morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2011-03-25 11:01 pm

У меня в комментах спросили - как я отношусь к авторскому праву и вообще

"У меня секретов нет - слушайте, детишки"(с) Маяковский

Я безусловно признаю и уважаю личные неимущественные авторские права, которые включают в себя:

* право признаваться автором произведения (право авторства);
* право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
* право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Я с величайшим недоверием отношусь к тому, что называется "исключительным правом на произведение". Потому что смысл этого исключительного права в том и состоит, что организация, владеющая доступом к средствам массового копирования и распространения произведений, ЛИШАЕТ автора права распространять собственное произведение, заплатив ему за это энную сумму денег, и сама занимается распространением, иногда делясь с автором прибылью, а иногда - нет.

В древнем мире и в средние века авторское право существовало ТОЛЬКО в первом смысле слова. И нарушить его можно было только выдавая чужие произведения за свои (плагиат) либо лишая автора права тиражировать собственные произведения (цензура).

С появлением книгопечатания появилось авторское право в том смысле, в котором говорят о нем сегодня, авторское право в значении "исключительного права на произведение". Правда, ни Гутенберг, ни Фэн Мэнлун не додумались лишать авторов возможности печататься у других издателей. Но с превращением книгопечатания в бизнес отстаивание авторского права сделалось отстаиванием права книгоиздателя на УТП (уникальное торговое предложение).

Развитие цифровых технологий привело к тому, что автор получил доступ к неограниченному и бесплатному тиражированию своего произведения, и это подорвало бизнес организаций-распространителей - уже не только книгоиздателей, но и издателей аудио и видеопродукции, программ и многого другого.

С точки зрения АВТОРСКОГО права прямой доступ к средствам тиражирования - это, несомненно, гуд. Но нет добра без худа: доступ к средствам тиражирования получили не только авторы, но и те, кто тиражируют, а авторам не платят, сиречь пираты.

Мы снова оказались в ситуации средневековья, когда, с одной стороны, менестрель был свободен как птица, и никто нему не вправе был указывать "ты этого не пой, это неформат", а с другой - песню могли послушать, ее мог исполнить кто угодно другой, и нифига за это не заплатить. Это нам, конечно, обидно, мы привыкли, что хоть немного - да платят.

Лично меня такая ситуация не очень задевает - мне никогда не платили столько, чтоб на это можно было жить. И с мыслью о том, что столько никогда и не будет, я свыклась. Это капитализм, детка. Издатель работает не для того, чтоб сделать богатой _тебя_, он работает для того, чтоб сделать богатым _себя_. Я с издателем играю честно: в договоре есть пункт о том, что я не занимаюсь распространением своих книг - и я его соблюдаю в течение указанного в контракте срока. Но с другой стороны, я не волнуюсь о прибылях издателя, потерянных благодаря пиратам. Мне ни разу не платили столько, чтоб я по этому поводу волновалась. Эмиль Брагинский сказал как-то Яну Валетову: "В нашем деле пробивается один из сотни. Ян, ты готов быть 99-м?" Когда я закончила свою первую книгу, я для себя решила, что готова быть 99-й, 98-й, 97-й и далее по списку. Я занимаюсь этим не ради денег и бессмертной славы, а потому что у меня есть что сказать людям.

[identity profile] irukan.livejournal.com 2011-03-26 03:57 am (UTC)(link)
Будут писать те, кому по-настоящему есть, что сказать. А все эти "С.Т.А.Л.К.Е.Р.Ы", "Этногенезы" - зло

[identity profile] morfeusst.livejournal.com 2011-03-26 04:26 am (UTC)(link)
все будут писать, кому не лень
с пиратством ничего сделать нельзя...
но может их как то использовать? стать пиратом самому,
заставить всех играть по твоим правилам?
не играть самому ни в чьи игры,
играть но не по их правилам, делая вид, что играешь по их???
Стивен Кинг в свое время задавался этим вопросом, хотя у него бабла как грязи...
я как то пытался следить - че он там удумает... да потом недосуг стало
решил он это как то или нет - на знамо теперь,
наверное решил (скорее всего решил ничего не делать в борьбе с пиратами)

[identity profile] tramarim.livejournal.com 2011-03-26 06:54 am (UTC)(link)
*Когда я закончила свою первую книгу, я для себя решила, что готова быть 99-й, 98-й, 97-й и далее по списку. Я занимаюсь этим не ради денег и бессмертной славы, а потому что у меня есть что сказать людям.* - Ольга, Вы не поверите, но это одна из главных причин, по которой лично я сделаю все возможное, чтобы добыть Ваши книги (хотя в шаих широтах это весьма проблематозно). Сейчас очень мало авторов, которым есть что сказать читателям. Вы - одна из них. Спасибо.

+1

[identity profile] izaraya.livejournal.com 2011-03-26 04:40 pm (UTC)(link)
Подписываюсь.

[identity profile] umbloo.livejournal.com 2011-03-26 07:02 am (UTC)(link)
Вот это подход, с котороым я согласен практически полностью!

[identity profile] nemka.livejournal.com 2011-03-26 07:21 am (UTC)(link)
А как ты считаешь, автор - не изд(ев)ательство - должен иметь право запретить, чтобы его уже опубликованное произведение публиковалось в определенной форме и в определенном месте? Неважно потому - потому что деньги не платят или потому, что, скажем, сетевая библиотека "помойка новозеладнских сатанистов" ему просто не нравится и он не хочет, чтобы читатели там видели "его"?

[identity profile] morreth.livejournal.com 2011-03-26 05:33 pm (UTC)(link)
Да.

[identity profile] estellgreydaw.livejournal.com 2011-03-26 08:15 am (UTC)(link)
что я могу сказать - ты права.

[identity profile] nutuzh.livejournal.com 2011-03-26 08:26 am (UTC)(link)
Благодарю за развёрнутый комментарий. :)
Что же - от всей души желаю, чтобы платили столько, чтобы на это можно было жить.

[identity profile] nemka.livejournal.com 2011-03-26 08:40 am (UTC)(link)
А принцип "хочешь читать - плати" вообще осуществить невозможно. По Сети еще можно что-нибудь придуать, ведь на играх тоже стоят всякие защиты. Прочитал демоверсию до самого интересного места, а дальше плати...
А ведь существуют еще настоящие библиотеки, и даже если их тоже отменить - никто не отменит практику "купим одну книгу и передадим ее по кругу почитать".

[identity profile] tchr.livejournal.com 2011-03-26 11:11 am (UTC)(link)
Вашу позицию можно только уважать. Браво, тащем-то.

[identity profile] alan-christian.livejournal.com 2011-03-26 03:13 pm (UTC)(link)
совершенно та ж фигня )
плюс еще с детских лет у ребеночка,росшего в сплошь творческой среде (все кругом художники-писатели) выработанная уверенность, что писательским-художническим ремеслом можно или зарабатывать на жизнь, или заниматься так, чтобы быть свободным и писать именно то, что хочешь, и порой случайно вдруг да получить за это редчайшее и потрясающее удовольствие еще и бабла.

а это ведь даже не выбор)

[identity profile] m-mmajor.livejournal.com 2011-04-05 08:24 am (UTC)(link)
Прочитала в электронке "Ваше благородие" - заказала в печатном виде - 4 экземпляра. (вооружить крымчан, к сожалению далеко не крымцев)- наглядная арифметика :))
Думаю, что с переизданным ПТСРом будет также, хотя когда я читаю Ваши книги - на это время мои трое малышей и муж остаются сиротками. Выпадаю из реальности абсолютно. Спасибо за праздник души!

[identity profile] morreth.livejournal.com 2011-04-05 09:28 am (UTC)(link)
Вам спасибо :)