morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2015-09-06 02:06 am

Ссать или плакать?

Originally posted by [livejournal.com profile] gorky_look at Ссать или плакать?
Сначала писал комментарий кадету в луковом клубе, но понял шо букв выходит дахуя, тема пузатая, в бланк не влазит, так шо дам отдельный пост. Сначала зацитирую текст, на который отвечал. Все ли, что делается на Севере Евразии - говно, и возможна ли автаркия, как защита от козней Запада?

При Союзе клепали вполне себе годные самолеты, морской и речной транспорт, к примеру. Даже если не упоминать оружие.

В исходном посте указана такая проблема для автаркии, как увеличение номенклатуры товаров. При той номенклатуре, что существует сейчас в постиндустриальной цивилизации, никакая автаркия в принципе невозможна, и даже откат на рубеж условного 19-20 века с пониженным потреблением (даже довольно комфортный дауншифтинг, типа вымышленного стимпанка с паровыми наручными часами и хрустом французской булки на зубах Стерлигова) не спасет масс-пипыл. Потому что тайно, безлунной ночью, через границы прокрадется жвачка, синтетические колготки и пластинки Битлз, подкупив сами собой, отдавая каждого десятого из диверсионного отряда, любых пограничников и таможенников – и это уже проходилось.

Дело в том, что любовь к жвачке связана не с низкопоклонством перед Западом, а с потребностью работать челюстями, пластинки Битлз связаны с потребностью их слушать, а любовь к колготкам появляется вовсе не от холода. И тут такая хуйня, как замещение одного товара другим – жвачек семечками, а Битлз Эдуардом Хилем, является попыткой заместить одну потребность другой – что не удалось даже Церкви. Паства все равно предпочитает ебаться, а не молиться. Потребность у нее такая, видите ли. Она даже под угрозой репрессий инквизиции, готова молиться шесть дней в неделю, но один день, все-таки, хотела бы иметь плотский восторг, а не духовный. Иначе есть шанс, шо будет Реформация, и, возможно, гуситские войны.

Попытка изменить потребность при отсутствии нужного товара в номенклатуре – все равно, что предложение поплакать при желании поссать. Влага-то все равно из организма выводится. Вот именно такая хуйня сейчас творится в голове у Верховных Кацапов. Хочешь жрать – поспи, тоже отдых. Хочешь секса – наруби дров, тоже нагрузка. А шо? Челентано так и делал.

Так шо люди, занимающиеся в России замещением туалетов носовыми платками, занимаются этим исключительно потому, что на себе лично они ничего замещать не собираются. И этого режущего желания именно поссать, а не поплакать, они лично не чувствуют. Чем это закончится – мне лень даже объяснять. История это уже объясняла. Дураку - забава, умному - урок.

США забило насмерть совок не колготками, а потребностью в колготках. Сука, ну вот не было раньше этой потребности, хватало панталонов! А тут она появилась. Жить без колготок можно. Но жить с неутоленной потребностью отвратительно и неприемлемо. И тут замена колготок теплыми панталонами не работает. «Я молода, красива, у меня фантастические ноги от ушей и охуительный подъем стопы, я живу один раз, я хочу любви и преклонения, я хочу колготок – и да, хочу кружевных трусиков и в ЕС! – а не ваших ебаных орбитальных станций». Совки и кацапы постоянно не понимают, что потребности женщин в кружевных трусиках в пирамиде Маслоу стоят гораздо ниже и тяжеловесней, чем потребность отдельных долбоебов в имперском реванше.

Как глобальный генератор потребностей, Запад и выступает могильщиком российско-советско-рассейской ублюдочной автаркии, способной сегодня предложить вместо шампанского только квас из репы. Но вовсе не потому, что шампанское лучше кваса. Как только кацапы с хрипом и пуком освоят что-то более-менее похожее на шампанское, появится мартини, сингл-молты и текила.

Сами расеяне глобальных потребностей не создают, потому что они периферия и жопа цивилизации. Даже колониальный ямайский ром становится модным сначала в Центре. Никак не на Ямайке.

***
Насчет "годного транспорта" и прочего оружия при Союзе. Дело в том, что при существующей технической культуре Союз мог делать вещи "неладно скроенные, но крепко сшитые" (с) А. Беляев. БТР, например, получался годным в условиях использования на поле боя в течении получаса, пока он не сгорит. Но на поле боя его привозить приходилось по железной дороге, или же половину колонны составляли ремонтники, а неисправная броня усеивала обочины. Это был "транспортер", не способный куда-то транспортировать даже сам себя - изделие, годное для финишного спурта, но никудышное для длительной эксплуатации.

Где-то приводилась номенклатура деталей и материалов по вертолету - это в принципе невозможно создать на любой ограниченной территории. Для того, чтобы автаркически сделать вертолет по цене, оправдывающей этот самый вертолет, требуется избирательно завоевать половину Земли.

Иначе окажется, что три тысячи дельтапланеристов с копьями более-менее заменяют один "апач". И здравствуй, Северная Корея. Горящие в небе дельтапланеристы компенсируют "дельту" производства, а бабы еще нарожают. Япония со своими камикадзе это уже проходила.

Ладно, это военное, можно терпеть - там все вещи сделаны для уничтожения или износа. А в мирной номенклатуре это приводило к созданию ненужных вещей-симуляций.

Например, советские автомобили с антикомфортом. В США можно было на среднем авто пересечь страну. Конечно, это не два пальца обоссать, но смертельным риском не является. У нас же... у меня есть подростковый опыт поездки на автомобиле из Киева в Геленджик и обратно. Слово "пиздец" достаточно полно описывает этот тревел-экспириенс. Вонь, вибрация, шум, перегрев, поломки, эмбриональное положение тела... ебаный в рот отдых.

Результат: автомобиль в СССР не является вещью, которая используется как автомобиль.

Советская конструкция в имеющейся номенклатуре изделий просто затыкает потребительскую дырку под названием "автомобиль". Это некая хуйня, рекомая "автомобилем". И если тебе нужен автомобиль, то покупаешь "автомобиль" и используешь его в усеченной промо-версии, больше не заебывая голову государству своими хочушками. На практике это выглядит как муж в тюрьме - он вроде как есть, но использовать его по назначению физиологически можно два раза в году, а экономически он является не главой семьи, а обузой. Зато можно гордо рассказывать незамужним подругам, что ты замужем. При этом не рассказывать – как оно на самом деле, переживать такой «замуж».

Американцы, живущие в большой стране, изготавливая комфортные авто, просто переложили проблемы перемещения на самих путешественников - сам купи бензин, сам проведи ремонт, сам сиди за рулем, сам строй маршрут и обеспечивай себе ночлег и питание. А в СССР душетряски на колесах приводили к тому, что на них никто дальше дачи не ездил. В итоге – советские дикие очереди за билетами на любой вид транспорта, на самолет за неделю, на поезд за месяц, на поезд в Крым - с апреля текущего года. Заказ по почте? – хуй. По телефону? – хуй. Потому что бронь освобождается. Сам приезжай и стой в очереди шесть часов. Не получится – приезжай завтра пораньше.

При этом в гараже стоит относительно престижная "четверка". Как тебе такой автомобилизм, бро?

В итоге люди перестают ездить без крайней необходимости уровня "мать в Чите умирает" или "профком дал путевку в Гагры за 50%". Вдумайся, амиго - транспортная культура в СССР, собирая на заводах "вполне себе годное", отбивала желание ездить вообще. Как врач, использующий только одно средство лечения – эвтаназия.

Шо там блять могло быть с советской экономикой, если приобретение автомобиля, вместо решения твоих транспортных проблем, только удваивало их? Экономический алкоголизм, основанный на потреблении заместителей-денатуратов продуктов и услуг, привел автаркический СССР сначала к слепоте, потом к слабоумию, потом к циррозу, а потом к «ква».

***
Автаркический Союз был заполнен такими симуляциями вещей.

Ебаная советская бритва «Нева» и ее мрачный спутник «Спутник». Сегодня у твоего лучшего друга свадьба, ты свидетель, и у тебя на морде четыре пореза, один почти до кости. В сочетании с химическим одеколоном «Саша» и белой рубашкой ты полностью воспроизводишь командированного в Москву калмыка, побрившегося в плацкартном туалете за десять минут до санитарной зоны над прыгающей на рельсовых стыках раковиной.

Ебаные советские туфли, мечта бродячего ландскнехта 15-го века, где к неубиваемой десантной подметке пришита лакированная кожа, лопающаяся в тысяче мест и забивающаяся пылью, говном и ваксой. Эти туфли нельзя стоптать, но показывать людям их тоже нельзя. В них можно «ходить», но их нельзя «носить». У молодого человека, носящего подобную обувь, появляется привычка викторианской гимназистки в приличных местах сжимать колени, шо нетронутая девственница, и прятать ноги под стул.

Ебаный советский телевизор-билирубин, с ручкой, отламывающейся при попытке переключить канал. Выхода у тебя два – или раз и навсегда зафиксировать настройку там, где раз в неделю идет «Утренняя почта», или хранить на телевизоре пассатижи для управления каналами. Две трети всего! советского! телевидения! работают! нахуй! даром! Такой вот прикол: телевизор не дает смотреть телевидение. Ионеско воет от такого абсурда от зависти и царапается изнутри гроба.

Причем все это работало. Бритва в итоге брила твой бифштекс с кровью, туфли воду снизу не пропускали, телевизор регулярно показывал говорящих людей. Хуй чо предъявишь по существу и жаловаться за такие деньги смысла нет. А вот насколько это удовлетворяло потребности человека в бритье, обуви и развлечении – решай сам.

***
Существует межнациональный транзит потребностей и средств их удовлетворения. И если средства удовлетворения потребностей можно остановить на таможне, то сами потребности загавкать по телевизору «даешь отечественную лапту вместо чуждого футбола» не удавалось в истории Человечества никому.

Именно номенклатура необходимого товара, которая уже превзошла средневековые «репа, холст, дрова», делает невозможной любую автаркию – только с помощью белорусских морепродуктов. Так уж вышло, что потребности людей в постиндастриале перебрались из пустого желудка в отделы мозга, отвечающие за удовольствия нюханья пармезанов, и выгнать их оттуда не получится никак. Желудок репой забить можно, а вот мозги – нет.

(Тем более что и до войны со всем миром, при искренней попытке создать футбол, у кацапов все равно получалась лапта. А когда они научились делать для телевизоров неотламывающиеся ручки, оказалось что в мире у телевизоров уже двадцать лет как ручек нет вообще.)

Удовлетворение потребностей не всегда связано с конкуренцией, и уж тем более не с изготовлением более-менее работающего аналога буржуйского гаджета. В этой игре всегда есть первый ход, вызов, как создание потребности, и второй ход – ответ на вызов. Право первого хода, потребительского вызова, России недоступно. Какгбы так сказать – они глобально некультурны, и кроме китча да матрешки нихуя предложить масс-пипылу не способны. Судьба России в мировом потоке потребностей и потребления – листать в Рязани каталог «Квелле», обсуждать сплетни о французскіхъ модісткахъ и радоваться китайскому диодному фонарику, который привез дядя из командировки.

Поэтому в такой игре Россия обречена на вечный уход от потребительского шаха, который так или иначе закончится матом, когда уже даже собственные пешки заебутся от того, шо бегающий по доске лысый король постоянно прикрывается их потребностями от вызовов чужих фигур. А у пешек жизнь короткая, молодость быстро проходит, им нужны тружевные крусики, ЕС и прочий беатлес, и немедленно. Селигерский значок это надолго не заменит. И недооценивать это смертельно опасно.

Советский Союз подтвердил бы. Если бы был жив.

Азимов хорошо сказал в своё время.

[identity profile] ingwall.livejournal.com 2015-09-05 11:22 pm (UTC)(link)
Корелия воюет с нами. Соответственно, мы прекратили с ней всяческие торговые отношения. Но заметьте, я говорю об этом как о простой дополнительной проблеме. За последние три года вся ее экономика основывалась все более и более на атомной энергии, которую мы ей дали и которую только мы можем ей предоставить. Как вы считаете, что произойдет, когда крохотные атомные генераторы станут отказывать, и один за другим приборы выйдут из строя?
Первым делом испортятся домашние приспособления. Через полгода того самого ничегонеделания, против которого вы восстаете, женский атомный кухонный нож не будет работать. Ее плита начнет барахлить. Ее посудомойка начнет плохо мыть посуду. Кондиционеры откажут в самый жаркий день. Что произойдет?
Он замолчал, ожидая ответа, и Сатт спокойно ответил:
- Ничего. Люди много выносят во время войн.
- Очень справедливо. Выносят. Они посылают своих сыновей умирать в страшных муках на разбомбленных звездолетах. Они прячутся при обстреле, даже если это означает для них жить на одном черном хлебе и воде в пещерах под землей. Но очень трудно вынести мелкие неприятности, когда отсутствует патриотический подъем при немедленно грозящей опасности. Не будет ни столкновений, ни бомбардировок, ни битв.
А будет просто нож, который не будет резать, и дом, замерзающий зимой. Это будет раздражать, и народ начнет роптать.
Сатт медленно с удивлением произнес:
- На этом вы строите свои надежды? Чего вы ожидаете? Восстания домохозяек?
- Нет, сэр, - нетерпеливо сказал Мэллоу. - Нет. Однако, я ожидаю, что в народе поднимется недовольство настоящим положением вещей, которое дальше начнет выливаться в другие формы, куда более важные.
- Что это за более важные формы?
- Фабриканты, заводчики, индустриальный мир Корелии. Когда пройдут два года этого периода, станки на фабриках, один за другим, начнут останавливаться. Те отрасли, которые мы изменили от начала до конца, оборудовав их атомными приспособлениями, полностью обанкротятся. Тяжелая индустрия оставит своим владельцам лишь несколько установок моделей станков, которые почти не будут выдавать продукции.
- Заводы прекрасно работали там до того, как появились вы, Мэллоу.
- Да, Сатт, так оно и было, примерно с двадцатой частью процента прибыли, даже если вы захотите выпустить из виду такое соображение, как переоборудование на старый лад и его стоимость. Когда против него обернутся заводчики, финансисты и простые люди, как вы думаете, долго ли продержится Комдор?

RE: Азимов хорошо сказал в своё время.

[identity profile] very-round-cat.livejournal.com 2015-09-06 10:14 am (UTC)(link)
Уже некоторое время регулярно вспоминаю этот фрагмент.

[identity profile] naiwen.livejournal.com 2015-09-06 05:09 am (UTC)(link)
Я боюсь, он не учитывает того, что у людей в разных странах действительно сформировались разные потребности. И действительно здесь у большинства людей нет потребности в пресловутом пармезане, например (это не значит, что нет потребности вкусно пожрать, но эта потребность удовлетворяется другими продуктами), нет потребности, например, в поездках за границу, нет потребности в свободном получении информации (ну хотя бы в той же википедии). Эти потребности есть у 5% населения, которое ничего не решает. А остальные же искренне и от души не понимают, зачем оно вообще нужно. Именно этим и манипулируют власти - которые, конечно же, в отличие от "простого народа" едят и импортные деликатесы, и отдыхают на виллах в Ницце.

[identity profile] oldbufo-wife.livejournal.com 2015-09-06 09:56 am (UTC)(link)
если очень упростить, то лишенные пармезана будут есть пошехонский сыр, пошехонского на всех не хватит, и аутсайдеры перейдут на сырок "Дружба", но и сырка "Дружба" то же не переизбыток. вот тут то и начинаются пресловутые неудовлетворенные потребности. более того они суммируются: потребители пармезана, неудовлетворенные пошехонским + потребители пошехонского недовольные сырком "Дружба" + те кому не досталось даже сырка "Дружба"

[identity profile] naiwen.livejournal.com 2015-09-06 11:06 am (UTC)(link)
Примерно так, соглашусь. Но процесс, вероятно, будет происходить долго и до момента, когда не достанется даже сырков "Дружба", дойдет еще не скоро. Я где-то в свое время писала о том, что проблема вялотекущей автократии как раз в том, что в отличие от откровенной диктатуры, автократия может загнивать долго: мутируя, приспосабливаясь, создавая видимость нормальной жизни и даже порождая временные "оттепели". Однако на каждом новом витке отставание все равно будет усугубляться. Оно, конечно, грохнется - но еще не очень скоро (плюсы и минусы, увы).

[identity profile] gorky-look.livejournal.com 2015-09-06 10:58 am (UTC)(link)
В статье упомянуты генерация и импорт потребностей. Это физиологические потребности постоянны (относительно), а культурные, материальные, информационные - появляются и создаются.

Представляешь что такое гонка вооружений? Одна страна ее начинает, вторая вынуждена отвечать, даже если не очень хочется. Естественно, свобода маневра у первой стороны.

Так вот, точка генерации потребностей находится в культурном центре. А культурный центр планеты находится на Западе. Поэтому мяч ВСЕГДА летит оттуда. Даже мода на кокошники появится не в России, а в Милане, Париже, Нью-Йорке. Там она превращается в потребность.

И дело не в пресловутом пармезане, а в том, что при попытке организовать автаркию, мячи, летящие в сторону России, придется отбивать без ракетки. Насколько это понравится населению - можно предположить. Вспомни свои ощущения от просмотра американских фильмов, когда у нас мобилки были только у банкиров и бандитов. А в Штатах ДАЖЕ ШКОЛЬНИКИ поголовно ходили с сотовыми, звонили по любым пустяковым поводам и несколько минут болтали ни о чем. И вообще, носили телефон не в специальной сумочке, а в кармане, вместе с ключами и жвачками, как какой-то хлам.

Это не пармезан, это сильнейший фрустрирующий фактор для населения с неутоленной потребностью - осознание себя второсортным. Конечно, можно и из таксофона позвонить. Импортозаместить, так сказать. Но как ты себя будешь чувствовать, и как сильно любить власть, зная что это ее осознанное решение - оставить тебя без мобилки?

Насчет пармезана - понимаешь же, что если нет театра, то поход в цирк его не заменит. Хотя и одно, и другое - зрелища, но потребности они удовлетворяют разные. Можно одновременно любить и театр, и цирк, но все равно это кого больше любишь - папу или маму?

[identity profile] naiwen.livejournal.com 2015-09-06 11:11 am (UTC)(link)
(не помню, когда это мы переходили на "ты"? Прошу со мной на ты не переходить).
Предположим, лично у меня не было и нет никаких особенных ощущений от просмотра американских фильмов - я американское кино не люблю и не смотрю. И мобильником начала активно пользоваться только недавно. Но я, допустим, не типовой потребитель. Ну нет у значительного большинства людей потребностей в театре. Вот сейчас - нет. Или им кажется, что нет. Возможно, это иллюзия, но она еще не скоро развеется.

[identity profile] genuine-elka.livejournal.com 2015-09-06 11:42 am (UTC)(link)
Ох уж эта мне привычка "нетиповых потребителей" расписываться за потребности большинства.

[identity profile] gorky-look.livejournal.com 2015-09-06 11:51 am (UTC)(link)
Традиционная реакция уникальных личностей в сети - в ответ на замечание, что ЖД работает из рук вон плохо, снисходительно сообщить: а я вообще на поездах не езжу, значит эта проблема несущественна.

интересно, я писал о том что неудовлетворенная потребность в мобильной связи приводит к фрустрации в массах, или о том - как давно какой-то отдельный пользователь жж начал пользоваться телефоном?

некоторые бабушки до сих пор не пользуются, значит можно закрывать салоны и спиливать вышки.

[identity profile] wayout20zz.livejournal.com 2015-09-06 10:30 pm (UTC)(link)
Замечательные рассуждения! Четкие, убедительные.
Вот только про КНДР забыли...

[identity profile] mzoleg11.livejournal.com 2015-09-06 01:09 pm (UTC)(link)
1) Например в СССР доступность таких потребностей и привычка к ним еще меньше была, но настроения уверенно сместились к "сраному совку" и волшебному "забугром".
2) Если обсуждать нынешнюю российскую ситуацию, то Запад-то бьет как раз не ковровым методом, а по тем 5-ти процентам.

[identity profile] naiwen.livejournal.com 2015-09-06 01:53 pm (UTC)(link)
1) Я же изначально не отрицала, что так оно и будет, но - не вотпрямщас. Не быстро.
2) Запад вообще ни по чему не бьет, мы сами по себе бьем гораздо успешнее.

[identity profile] mzoleg11.livejournal.com 2015-09-06 04:27 pm (UTC)(link)
1) Ну да, но в исходном тексте же обсуждается вариант автаркии как стратегии, как пути в противостоянии с Западом; про вотпрямщас ничего и не говорится.
2) Вполне себе бьет по конкретным чиновникам и бизнесменам, по корпорациям, давя на элиты, а вот население в основном ощущает кремлевские бомбежки воронежей и пропагандистские вакханалии.

[identity profile] luche-chuchhe.livejournal.com 2015-09-06 06:02 pm (UTC)(link)
О том, что потребности не разные, говорит откровенная и яркая зависть к западу. Не заметить ее невозможно. Но зависть эта, разумеется, к заметным и более-менее понятным вещам.
Другое дело, что нарастающая истерия может временно заглушать все остальное, т. е. пока есть возможность накручивать браваду, обиду, агрессивный восторг и маразм общественной жизни, колготок и всего остального может и не хотеться. Также другое дело, что пока что россияне, особенно москвичи, живут достаточно хорошо - доходы от нефти и газа обеспечивают довольно большой лаг для снижения качества жизни. Но ни того, ни другого надолго не хватит.

[identity profile] naiwen.livejournal.com 2015-09-06 06:03 pm (UTC)(link)
с этим я согласна.

[identity profile] roman-elvin.livejournal.com 2015-09-06 05:58 am (UTC)(link)
М-м а "кацапы", "расеяне" - это типа дегуманизация/объективация всех россиян, или по принципу "ненавижу жидов, не все евреи жиды, только те, которые видятся, есть и нормальные"?
Или для честного человека, считаете, остается вариант только раз-ассоциировать себя с народом, отказаться от гражданства?

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-09-06 06:10 am (UTC)(link)
Два доллара и к Горькому Луку.

[identity profile] roman-elvin.livejournal.com 2015-09-06 06:16 am (UTC)(link)
Действительно, логично :). Но
1 - а почему два доллара?
2 - вы с какой мыслью перепощивали?

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-09-06 06:31 am (UTC)(link)
Два доллара когда-то было стандартным залогом за право апеллировать к жюри по поводу вопросов на локальных турнирах "Что? Где? Когда?" Поэтому родился чгкшный мем: "два доллара и к такому-то" (обычно - к автору вопроса, который вас интересует).

А перепощивала я с мыслью о все тех же потребностях и их удовлетворении, по поводу спора с ефремлянином.

[identity profile] roman-elvin.livejournal.com 2015-09-06 06:39 am (UTC)(link)
Понятно, спасибо!

[identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com 2015-09-06 07:20 am (UTC)(link)
А где ефремлянин?

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-09-06 07:28 am (UTC)(link)
В треде про Астровитянку.

[identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com 2015-09-06 10:46 am (UTC)(link)
Спасибо.

[identity profile] mulder95.livejournal.com 2015-09-06 05:47 pm (UTC)(link)
У нас, в Крыму, принята такая формулировка: "Мы русские, но не кацапы". Или даже: "Мы не кацапы, а русские". "Кацапы" - это акающие люди с материка, которые вместо "бутылёк" говорят "баллон", а словом "соус" называют не картошку с мясом, а подливку.

[identity profile] roman-elvin.livejournal.com 2015-09-06 07:53 pm (UTC)(link)
Ну это какое-то еще отдельное значение :).

[identity profile] anonim-legion.livejournal.com 2015-09-06 09:16 pm (UTC)(link)
Только соусом-то действительно называется подливка. А картошка с мясом есть картошка с мясом.

Image

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-09-06 09:20 pm (UTC)(link)
Я, кстати, впервые услышала "соус" в смысле "картошка с мясом" в Грузии.

[identity profile] mulder95.livejournal.com 2015-09-06 07:58 am (UTC)(link)
1. Дело не в том, что в СССР не могли производить качественные автомобили по технологическим причинам. Могли. «Чайка» была вполне качественным автомобилем (хотя не отвечала нормам пассивной безопасности, что доказал товарищ Машеров своей героической смертью). И ЗИМ был вполне качественной машиной. И ЗИС-110. И ЗИЛ-111. И автобус ЗИЛ-118 «Юность». Проблема была в другом. Они были машинами штучной сборки и оттого нерентабельными. Можно было разрешить продавать их в частные руки, а не только в правительственные учреждения, директора магазинов их бы расхватали. Но всё равно за счёт внутреннего рынка выйти на такой масштаб продаж, чтобы производство стало прибыльным. Надо было выходить на внешний рынок. А тут стоп – монополия внешней торговли. Чтобы вывести машину на внешний рынок, надо было согласовывать в куче инстанций. А директор ЗИЛа не был его владельцем и даже не был наёмным менеджером, нанятым акционером. Он был государственным служащим и сидел на окладе. И ему было всё равно – миллион машин продадут или тысячу. Поэтому не было мотивации что-то продавать за рубеж, и все попытки толкнуть ту же «Юность» за границу быстро выдыхались, так как не было шкурного интереса у директоров. А раз мало что продавалось, то и мало покупалось: рубль неконвертируемый, валюты у государства мало. Сознательно к автаркии никто не стремился, она была побочным результатом уродства советской экономики.
2. Что могли, то и делали. Был создан СЭВ, где пытались наладить кооперацию «социалистических» стран. В СЭВ СССР был сырьевым придатком, продавал нефть и газ. Взамен покупалось ВСЁ. Трамваи, троллейбусы, электровозы, грузовики, лёгкие самолёты – Чехословакия, те же трамваи, станки – ГДР, автобусы, краны – Венгрия, одежда – ВСЕ соцстраны, лекарства – ВСЕ соцстраны, еда – Болгария и Венгрия, гражданские и военные суда - Польша и т. д. Была ещё такая «хитрая» страна, как СФРЮ, которая в СЭВ была «наблюдателем».
3. Таким образом, небольшой объём внешней торговли СССР с другими странами ни в коем случае не являлся результатом сознательного выбора политического руководства, а был неизбежным результатом уродливой экономической системы, порождённой догмами марксизма.
4. Непонятно, какова актуальность этой темы сейчас: ни в одной из постсоветских стран (кроме, возможно, Туркмении) изоляционизма не наблюдается…

[identity profile] naiwen.livejournal.com 2015-09-06 10:03 am (UTC)(link)
***Непонятно, какова актуальность этой темы сейчас: ни в одной из постсоветских стран (кроме, возможно, Туркмении) изоляционизма не наблюдается…
Пока не наблюдается, но к нему активно стремятся. Или делают вид, что стремятся. Хотя я тоже думаю, что провернуть фарш назад полностью не удастся.

[identity profile] mulder95.livejournal.com 2015-09-06 08:19 am (UTC)(link)
1. Дело не в том, что в СССР не могли производить качественные автомобили по технологическим причинам. Могли. «Чайка» была вполне качественным автомобилем (хотя не отвечала нормам пассивной безопасности, что доказал товарищ Машеров своей героической смертью). И ЗИМ был вполне качественной машиной. И ЗИС-110. И ЗИЛ-111. И автобус ЗИЛ-118 «Юность». Проблема была в другом. Они были машинами штучной сборки и оттого нерентабельными. Можно было разрешить продавать их в частные руки, а не только в правительственные учреждения, директора магазинов их бы расхватали. Но всё равно за счёт внутреннего рынка выйти на такой масштаб продаж, чтобы производство стало прибыльным. Надо было выходить на внешний рынок. А тут стоп – монополия внешней торговли. Чтобы вывести машину на внешний рынок, надо было согласовывать в куче инстанций. А директор ЗИЛа не был его владельцем и даже не был наёмным менеджером, нанятым акционером. Он был государственным служащим и сидел на окладе. И ему было всё равно – миллион машин продадут или тысячу. Поэтому не было мотивации что-то продавать за рубеж, и все попытки толкнуть ту же «Юность» за границу быстро выдыхались, так как не было шкурного интереса у директоров. А раз мало что продавалось, то и мало покупалось: рубль неконвертируемый, валюты у государства мало. Сознательно к автаркии никто не стремился, она была побочным результатом уродства советской экономики.
2. Что могли, то и делали. Был создан СЭВ, где пытались наладить кооперацию «социалистических» стран. В СЭВ СССР был сырьевым придатком, продавал нефть и газ. Взамен покупалось ВСЁ. Трамваи, троллейбусы, электровозы, грузовики, лёгкие самолёты – Чехословакия, те же трамваи, станки – ГДР, автобусы, краны – Венгрия, одежда – ВСЕ соцстраны, лекарства – ВСЕ соцстраны, еда – Болгария и Венгрия, гражданские и военные суда - Польша и т. д. Была ещё такая «хитрая» страна, как СФРЮ, которая в СЭВ была «наблюдателем».
3. Таким образом, небольшой объём внешней торговли СССР с другими странами ни в коем случае не являлся результатом сознательного выбора политического руководства, а был неизбежным результатом уродливой экономической системы, порождённой догмами марксизма.
4. Непонятно, какова актуальность этой темы сейчас: ни в одной из постсоветских стран (кроме, возможно, Туркмении) изоляционизма не наблюдается…

[identity profile] anton rakov (from livejournal.com) 2015-09-06 08:31 am (UTC)(link)
" Но на поле боя его привозить приходилось по железной дороге"
Трибуны ревут: "Моторесурс!".
А пост чрезмерно обощает. Совок-то и впрямь загнулся из-за своей нелепой экономики, но современная РФ вполне обычный сырьевой придаток, надежно встроенный в мировую экономику, а все эти танцы с "импортозамещением" - чисто шоу для лохтората.

[identity profile] surikat13.livejournal.com 2015-09-06 09:37 am (UTC)(link)
надежно встроенный в мировую экономику

Поржал.

[identity profile] anton rakov (from livejournal.com) 2015-09-06 04:53 pm (UTC)(link)
Типа контракты на нефть-газ испытывают трудности с подписанием или как?

[identity profile] morreth.livejournal.com 2015-09-06 07:32 pm (UTC)(link)
Типа колебания цен и всетакоэ...

[identity profile] anton rakov (from livejournal.com) 2015-09-07 06:02 am (UTC)(link)
Так это и есть признак встроенности. Северной Корее на колебания на мировых товарных биржах насрать, а РФ - совсем нет.

[identity profile] surikat13.livejournal.com 2015-09-07 06:17 pm (UTC)(link)
типа росийские нефть-газ внезапно стали нах никому не нужными.

[identity profile] anton rakov (from livejournal.com) 2015-09-08 11:03 am (UTC)(link)
Это не так, они просто сильно подешевели. РФ даже больше слегка углеводородов стала за 2015 поставлять на экспорт по сравнению с 2014. Но что это меняет-то?

[identity profile] mulder95.livejournal.com 2015-09-06 12:28 pm (UTC)(link)
Конечно, моторесурс, Карл! Сейчас бронетехнику на фронт везут на трейлерах, но при СССР не было такого количества трейлеров, тягачей к ним, да и автодорог как таковых. Приходилось поездами. Если гонять технику на фронт своим ходом, она кончится безо всяких боёв.

[identity profile] gorky-look.livejournal.com 2015-09-06 04:47 pm (UTC)(link)
Угу, то что из батальона своим ходом треть доходит - это моторесурс.

особенно у транспортеров, у которых моторесурс отличается от танкового.

моторесурс - он же данность, как число пи, а не результат инженерной и конструкторской мысли.

Теперь понятно что подводит российские футбольные команды. Моторесурс.

[identity profile] anton rakov (from livejournal.com) 2015-09-06 04:54 pm (UTC)(link)
Если у вас есть возможность гонять военную технику железной дорогой - гоняйте ее железной дорогой, ибо. Что как бы никак не отменяет самого факта отвратительного качества советской продукции.

[identity profile] Сергей Штин (from livejournal.com) 2015-09-09 10:31 am (UTC)(link)
Есть мнение, что СССР развалился вовсе не по экономическим причинам. У причин развала есть фамилии. Впрочем, я не отрицаю убогости совецкой экономики.