morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2014-07-26 08:01 am

Пишу з-під столу

Тобто, валяюся під ним зі сміху. Пишучи статтю про Росію як нарцисізм, вирішила перечитати "Клеветникам России" з передісторією та критикою.

Йопвашумать, у москалів нічого не міняється за двісті років!

[identity profile] naiwen.livejournal.com 2014-07-27 06:49 am (UTC)(link)
Тут все интересно (я тебе в двух словах напишу, поскольку с незнакомыми людьми не дискутирую). Во-первых, у многих в головах "против", потому что подоплека "вот они восстали и не подумали, а с нами-то что теперь будет? Только зря и бессмысленно кровь прольют, все равно все раздавят, а здесь гайки закрутят и любые надежды на любые преобразования можно похоронить" - то же писали и говорили после 14 декабря (а казалось бы, после 14 декабря можно было бы и без всяких восстаний похоронить любые надежды; но все равно у людей в головах сидит вот это "они восстали, и им прилетит, а заодно рикошетом и по нам попадет"), обрати внимание - Чаадаев тоже против, а уж он-то космополит из космополитов, западник из западников, но он против именно поэтому, он и Якушкину - своему приятелю - писал уже в ссылку - мол, что вы натворили (а Якушкин лично ничего не натворил, кстати). Но Чаадаев, на мой вкус, вообще человек малоприятный.
Вяземский жил в Варшаве - поэтому он лучше понимает мотивы восставших, что, почему и как. Но и он - не за восстание, а против палачества.
Еще интереснее - Мицкевич ссылается на старую дружбу с Рылеевым и Бестужевым (Александром) и противопоставляет их Пушкину - а между тем Александр Бестужев, который в это время в ссылке на Кавказе, пишет матери об "этих неблагодарных", которые почему-то восстали, когда им было так хорошо в Российской империи - но опять-таки, у Александра Бестужева мозгов и совести немного, это вот точно формат "в семье не без урода"). Там... сложно все. Например, южные декабристы (из Южного общества и из Общества соединенных славян), которые живут и служат на Украине и постоянно соприкасаются с поляками, относятся к польскому вопросу совершенно не так, как жители Петербурга и Москвы, которые там разок выпили с Мицкевичем на брудершафт.
И парадокс в том, что на другой стороне - ТОЖЕ имперские иллюзии, тоска о былом величии, тоска о падшей и идеализированной империи, все эти бесконечные "границы 1772 года", "от моря до моря". То, что в головах у людей закрепилось сознание жертвы (нас обидели, нас унизили, нас разделили - это ведь правда, но это половина правды), совершенно не дает им осознания собственной ответственности, что в значительной степени сами, своими руками просрали свою страну; позор Тарговице едва отрефлексирован. Люди искренне и честно рвутся к уже мертвому, неработающему прошлому, к уже несуществующим границам, которые уже вряд ли можно восстановить в старом виде; ну и в общем честно не понимают, что что-то тут не так. Это про честных людей, не говоря уже о таких мерзавцах, как Адам Чарторыйский, который им всю малину испортил (а ведь Ноябрьское-то как раз могли бы и выиграть, в отличие от Январского - по крайней мере у них была регулярная армия, и не маленькая).

[identity profile] naiwen.livejournal.com 2014-07-27 07:30 am (UTC)(link)
http://dekabrist.mybb.ru/viewtopic.php?id=150
вот еще интересный пример того, как в голове одного человека совмещаются совершенно здравые и правильные идеи с абсолютным непониманием каких-то, кажется, базовых понятий.
А уж Лунин - ни разу не поклонник самодержавия, и ни разу не конформист (я, впрочем, его не люблю, но по другим причинам). При этом в Акатуе дружил с Петром Высоцким (или скорее Высоцкий, чистая душа, искренне привязался к Лунину - потому что Лунин, на мой взгляд, на настоящую дружбу не был способен).