morreth: (красота и интеллект)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2012-09-24 01:11 am

Пытать нельзя насиловать

Тут в комментах возникла (и, к сожалению, пропала) тема об описании физического насилия в нонешнем массолите, особливо фонтастеге.

Началось с обсуждения популярной книги, автор которой, человек добрый и мягкий, как бы совсем уже подвел героиню к ситуации изнасилования, но вовремя спас усилиями других героев. В общем, все как в старой доброй классике приключенческой литературы: героиня может получать от злодея авансы, может на ноготок разминуться с изнасилованием, но ее обязательно спасут.

Мои возражения против такой постановки вопроса сводятся к тому, что это очередной проигрыш шарманки "хороших девочек не насилуют". Данный автор вовсе не имел того в виду, но он имел в виду другое: изнасилование поломало бы героине жизнь, а он, автор, - добрый фей, он героям жизнь не ломает. На этом месте я слегка присела и спросила: но вот у тебя ж тут героев вполне нешуточно пытают, их как - не жалко? На что автор, ничтоже сумняшеся, ответил, что физические страдания закаляют, а душевные - ломают.

Пока я охреневала от такого поворота, пришел Дивов. Он, видно, давно уже пришел, но наблюдал молча, а тут не вынесла душа поэта, благо с "закаляющим" фактором он был знаком не понаслышке. И все заверте...

То есть, автор-то ни в чем не виноват. Он добросовестно изложил предрассудки, бытующие в нашем, к сожалению, пока еще патриархатном обществе, и впитанные что называется, с молоком матери:

- изнасилование - более душевная, нежели физическая травма;
- пытки - более физическая, нежели душевная;
- настоящая женщина никогда не оправится от изнасилования;
- настоящий мужчина перетерпит любую боль, стиснув зубы, и она скатится с него аки роса с листа, после чего он опять пойдет по жизни широкими шагами;

Массовая литература на то и массовая, чтобы удовлетворять запрос на стереотипы. Поэтому сколько ни рассказывай, что ИРЛ пытки и изнасилование переживаются жертвой примерно одинаково, что женщину, ставшую жертвой изнасилования, ломает не "душевная травма", а общество, которое считает ее "социально мертвой", что при хорошем отношении близких и хорошем терапевте переживший пытки или изнасилование может преодолеть психические расстройства, а без терапии и при наплевательском отношении общества выживший в концлагере или пыточной тюрьме будет жить плохо и недолго - сколько все это ни повторяй, массолит все равно пишет и будет писать в духе незабвенной инструкции "Крылова", где героя пытать разрешалось, а героиню насиловать воспрещалось. Существует неписаная конвенция, которая выглядит примерно так:

- писателям нравится отождествлять себя с героем, поэтому героиню нельзя насиловать: кому нужна попользованная женщина?
- писательницам и читательницам нравится отождествлять себя с героиней, поэтому героинь насиловать нельзя: кому нравится отождествлять себя с попользованной женщиной?
- писателям и читателям-мужчинам нравится отождествлять себя с героем, поэтому показывать крутость героя через стойкость во время пыток - это руль.
- писательницам и читательницам-женщинам нравится шликать на голенького связанного героя, поэтому показывать героя во время пыток - это руль.
- некоторым писателям и читателям-мужчинам нравится фапать на голеньких связанных героинь, поэтому иногда и героинь можно пытать, обычно их порют кнутом, это же так эротишно (Чекмаеву привет!)

В последнее время в конвенцию также прорываются слэшеры, которые настаивают на пункте "насиловать героя". В Армадовских сериях женской фантастики они практически прописались, хотя местами еще встречаются очаги сопротивления - авторы "мужской фантастики" стоят насмерть, как под Сталинградом. Умрут, а не пустят врага в задницу своих героев.

Сознательно или бездумно, но большинство следует этой конвенции. И автор наш несколько лукавил, говоря, что просто жалеет героиню - просто есть конвенция, которую лучше не нарушать, чтоб это не сказалось на тиражах. Вопрос: зачем она, эта конвенция, нужна?

Вопрос не праздный: массолит читают, чтобы расслабиться, словами мудрой О"Хуллиган - "обнулиться", а выражаясь учено, по-психологически - снять тревожность. Как может снять тревожность сохранение целомудрия героини в экстремальных условиях, понятно: читательнице приятно получить подтверждение тому, что "правильных женщин не насилуют". Она закрывает книгу с мыслью "я правильная женщина, моя добродетель останется в неприкосновенности". Но вот как может снижать тревожность описание пыток героя?

Тут, я думаю, работает более интересный механизм. В нашей актуальной реальности мужчине трудно устоять против насилия, хотя бы и символического. Приходится "прогибаться под изменчивый мир". И в то же время мужчина находится (как и женщина, впрочем), в ситуации "вилки Мортона": если ты не можешь заработать и прокормить семью - ты не мужик. Но на работе часто приходится прогибаться под желаия начальства или клиентов, а кто прогибается, тот опять-таки не мужик. При этом мужчина должен постоянно участвовать в конкурентной борьбе, а если ее нет - стремиться к ней. Мужик должен любить конкурентность, иначе - не мужик.

Но конкурентность чревата проигрышем, проигрыш - стрессом, выигрыш, кстати, тоже: ведь победителю завидуют. Тревожность постоянно нарастает и нагнетается. Нужно "обнулиться", и тут на помощь приходит массолит.

Каким образом пытки героя помогают читателю "обнулиться"? Очень силен соблазн простого решения: вот человек почитал, в какой жопорез угодил герой, проникся, а потом огляделся вокруг - ба, да мои дела не так уж плохи! Нет, если бы оно было так, народ читал бы не массолит, а блокадные дневники Берргольц или Шаламова. В массолите пытки достаточно условны: например, с героем не делают ничего такого, от чего пришлось бы месяц оправляться. Злодеи заботятся о том, чтобы герой мог встать и навалять им в ближайшие сроки. Но тревожность читателя снижается не тем, герой из жопореза выбрался и всех раскидал - а тем (внимание, ИМХО!), что герой ПОПАЛ в жопорез, но этот жопорез оказался УСЛОВНЫМ. По аналогии с правильными девочками, которых не насилуют, правильных мальчиков пытки не калечат. Ни морально, ни физически. Меня не искалечили - я правильный мальчик.

Жду возражений.

АПД. Да, такое можно прощелкать клювом только с устатку: пытки как заменитель инициационной смерти, Пропп, символическое умерщвление героя, снятие тревожности через символическое умерщвление и возрождение.

[identity profile] geralt.livejournal.com 2012-09-24 05:56 pm (UTC)(link)
У меня объяснения два, которые я для себя находил.
Первое - женщина в интимном плане намного беззащитнее мужчины.
Второе - моё воспитание, которое всегда подчёркивало, что мужчина должен женщину защищать. Поэтому в изнасиловании ещё и оттенок предательства.
Если же женщину пытают, то её пытают всё-таки не как женщину, а просто как человека и тут нет принципиальной разницы с пытками мужчины.
В общем как-то сумбурно и непонятно. Не знаю видимо.

Героиня у Верхувена имхо просто выживала и притворялась. Я в своё время ещё поразился выдержке и хладнокровию такой в общем-то юной девушки в ТАКОЙ ситуации. Она смогла найти самый верный тон в отношении наёмников, который и позволил ей выжить. Если бы она не соблазнила вожака, то её бы изнасиловали всей шайкой и скорее всего убили бы.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2012-09-24 06:15 pm (UTC)(link)
Первое - женщина в интимном плане намного беззащитнее мужчины.

Мне кажется, наоборот. Мужчина в плане "сделать его не мужчиной" гораздо уязвимей. Ваши половые органы расположены вне тела, их так легко травмировать...
Женщина физически слабее. Ее тупо проще избить, например.

Если же женщину пытают, то её пытают всё-таки не как женщину, а просто как человека и тут нет принципиальной разницы с пытками мужчины.


Отыскивая уязвимые места, палачи бьют по ним. Например, многих женщин в немецком плену насиловали именно в программе пыток.

Героиня у Верхувена имхо просто выживала и притворялась. Я в своё время ещё поразился выдержке и хладнокровию такой в общем-то юной девушки в ТАКОЙ ситуации.


А мне казалось, она совершенно искренне оттягивалась. Помните начало фильма, где она приказывает служанке соблазнить солдата, чтобы посмотреть, как трахаются? Ей нравится манипулировать людьми. Ей нравилось, что из-за нее сцепились два таких самца, как Стивен и Мартин.

[identity profile] geralt.livejournal.com 2012-09-24 06:35 pm (UTC)(link)
Сделать не мужчиной, кастрировать - легче конечно, но это не изнасилование, это именно пытки, калеченье. Возможно дело в том, что изнасилование жестоко пародирует самый интимный момент человеческих отношений. При этом изнасиловать мужчину женщине проблематично, в отличии изнасилования женщины мужчиной. Т.е. женское изнасилование - намеренный удар в самое уязвимое место, да ещё и такой, от которого насильник получает удовольствие, что вдвойне обидно.
Насчёт изнасилования женщины как пытки - согласен. Тогда пытки выглядят особо гнусно.

Насчёт героини Верхувена - нужно пересмотреть, давно видел. Девушка там была непростая, возможны разные трактовки её поведения. Видимо под конец она была всё же неравнодушна к Мартину, что также можно трактовать ралично - как Стокгольмский синдром, как тягу к доминантному самцу и т.д. Но даже в вашей трактовке мне её в сцене изнасилования жалко. Гораздно сильнее, чем например убитых стражников в замке. Что вообще странно.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2012-09-24 06:41 pm (UTC)(link)
При этом изнасиловать мужчину женщине проблематично, в отличии изнасилования женщины мужчиной.

Отчего же. Есть вот такая фильма, "Книга откровений" - там три тетки похитили танцора и всем ансамблем насиловали. Мужик поимел нешутейную психическую травму.



[identity profile] mareicheva.livejournal.com 2012-09-28 06:07 pm (UTC)(link)
"Оттягивалась" - разве что извлекала хоть что-то, что ее могло в такой ситуации удержать на плаву. Включила "всенормально", принялась манипулировать людьми - и выплыла.
Героиня малоприятная. Но вряд ли ей нравилась ситуация.