morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2012-01-17 09:17 pm

Размышления псто

Российская книжная палата, выйдя из новогоднего отпуска, оперативно подвела итоги ушедшего года. Пока, правда, самые общие. Согласно их подсчетам, в 2011 году общий тираж изданных в России книг сократился на 6,3%. Вроде бы ничего страшного – не такие уж и пугающие цифры. Но дело в том, что, по-хорошему, смотреть надо не совокупный тираж, а совокупный объем продаж. Напечатать мало – надо еще и продать. А вот с этим совсем плохо – во второй половине 2011 года продажи резко просели, причем практически по всем позициям, держится пока только детская литература. Косвенно это подтверждают те же самые данные книжной палаты. Как известно, российские книгоиздатели, вопреки заветам Суворова, побеждать предпочитали не умением, а числом. Из года в год совокупные тиражи падали, а вот количество издаваемых книг, наоборот, росло. Лучше помалу, но много – глядишь, что-нибудь из изданного и «выстрелит», станет бестселлером. Эта политика вела к постоянному росту цен на книги (чем меньше тираж, тем дороже обходится каждый экземпляр). Но дело тут скорее в другом – за первое полугодие количество издаваемых книг выросло на 5,6%. Но если взять не два, а три квартала, то этот показатель уменьшится до 4,1%. Прибавить четвертый квартал – и выйдет, что издатели вышли практически в ноль, профукав все наработки начала года, – итоговый показатель роста выпуска наименований составил жалкий 1%.
Что это значит в переводе с языка цифр?

Это значит, что в последнем квартале издателей припекло настолько, что расходы начали минимизировать, размахивая шашкой направо и налево.

У всех уже тупо нет денег, чтобы работать по старой, годами оттачиваемой схеме «издавай всех, читатель признает своих». Это то, чем нынешняя ситуация обернулась для бизнеса. В одних издательствах идут сокращения, в других урезают зарплаты сотрудникам. Гонорары упали настолько, что писатели, годами кормящиеся с литературной нивы, все чаще задумываются о поиске постоянной работы, желательно в офисе. И сожалеют в своих ЖЖ, что подпортили себе трудовую творческими исканиями. «Главная проблема – отсутствие нормального резюме, ведь если написать, что с 2003 года работал писателем, это вызовет у потенциального работодателя лишь усмешку. Так что пока – полная неопределенность и подозрение, что какое-то время будет довольно херово», – пишет в своем «Живом журнале» писатель Дмитрий Казаков.


Всю свою жизнь я занималась тем, что прыгала на тонущий корабль. Абыдно, да?

[identity profile] abax.livejournal.com 2012-01-18 01:23 pm (UTC)(link)
а это вечные проблемы. Сейчас издательства ведут себя в точности так же, как Вы описали - разве нет? (Всей разницы, что вместо истерики у издательства чаще идет расторжение договора, или промедление с изданием лет на икс) ИМХО, в варианте прямой оплаты читателями в виде пожертвований - у писателя больше простора для маневра: он может на свою ответственность писать то, что его нынешним фанатам не нравится, в расчете на то, что его прочтут и поддержат другие, которым понравится. Конечно, нужно утверждать определенные этические принципы: например, что жертвователь, как самурай, действует из благодарности за прошлые тексты, а не в расчете на будущие - потому что схема заказ-оплата здесь все равно не заработает.