morreth: (Default)
morreth ([personal profile] morreth) wrote2010-11-25 02:38 pm

Просьба к читающему мои опусы народу

Особливо же к тем, кто впечатлен историей севастийских мучеников.

Может ли кто порекомендовать мне каких-нибудь книжек по истории Древнего Рима, типа "Повседневная жизнь римского легионера"? Или толковых (подчеркиваю: толковых, в духе Мэри Рено) художественных? Где много внимания уделяется бытовухе?

[identity profile] irien24.livejournal.com 2010-11-25 12:47 pm (UTC)(link)
Я свистну Яне, она у нас огромных размеров любитель Древнего Рима, и кучу всего читала.

[identity profile] veber.livejournal.com 2010-11-25 01:03 pm (UTC)(link)
Тебе на какое время?
Потому что поздняя Республика, империя Юлиев-Клавдиев, Антонины и то, что позже, - это несколько больших разниц.
Опять же, если я правильно понимаю твои намерения, тебе скорее всего нужно что-то научное, со специализацией по конкретному региону.
Загляни в "Вестник древней истории" для начала - там точно отыщутся хотя бы нужные заголовки.
http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/vdi.htm

Могу посмотреть тебе что-нибудь в Фаланстере и если найду - придумать, как передать.
Еще, вероятно, Гоша Кантор может дать квалифицированную консультацию по англоязычным научным изданиям, но я его лично не знаю.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2010-11-25 01:17 pm (UTC)(link)
Меня интересует, сама понимаешь, эпоха Константина. Плюс-минус лапоть 50 лет.

[identity profile] veber.livejournal.com 2010-11-25 01:26 pm (UTC)(link)
Этим никогда не интересовалась, могу присоветовать только Аммиана Марцеллина, если вдруг не читала.

Бытовухи особо нет, но кое-что вроде вычленить можно, и атмосферка, тыксказать, передана.


[identity profile] nasse.livejournal.com 2010-11-25 01:04 pm (UTC)(link)
Мне показалось, что Колин Маккалоу неплохо поработала с первоисточниками.

[identity profile] silhiriel.livejournal.com 2010-11-25 01:13 pm (UTC)(link)
плюс очень много.
И перевели ее хорошо, пусть и не всю.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2010-11-25 01:18 pm (UTC)(link)
О! Причем это реально доставабельно.
Спасибки!

[identity profile] veber.livejournal.com 2010-11-25 01:34 pm (UTC)(link)
Маккалоу (как и упомянутый ниже Роберт Грейвз) весьма неплохи, но ты имей в виду, что Маккалоу - это от Суллы с Марием до Августа с Антонием, а Грейвз - от Августа до Клавдия включительно.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2010-11-25 01:38 pm (UTC)(link)
Тогда грустно. Не те времена и места от слова "совсем". Это же крайний Восток Империи, там и быт организован, скорее всего, по-другому...

[identity profile] veber.livejournal.com 2010-11-25 02:49 pm (UTC)(link)
Думаю, что да.

[identity profile] veber.livejournal.com 2010-11-25 08:21 pm (UTC)(link)
Еще кое-что, на русском.
http://krotov.info/spravki/help/bibliografia/04_gen.htm

[identity profile] sidha13.livejournal.com 2010-11-25 01:09 pm (UTC)(link)
так если сходу....
Жером Каркопино. Повседневная жизнь древнего Рима. Апогей империи
или вот: Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима. Автор: Хёфлинг Г. Ничо такая, насколько я помню, быт неплохо прописан там. Есть еще хорошая "Римские древности" изд-ва Московского университета, но автора не помню:( Надо искать, где-то зарыта в недрах. Но это репринт.
Или "Императорский Рим в лицах" автор Е.В. Федорова. Там в основном про членов императорских семей, но в начале есть целый раздел по бытовухе.

[identity profile] liberis.livejournal.com 2010-11-25 01:16 pm (UTC)(link)
У меня есть такая книженция. Называется "Ищется организатор оргий":)) Она как раз о повседневной жизни и разных профессиях в древнем риме и греции. Правда на английском - но это же ничего. Прислать по почте? Она максимум дней 10 идти будет...

[identity profile] morreth.livejournal.com 2010-11-25 01:18 pm (UTC)(link)
Ух, какой царский подарок! Не жалко?

[identity profile] liberis.livejournal.com 2010-11-25 01:32 pm (UTC)(link)
Да ладно, чего жалеть-то? Я ее уже читала несколько раз, оно конечно любопытно, но мне пригодится вряд ли. Единственное что, она может оказаться слишком поверхностной и местами написана в этом модном современном разухабистом стиле. Но с другой стороны - материал собран любопытный и именно под нужным углом зрения.

Адрес почтовый можно мне еще раз послать в Личные послания?

[identity profile] dinni.livejournal.com 2010-11-25 01:24 pm (UTC)(link)
Моммзен, Буркхардт, Грейвз (художественное, но очень хорошее), Фердинанд Лот (если его переводили на русский или у Вас есть возможность найти по-английски).

[identity profile] morreth.livejournal.com 2010-11-25 01:34 pm (UTC)(link)
Моммзена я читала, но у него об интересующих меня аспектах очень мало.
Проще говоря, мне нужна детальная визуализация того, что люди носили, ели и пили, за какими столами возлежали, что носили на ногах в зимнее время...
А то получается, что я древнего японца за обедом легче могу вообразить, чем древнего римлянина.

[identity profile] http://users.livejournal.com/_zlyden_/ 2010-11-25 01:42 pm (UTC)(link)
А где у Моммзена "бытовуха"?
(deleted comment)

[identity profile] morreth.livejournal.com 2010-11-25 01:48 pm (UTC)(link)
Красно дякую!

[identity profile] tin-tina.livejournal.com 2010-11-25 02:16 pm (UTC)(link)
Не знаю, чи перекладалося з польської. Ал.Кравчук, "Костянтин Великий" і "Рід Костянтина". Це нехудожні книги, але й не монографії, а саме "розповідний жанр". Автор - відомий польський історик.
Написано надзвичайно, як згадаю опис римської юрби, матрон, що ревно складають собі гороскопи, закони про млини і лазні... Словом, саме воно, от тільки не знаю, наскільки досяжне.
(deleted comment)

[identity profile] tin-tina.livejournal.com 2010-11-25 05:14 pm (UTC)(link)
Добре, я пошлю дані своїх польських видань. Вони, правда, досить давні.

[identity profile] alanor.livejournal.com 2010-11-25 01:54 pm (UTC)(link)
Да, про константиновские времена - ничего. Кабы из времен республиканских или первого-второго века...

[identity profile] audiart.livejournal.com 2010-11-25 02:03 pm (UTC)(link)
А к "Оспреям" у вас доступ есть? Для базового погружения в предмет ИМХО самое то, да еще куча картинок. Вот этот выпуск самый релевантный, наверное.

[identity profile] audiart.livejournal.com 2010-11-25 02:49 pm (UTC)(link)
А киньте адрес личным сообщением - попробуем устроить :)

[identity profile] audiart.livejournal.com 2010-11-25 03:06 pm (UTC)(link)
О, оказывается, все украдено до нас! По крайней мере, многое.
http://avaxhome.ws/ebooks/history_military/Romewarrr.html
http://avaxhome.ws/ebooks/1841761478.html

[identity profile] umbloo.livejournal.com 2010-11-25 02:06 pm (UTC)(link)
Франтишек Велишский «История цивилизации: быт и нравы древних греков и римлян». Переиздано под таким названием в Эксмо, 2000. О военных там большой, внятный и со ссылками раздел, хороший. как и вся книга. Подробней о Велишском (хоть и в старом издании, где иллюстраций и чертежей больше) здесь: http://umbloo.livejournal.com/44290.html
Есть ещё соответствующая глава в "Простых людях древней Италии" Сергеенко, но там всё же более ранний период.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2010-11-25 02:13 pm (UTC)(link)
Спасибо!

[identity profile] shoshana-flor.livejournal.com 2010-11-25 02:15 pm (UTC)(link)
Супруг мой явно может. Так что через пару часов отпишусь, ОК?

[identity profile] lubelia.livejournal.com 2010-11-25 08:41 pm (UTC)(link)
Очень хорошие книги у Сергеенко - "Жизнь в Древнем Риме" и "Простые люди древней Италии". Она больше ориентируется на классический период, но там именно масса бытовых сведений - что ели, какая была мебель, как были устроены дома, чем торговали на рынках - то что не особенно менялось, так что это посмотреть в любом случае стоит.

[identity profile] d-velata.livejournal.com 2010-11-26 05:46 am (UTC)(link)
Точно, Сергеенко в этом смысле лучше всего, она замечательная. Про Помпеи у нее еще отличная книжка; тоже, естественно, классический период, зато именно "про жизнь", и она была очень серьезный человек.
Паскаль Киньяр (написал "Все утра мира"), у него - из того, что я читала, - есть роман "Записки на буковых дощечках Аппронении Авиции" (вроде заметок римской матроны-язычницы уже совсем христианских времен) и книга эссе "Секс и страх". Он французский "интеллектюэль", т.е. это все, на мой вкус, в сущности противно и идеологично, но специалист, и написано грамотно и, вероятно, довольно квалифицированно (не проверяла). Для подготовленного читателя - любопытно, со всякими деталями и цитатами, кажется, библиографией.

[identity profile] obergefreiter.livejournal.com 2010-11-26 06:16 am (UTC)(link)
http://read.ru/id/373115

Там организация, социальный состав, быт.

И у Махалюка еще одна книжка есть... в Сети не нашел, но если надо, мимо книжного пройду и взгляну. Не помню названия, но что-то связанное именно с восприятием мира через забрало шлема, образно выражаясь.

В сети их не нашел, так что придется заказывать, наверное.

[identity profile] logist2010.livejournal.com 2010-11-26 02:59 pm (UTC)(link)
Собственно при Доминате (Диоклетиан и позже) и нравы и люди *и даже кухня и поменялись от времен классических, и очень разные по регионам. Если про запад - Галлия и Испания, то одни книги, если Восток, Сирия, другие, Паннония и регион смежный со степняками - где много влияния аланов и германцев, совсем третьи. А легионы к тому времени были меньшая часть армии. Уже пошел вал туземных формирований, союзников, "федератов".
Себаста - это будущая провинция Армения Вторая, да?
На Востоке уже тогда самая почитаемая, высокооплачиваемая и элитная часть армии была тяжелая конница, панцирная, катафрактарии - армяне и аланы.
А Мережковского первая часть (где "Юлиан Отступник") не пробовали, для описаний быта? Именно бытовую сторону он пролопатил от альфы до омеги. Причем в том районе географическом.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2010-11-26 04:17 pm (UTC)(link)
Благодарю.

[identity profile] dkluger.livejournal.com 2010-11-28 03:49 pm (UTC)(link)
Как насчет Теодора Парницкого? "Аэций, последний римлянин" и "Смерть Аэция".

[identity profile] morreth.livejournal.com 2010-11-28 05:00 pm (UTC)(link)
Спасибо!