, сгодится и баран.)
no subject
Это смертельное оскорбление в уголовной среде.
А поскольку в нашей стране мужчины, как правило, так или иначе, прямо или косвенно рискуют соприкоснуться с отсидевшими, априорное отношение к этому слову, как к смертельному оскорблению - элементарная "техника безопасности".
http://www.aferizm.ru/jargon/slovar.htm#%D0%9A
Козел (т) - представитель группы в неформальной иерархии заключенных, образованной по признаку: открытое сотрудничество (в настоящем или прошлом) с администрацией ИУ...
...
Формальным актом, включающим заключенного в касту козлов может быть вступление в "самодеятельные организации осужденных", согласие занять должность или выполнить работу, считающуюся позорной по правильным понятиям. Все это является необходимым условием для получения ряда льгот от администрации, права занимать определенные "номенклатурные" должности, перейти в категорию лиц, "твердо вставших на путь исправления", а значит, стать кандидатом на досрочное освобождение или помилование.
Для основной массы заключенных козлы являются предателями интересов сообщества заключенных.
Слово "козел" является одним из самых серьезных оскорблений для заключенного, не принадлежащего к этой группе. Заключенный, которого так назвали, обязан среагировать немедленно и жестко (ударить или даже убить обидчика), в противном случае он рискует своей репутацией и понижением статуса.
no subject
no subject
Мужчина, называющий женщину "тёлкой", присоединяется к классификации, по которой она скот бесправный и бессловесный, а он человек и (хотя бы потенциально) хозяин, имеющий право распоряжаться скотом. Он себя записывает в хозяева той скотины, в которую записал женщин. Причисляет себя к группе хозяев - отнюдь не метафорически, дальше он попытается обращаться с женщиной именно таким образом.
Женщина, называющая себя и других женщин "тёлками", присоединяется к классификации, по которой она скот бесправный и бессловесный, а мужчин записывает в хозяева себя и других женщин как скота.
Женщина, называющая мужчину "козлом" - что? она записывается в неформальную иерархию заключённых, на более высокую ступень по отношению к мужчине, которого так назвала? Она причисляет себя к "правильным заключённым", а его к "осуждённым, сотрудничающим с администрацией тюрьмы"?
Лешего с два вот это всё. Все эти заключённые в иерархии - всегда мужчины. Женщина туда не попадёт никак. У осуждённых женщин другая иерархия.
Так что попытка выстроить симметричное обзывательство через "козла" и "петуха" проваливается, хотя слова обидные.
"Тёлка" отражает и утверждает патриархальную диспозицию полов, а "козёл" - отношения между мужчинами, и обратной межгендерной иерархии не создаёт.
no subject
А в качестве "симметрично-обидного" могу развить предложение pilpilon-а.
Не "кобель" (это страшный большой зверь), а "кобелек".
Во-первых, уменьшительно-ласкательно.
Во-вторых, "игрушка для развлечения хозяйки, ношения за ней тапочек, лаянья на чужих и прочих мелких фокусов".
В-третьих, сравните с примерами Ольги про барана.
"Ты клевый кобелек".
"У меня появился новый кобелек".
По-моему гораздо реалистичнее, чем баран, да и смысл прозрачнее...
Потому и обиднее.
;)
no subject
no subject
no subject
Мужчина, которого (хотя бы в его воображении) женщина вслух объявила низкоранговым самцом, попытается её ударить или обозвать (если рядом не ошивается высокоранговый самец, которому она "принадлежит"), как-то унизить. У него не включится в голове цепочка рассуждений "мне обидно - наверное, и ей обидно, не буду-ка я её больше называть тёлкой", а включится "меня на ровном месте низко оценила говорящая вещь - в репу ей, чтобы знала!"
no subject
Гадаю, не варто очікувати чогось іншого. У більш вихованих та продвинутих чоловіків агресія буде стриманою або навіть прихованою, у деяких це буде й справді спроба фізичного насильства. Це автоматична реакція, її в чоловіках тренують та її заохочують - відповідати на фрустрацію і напад на нього/його цінності агресією. В ідеалі чоловік має так реагувати і тоді, коли йому загрожує небезпека та агресія не є вигідною, в реальності, звісно, більша частина агресії направлена на тих, хто не може адекватно відповісти.
Чекати, що в цих чоловіках щось включиться, марно. На них діють тиск, реальна загроза постраждати від адекватної відповіді, соціальне відторгнення, коли їм створюють неприємну атмосферу, цькують.
Один із способів підтримання патриархату - виховання в жінках неможливості застосовувати агресію. Власне, у цій дискусії це добре видно.